Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Корреляции между показателями свойств темперамента и свойств общего типа нервной системы



Показатели свойств общего типа нервной системы Условные номера показателей свойств общего типа нервной системы Ригидность Утомляемость Экстраверсия — интроверсия
Уравновешенность по силе                           -31**          
                                     
Динамич­ность возбуждения                       44**   -40*          
Динамичность торможения                                      
    -30* -25*                   -54** -26*        
                              -29*      
Подвижность нервных процессов 55**   59**                       52** 57**      
45**   54**                       58** 63**      
Баланс динамичности                           66**          
Лабильность нервных процессов                       46*   41*            
                    44*   42*            

 

сопоставлявшихся) коррелирует с несколькими свойствами нервной системы. В последнее время В. М. Русалов (1979) установил, что показатели умственной активности и некото­рые сложные скоростные показатели психомоторики связа­ны с показателями нескольких свойств нервной системы — пространственно-временной синхронизацией и когерент­ностью ЭЭГ процессов. В то же время электроэнцефалогра­фические показатели одного и того же свойства нервной си­стемы (например, амплитуда медленных ритмов) связаны с двумя разными свойствами активности - эргическим и ско­ростным компонентами. Такой тип связи, как уже отмеча­лось, обозначается как полиморфный, или много-много­значный. Он характерен для явлений, относящихся к раз­ным иерархическим уровням индивидуальности.

Между тем внутренние связи в группе свойств нервной системы имеют совершенно иной характер. Среди физиоло­гических показателей есть и такие, которые коррелируют с несколькими свойствами нервной системы. Например, не­которые показатели силы возбудительного процесса корре­лируют с показателями динамичности, а также активированности нервной системы (В. Д. Небылицын, 1966; В. М. Руса­лов, 1979). В таких случаях мы вправе считать, что одно из свойств является основным, а другое производным. Но на­ряду с этим существует большое количество физиологиче­ских показателей, которые образуют простую ортогональ­ную факторную структуру. В. М. Русалов (1979), использовав 36 электроэнцефалографических показателей, выделил 4 до­статочно информативных ортогональных фактора: 1) фактор энергии медленных ритмов; 2) фактор частоты медленных ритмов; 3) фактор частоты и энергии ритма бета-2; 4) фактор пространственно-временной согласованности ЭЭГ процес­сов. Наряду с двумя другими выделенными им факторами он обоснованно истолковывает их как отражающие основные свойства нервной системы. Следовательно, показатели основных свойств нервной системы статистически не связа ны друг с другом и образуют ортогональную факторную структуру.

Таким образом, полиморфность, или много-многозначность, связей представляет собой математическое выраже­ние своеобразия психофизиологической зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы по срав­нению с нейрофизиологическими закономерностями свойств нервной системы.

Вместе с тем, как указывалось выше, свойства темпера­мента и свойства нервной системы гомоморфны. Каждый психологический показатель свойства темперамента (из числа сопоставленных) находится в линейной корреляции с какими-либо физиологическими показателями свойств нервной системы и общее направление индивидуальных различий по свойствам нервной системы (их полярность) со­ответствует общему направлению различий по свойствам темперамента. Благодаря такой гомоморфности зависимо­сти психологических и физиологических показателей имеют для исследователя эвристическое значение: на основании физиологических зависимостей между свойствами нервной системы мы можем предполагать характер зависимости меж­ду свойствами темперамента, и наоборот.

