Каждый вечер собираются ребята на свой «огонёк» – неспешный и откровенный разговор у костра. Это не только костёр. Это искорка заинтересованности каждого делами отряда и судьбой товарища, теплота дружеских взаимоотношений. Это возможность поговорить о будущем и обсудить прожитый день: всё ли в нём удалось и как сделать так, чтобы завтрашний день был лучше и интереснее сегодняшнего.
«Огонек» - откровенная, святая пора -
Это правда святая, это друга слова.
Разговор по делам, по душам, по сердцам,
То что редко судьба преподносит всем нам.
ТРАДИЦИЯ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕСНЕ
На сборе, у вечернего костра, в дороге, в походе, в орлятском кругу, - всюду с тобой будут песни: бодрые и радостные, задумчивые и лирические. Для каждого события – своя песня. Ребята их не выкрикивают, кто громче, а поют, с уважением относясь к творчеству тех, кто эти песни придумал и подарил - профессиональные композиторы или ребята – орлята. Порой, то, что не выскажешь словами, поможет объяснить песня.
ТРАДИЦИЯ ОРЛЯТСКОГО КРУГА
Это однаиз самых замечательных и известных традиций нашего лагеря. В круг собираются друзья, в кругу обсуждаются самые важные вопросы, в кругу легче сделать самое трудное дело. Это так важно – видеть глаза друзей, чувствовать их доброту и понимание, опереться на их надёжные плечи.
Орлятский круг - символ откровенного, душевного уюта.
Справа друг и слева друг,
Чуть качнулся «орлятский» круг.
Руки в размахе, как крылья орла,
Здесь лишь о главном услышишь слова,
Справа - на плечи, а слева на пояс
Лучшие песни выводит твой голос.
Круг этот верный нельзя разорвать,
В центр лишь прощаясь можно ступать.
Игры на знакомство
В первые дни смены важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом. Вожатый, постарайся быть радостным, весёлым, немного «бесшабашным», попробуй «раскрутиться» в полную силу своих возможностей, тогда дети во всём начнут подражать тебе и копировать.
"5 важных вещей"
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
"Математика"
Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: «Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Проиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.
"Что одето на вожатом?"
Предложите ребятам в порядке очереди, назвать все предметы Вашей одежды. Кто назовет последний предмет, тот и победил. Можно разбиться на две команды. Эта игра не просто концентрирует внимание на Вас (Вы и так находитесь в центре внимания ребят), но позволяет очень быстро преодолеть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения с незнакомым человеком, поскольку сам процесс Вашего «раздевания» пускает ребят в Вашу интимную зону общения и, тем самым, способствует более быстрому установлению контакта.
"Павлин"
На листе ватмана нарисуйте павлина, но без хвоста. Для того чтобы нарисовать хвост, попросите каждого из детей приложить к бумаге ладошку и обвести ее. Ладонь — это одно из перьев хвоста. В результате вокруг павлина получается хвост из ладошек детей. Внутри своей ладони они могут что-нибудь нарисовать или написать. Повесьте павлина рядом с отрядным уголком как большой портрет отряда.
"Сбор рукопожатий"
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
"Назовись"
Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Третий раунд этой игры несколько изменен. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать свое имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д. После проведения этой игры (на ее проведение затрачивается 10-15 минут) делается вполне реальным запомнить до 20 имен.
«Газетка»
Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг, должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он опять становится ведущим. В группе, в которой много малознакомых людей, иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
«Давай познакомимся»
Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, машут ему рукой. Музыка перестает играть, появляются новые знакомые. Игра продолжается.
«Семейное фото»
Разделите детей на группы по 3-4 человека. Дайте каждой группе лист бумаги, карандаши и фломастеры. Предложите им создать групповой портрет, объединив в нем черты каждого из группы. В конце работы попросите каждую группу назвать свой портрет, создав его из первых букв имен участников. В завершении устройте выставку портретов.
«Визитка»
Вначале можно задать вопрос: «Что значит «визитка»?». Предложите ребятам придумать свои надписи. Затем каждый зачитывает в круге свою «Визитку». Это упражнение помогает ребятам лучше узнать друг друга, почувствовать общность взглядов. Вожатому важно запомнить всех участников, создать доброжелательную обстановку. Ведущий должен уметь слушать своих ребят, наблюдать за их поведением, эмоциями, реакцией, высказываниями. К концу занятия Вы можете увидеть для себя активных и пассивных, лидеров-инициаторов, проблемных, «тревожных» детей и т.д.
