Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и
т. д.
Ход игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
Карточка № 9
Игра «Звенит — жужжит»
Цель. Дифференциация звуков з—ж.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
Карточка № 10
Игра «Отстукивание слогов»
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Ход игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Карточка № 11
Игра «Телеграф»
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Ход игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.
Карточка № 12
Игра «Угадай слово»
Цель.. Составление слов с определенным количеством слогов.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать
Карточка № 13
Игра «Подумай, не ошибись»
Цель: развитие фонематического слуха, памяти, дифференциация фонем, активизация словаря, развитие логического мышления.
Ход игры: логопед предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых, и определяется команда - победитель.
Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова «сыр».
подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук к, а последним - ш.
Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука л .
Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был - у, а последний - к.
Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук У.
- Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук м, а заканчивается на а.
Назовите слова, у которых второй слог - ка.
Как зовут кошку, если последний звук ее клички я?
Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук к?
Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на - орт? Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого звука слова «лес»? и т.д.