Прямолинейная корреляция между свойствами темпера­мента и свойствами нервной системы представляет собой лишь один из типов линейных зависимостей. Линейная за­висимость может существовать и тогда, когда между попарно взятыми психологическими и физиологическими показате­лями нет корреляции. Это означает, что хотя каждое отдель­ное свойство темперамента не зависит от данного свойства нервной системы, но некая система свойств темперамента обусловлена одним и тем же свойством нервной системы. Математическое выражение такой интегральной зависимо­сти может быть различным. Один из приемлемых способов обработки эмпирических данных в этом случае — дискриминантный анализ. Суть его в следующем. По индивидуально различным показателям какого-либо одного свойства нервной системы вся выборка испытуемых делится на две поляр­ные группы (например, с сильным возбудительным процес­сом и слабым возбудительным процессом). Затем по опреде­ленной формуле, например предложенной О. М. Калини­ным и упомянутой в работе В. П. Михайловой и И. М. Палея (1967), вычисляется для каждого испытуемого интегральный показатель (дискриминатор), компонентами которого явля­ются показатели каждого изученного свойства темперамен­та. Эти интегральные показатели располагаются по линей­ной шкале: чем больше интегральный показатель свойств темперамента зависит от сопоставляемого свойства нервной системы, тем полярнее по отношению друг к другу распола­гаются испытуемые с полярными свойствами нервной сис­темы (в нашем примере «сильные» и «слабые»). В. П. Ми­хайлова и И. М. Палей (1967) сопоставляли различные пока­затели устойчивости установки по Д. Н. Узнадзе в разных модальностях с показателями силы возбудительного процес­са. Обнаружилось, что из 56 корреляций только 5 были зна­чимы на уровне р < 0,05. Между тем, по данным дискриминантного анализа, дискриминаторы «сильных» и «слабых» испытуемых расположились по разные стороны разграничи­тельной линии.

В упомянутом исследовании с силой возбудительного процесса сопоставлялись разные показатели одного и того же свойства темперамента — ригидности. Но то же самое об­наруживается и при сопоставлении с показателями разных психических свойств (И. М. Палей, там же). Например, уро­вень чувствительности зрения, устойчивость гаптической установки, коэффициент продуктивности сосредоточения внимания — каждый из этих показателей в отдельности не коррелирует с силой возбудительного процесса, но интег­ральный дискриминатор, в который они входят как компо­ненты, зависит от силы возбудительного процесса. Такой же тип зависимости по критерию дискриминатора был получен при сопоставлении комплекса темперамента с силой возбу­дительного процесса (В. В. Белоус, 1967; Э. И. Маствилискер , 1973; К А. Силина, 1977). При дискриминантом анализе об­наруживается, что испытуемые с полярными комплексами свойств темперамента располагаются на полярных отрезках линейной шкалы свойств нервной системы. В этом снова проявляется гомоморфность свойств темперамента и свойств нервной системы.

Каким образом возможна прямолинейная зависимость системы свойств темперамента отданного свойства нервной системы, тогда как отдельное свойство темперамента отдан­ного свойства нервной системы не зависит?

Одно из возможных предположений заключается в следу­ющем. Психические свойства имеют иные и более диффе­ренцированные приспособительные функции, чем физио­логические свойства нервной системы. Поэтому одна и та же приспособительная функция свойства нервной системы мо­жет осуществляться при помощи различных психических свойств. Так, выносливость нервных клеток (одна из харак­теристик силы возбудительного процесса) может проявлять­ся у одних испытуемых в устойчивости оптической фикси­рованной установки, у других — моторной, у третьих — гаптической. Поэтому хотя устойчивость фиксированной уста­новки в каждой модальности в отдельности не коррелирует с силой возбудительного процесса, тем не менее чаще всего у «сильных» испытуемых устойчивость установки в какой-ни­будь из модальностей будет выше, чем у «слабых». С соответ­ствующими изменениями это положение применимо и к по­казателям разных свойств темперамента. Благодаря такому типу связи различные свойства темперамента могут взаимно друг друга компенсировать. Если приспособительная функ­ция определенного свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи какого-либо одного свойст­ва темперамента, она осуществляется при помощи другого, его компенсирующего. Но возможно это только тогда, когда вся система взаимно компенсирующих друг друга свойств темперамента зависит от одного и того же свойства нервной системы.