«Карточки»
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какая-то информация о человеке. (Например: «Я люблю петь». «У меня есть собака». «Мне грустно». и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется «выиграть» в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
«Мне нравится, когда меня зовут ...»
В игре можно использовать небольших размеров мягкую игрушку или мяч. Ведущий передает игрушку любому участнику, который должен назвать свое имя и то, как он хотел бы, чтобы его называли.
«Знакомимся по кругу»
Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
«Рассказ - эстафета»
Участники рассказывают о своих именах, кто дал имя, в честь кого носит имя, значение имени, кого из известных людей с таким именем знают, смешные истории со своим именем и т.д.
«Краткая характеристика»
Произнести громко и четко: «Я -...» (три различных прилагательных, которые могли бы его охарактеризовать). Ведущий отмечает для себя у кого из ребят возможно заниженная самооценка, тогда может понадобиться индивидуальная работа с ребенком. Возможно следующее продолжение этого упражнения: участники образуют микрогруппы по 3-4 человека и дополняют образ друг друга.
ИГРЫ С ЗАЛОМ
Эта коллекция игр с залом поможет вам поднять настроение у ребят и эмоционально настроить их, снять шум в зале, а также заполнить неожиданно возникшую паузу в ходе какого либо мероприятия.
Карлики и великаны
Ведущий договаривается с ребятами, что, если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «кар-лики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед. Сначала ру-ководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. По-том, проводя игру, ведущий может время от времени показывать движения невпопад. Можно движения изменить: на слове «карлики» — сводят руки, со-единяя ладони, на слове «великаны» —широко разводят руки в стороны.
Поезд
Представим, что мы должны сдвинуть с, рельсов тяжёлый железнодорож-ный состав. Колеса начинают медленно стучать на стыках рельсов. Отмечаем этот стук двойным хлопком. Первым хлопает ведущий. За ним остальные участники. Поезд разгоняется, ведущий делает двойной хлопок короче, все долж-ны реагировать на изменение ритма. Темп убыстряется, поезд мчится. Веду-щий можете изменить направление «движения», сказав «обратно». С этого момента темп замедляется до полной остановки поезда. Запрещенное движение
Ведущий условливается с ребятами, какое движение нельзя делать, на-пример: присесть, захлопать в ладоши, помахать руками. Затем руководитель показывает различные движения, которые играющие должны в точности по-вторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра. Неожиданно руководитель показывает запрещенное движение. Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, кото-рые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда руко-водитель кладет руку на затылок, играющие должны присесть, скрестив ноги, а когда он наклоняется вперед, они должны два раза хлопнуть в ладоши. До начала игры надо все движения хорошенько прорепетировать. Солнышко, заборчик, камешки
Ведущий, постепенно увеличивая темп, и в любом порядке дает играю-щим такие команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки». Играющие на команду «Солнышко!» растопыривают пальцы на руках, по команде «Забор-чик!» смыкают пальцы и выпрямляют ладони, руки сжаты в кулаки при ко-манде «Камешки!» Дождик
Подставьте ладонь начинающемуся летнему дождику. Падает 1 капелька (ведущий бьет одним пальцем по развернутой ладони). Падают 2 капли (2 пальца). Падают 3 капли (3 пальца). Начинается дождь! (Бьет ладонью о ладонь.) Сильный дождь! Ливень! (Звук нарастает.) Гром! Град! (К шуму ладоней добавляются топот ног.) Дождь затихает. 4 капельки, 3, 2, 1. Тишина... Снова появилось солнце!
Барыня
Зал делится на четыре части. Каждая получает свои слова. 1: «В бане веники мочены». 2: «Веретена точены». 3: «А мочало не сушено». 4: «Барыня – барыня, барыня – сударыня». Ведущий «дирижирует» залом, показывая то на третью, то на третью. На кого покажет, тот должен произносить свои слова. Перед началом с каждой командой репетируются слова.
ОТРЯДНАЯ РАБОТА
1) Привет, я самый лучший вожатый в мире!
( порядок в корпусе, посчитать тумбы, кровати, постельное, шторы)
- организация расселения. 1 ребенок выбирает любое место.
- общение с родителями:
Чем занимается ребенок? Физическая нагрузка.
Спросить у родителей про медикаменты, лекарства только по рецепту.
Телефоны родителей.
- замути игру (РВС)
- оформить встречу ( тему отряда, плакаты, шары)
2) Влюби в себя отряд, и полюби его сам.
- игры на знакомство 2-3 дня.
- внутрики ( общая деятельность: кричалки, танцы, песни, отличительные знаки)
- коллективно творческое дело (КТД) – развитие, потенциала детей, и участие всего отряда.