Помимо линейных связей свойств темперамента и нерв­ной системы, существуют связи другого типа — связи нели­нейные. Нелинейная зависимость может проявляться в фор­ме криволинейной корреляции. В исследовании И. М. Па­лея (1966) нейротизм не коррелирует прямолинейно ни с од­ним показателем силы возбудительного процесса. Но тетра-хорическая корреляция между этими показателями, в боль­шой степени отражающая криволинейность, является стати­стически значимой. И. М. Палей (1969) обнаружил и еще бо­лее сложный тип криволинейной зависимости — когда при прямолинейном изменении силы возбудительного процесса психологические показатели изменяются дважды: сначала возрастают, затем уменьшаются, снова возрастают и, нако­нец, вновь уменьшаются. Однако по отношению к психофи­зиологическим зависимостям свойств темперамента этот тип связей не исследовался.

В криволинейной зависимости от свойств нервной систе­мы может находиться не только одно свойство темперамен­та, но и система свойств. Такая зависимость обнаруживается методом таксономии. Суть метода в том, что для каждого ис­пытуемого вычисляется положение в многомерном про­странстве, координатами которого являются значения пока­зателей свойств темперамента и свойств нервной системы. Если при этом испытуемые распределяются в многомерном пространстве в нескольких непересекающихся гиперсферах, каждая из них представляет особую самостоятельную систе­му — тип.

Применяя метод таксономии, Р. И. Аллагулов (1971) и В. М. Русалов (1979) установили, что испытуемые с сильным возбудительным процессом и слабым возбудительным про­цессом образуют два различных таксона. Среди психологи­ческих показателей, образующих систему координат, есть такие (например, эмоциональная возбудимость), которые не коррелируют с показателями силы возбудительного процес­са, но входят с ней в общий таксон. Во всех указанных случа­ях связь между свойствами темперамента и свойствами нерв ной системы, входящими в общий таксон, имеет нелиней­ный характер.

Психофизиологический смысл такой зависимости тот же, какой устанавливается при дискриминантном анализе. Это компенсаторные связи между свойствами темперамен­та, зависящими от одного и того же свойства нервной систе­мы. Только условия компенсации одного свойства другим здесь более сложные. В случае линейной зависимости ком­пенсируют друг друга свойства темперамента с примерно одинаковым ранговым местом испытуемого по каждому со­поставляемому показателю. В случае криволинейной зави­симости при осуществлении какой-либо приспособитель­ной функции можно предположить, что компенсируют друг друга свойства темперамента с резко различающимися ран­говыми местами у каждого испытуемого.

Рассмотрев типы психофизиологических зависимостей свойств темперамента и нервной системы, перейдем к ана­лизу их компонентов. Какие показатели свойств темпера­мента и свойств нервной системы наиболее часто связаны? Из табл. 3—5 и последующего изложения видно, что разные показатели свойств нервной системы имеют разное количе­ство корреляционных связей со свойствами темперамента. Наибольшее количество связей имеет сила возбудительного процесса. Нет ни одного показателя свойств темперамента, который не находился бы в той или иной связи с силой воз­будительного процесса. В тех немногих случаях, когда отсут­ствует прямолинейная корреляция, такая зависимость выра­жается в криволинейных связях, интегральной связи диск­риминант или в принадлежности к одному таксону. Поэтому все полученные сочетания свойств темперамента, т. е. его типы, гомоморфны двум типам нервной системы — сильно­му и слабому.

Вместе с тем существуют такие свойства нервной систе­мы, от которых не зависят некоторые свойства темперамен­та. Например, показатели экстраверсии — интроверсии, за исключением двух, не связаны с динамичностью возбуждения и торможения. Показатели ригидности не связаны с уравновешенностью нервных процессов по силе.

В некоторых случаях, когда организация исследования допускает такое сопоставление, одно свойство темперамента зависит от нескольких основных свойств нервной системы. Так, показатели тревожности коррелируют с показателями силы возбудительного процесса, уравновешенности по силе, динамичности возбуждения и торможения и, наконец, по­движности в смысле переделки. Там, где имеется такая мно­госторонняя связь, есть основания предполагать, что данное свойство темперамента зависит от типа нервной системы в целом.

Рассматривая весь ряд математических связей свойств темперамента и свойств нервной системы, приходим к сле­дующим выводам.

Между математически выражаемыми связями свойств темперамента и свойств нервной системы, с одной стороны, и связями внутри основных свойств нервной системы — с другой, существует принципиальное отличие. Связи показа­телей свойств темперамента и показателей свойств нервной системы много-многозначны. Между показателями разных основных свойств нервной системы связь существует лишь в единичных случаях. Как правило, связаны между собой лишь показатели одного и того же основного свойства. В этом смысле связи здесь однозначные.

В соответствии с этим совершенно различна факторная структура в том и другом случае. Для основных свойств нерв­ной системы это ортогональная структура независимых фак­торов. Для матрицы интеркорреляций свойств темперамента и нервной системы это облическая факторная структура, в которой одни и те же свойства нервной системы имеют зна­чимые веса в разных факторах.

В психофизиологических зависимостях свойств темпера­мента от свойств нервной системы существует несколько различных уровней интеграции: а) линейная зависимость одного свойства темперамента от нескольких свойств нервной системы, выражающаяся в прямолинейных корреляци­ях; б) линейная зависимость сочетания свойств темперамен­та от одного свойства нервной системы, выражающаяся в ди­скриминантах; в) нелинейная зависимость комплекса свойств темперамента от одного или нескольких свойств нервной системы и от типа нервной системы в целом, выра­жающаяся в таксонах.

При интегральной линейной или нелинейной зависимо­сти комплекса свойств темперамента от одного свойства нервной системы или от их комплекса существует гомоморфность типа темперамента и типа нервной системы.

В дальнейшем будет показано, что различные уровни ин­теграции зависимостей свойств темперамента от свойств нервной системы отражаются и в онтогенезе.

Обнаружение много-многозначной связи между свойст­вами темперамента и свойствами нервной системы заставля­ет поставить общий основной вопрос для разноуровневых связей. Что является в данном случае опосредующим звеном в этих связях? При усвоении индивидуального стиля пред­метной деятельности или общения характер связи между свойствами нервной системы и темперамента не изменяется. В работе Н. М. Гордецовой (1978) со старшими дошкольни­ками связь между слабостью возбудительного процесса и психодинамической тревожностью не изменилась при усвоении индивидуального стиля игрового общения. Не из­менилась эта связь и у подростков при усвоении индивиду­ального стиля общественной деятельности (И. X. Пикапов, 1977). Не изменяется она у бригадиров на производстве в зависимости от усвоения разного стиля деятельности руково­дителя (В. В. Люкин, 1977).

Таким образом, индивидуальный стиль деятельности не является опосредующим звеном между свойствами нервной системы и темперамента.

Существуют некоторые факты, позволяющие предполо­жить, что таким опосредующим звеном может быть индиви­дуальный стиль моторной активности. В исследованиях Б. А. Вяткина (1964) было установлено, что в ситуации со­ревновательного стресса изменяется характер связей между свойствами нервной системы и индивидуальными особен­ностями моторики и сенсомоторики. Вне ситуации соревно­вания или при меньшей ответственности соревнования сила возбудительного процесса связана с одними качественными особенностями моторики и сенсоматорики. В ситуации со­ревнования или при большей его ответственности те же свойства нервной системы связаны с другими качественны­ми особенностями моторики и сенсомоторики. В дальней­ших исследованиях (Б. А. Вяткин, 1981) это предположение получило новые подтверждения — было установлено, что со­стояние психического стресса, возникающее в связи с учас­тием спортсмена в соревнованиях, изменяет характер связи между разноуровневыми свойствами интегральной индиви­дуальности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.