1. Понятие, структура и функции политического сознания
2. Компоненты политического сознания.
3. Типы политического сознания.
Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.
Образ жизни и состояние массового сознания. – М., 1992.
Общественное сознание и его формы. – М., 1986.
Руденко Ю. Політична свідомість і визначення та актуальні досягнення в контексті розвитку вітчизняної політичної науки // Людина і політика. – 2001. - №4.
Ануфриев Е., Лесная П. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. №3-7.
Бирюков Н.И., Сергеев В.М. «Соборность» как парадигма политического сознания // Полис. 1997. №3.
Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 1979.
Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 1998. №2.
Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 1999.
Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2000.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 1996. №6.
1. Понятие, структура и функции политического сознания.
В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.
Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни.Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев.
Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.
Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания. Так, сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.
Второй, аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления.С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Таким образом, политическое сознание понимается как тот уровень представлений, на который может подняться человек для оптимизации своего политического участия и выполнения необходимых функций в сфере власти.
В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания — политическое и предполитическое (потестарное, от лат. potestas — власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.
В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.
Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность, а также осуществляется ее истолкование и оценка. Субъектом, т.е. носителем политического сознания, могут выступать различные социальные общности: классы, сословия, нации, группы людей (возрастные, территориальные и т.д.).
Политическое сознание имеет сложную структуру. В нем выделяют соотносимые уровни политического сознания: теоретический и обыденный, идеологический и психологический. Основанием для выделения уровней являются глубина и адекватность воспроизведения ими политической реальности.
Теоретический уровень политического сознания – это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, теорий. Его задача – выработать систематизированное знание о политике, позволяющее объяснить ее возникновение и последующее развитие.
Обыденный уровень политического сознания – это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике. Они, как правило, опираются на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий. Обыденное политическое сознание ориентировано на непосредственные жизненные интересы, при этом оно зачастую более изменчиво и гибко, чем специализированное (теоретическое) политическое сознание.
Политическая идеология и политическая психология частично совпадают по содержанию с теоретическим и обыденным сознанием, но имеют и свою специфику.
Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). Она возникает не стихийно, а вырабатывается целенаправленно профессионалами – идеологами. Идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет собой знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе. Это лишает ее твердой теоретической почвы, ибо при обосновании должного большую роль играют ценности, установки исследователя и реализация в будущем какой-либо теоретической модели зависит от субъективно-волевого выбора людей.
Поскольку содержание идеологии обусловлено интересами различных социальных групп, существует много идеологий, конкурирующих между собой.
Политическая психология – это совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Политическая психология включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы – мотивы, предпочтения, установки. Этим она отличается от обыденного сознания.
В составе политического сознания присутствуют и такие элементы, как политические мифы и утопии. Политические мифы живут в массовом политическом сознании, их востребованность объясняется простотой, наглядность предлагаемых ими решений на деле сложных социальных проблем (мифы национальной или расовой исключительности, непогрешимости вождей, сионистских или масонских заговоров и т.д.).
Утопии – это произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства, реализация которых в принципе невозможна. Слово «утопия» в переводе означает «место, которого нет». Утопия осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Главная проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых.
В зависимости от субъекта политического сознания выделяются индивидуальное, групповое, массовое политическое сознание.
Индивидуальное политическое сознание - это сознание каждого отдельного индивида как участника политического процесса.
Групповое политическое сознание - это сознание различных социальных общностей людей (социально-классовых, этнических, демографических, профессиональных, территориальных).
Социальную базу массового политического сознания составляет масса как совокупность индивидов, принадлежащих к различным социальным общностям и участвующих в конкретных политических процессах. По своему содержанию массовое политическая сознание является совокупностью идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих доступные и известные массам политические явления и процессы.
Массовое политическое сознание формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и с помощью идеологических средств. Одной из существенных черт массового политического сознания является его динамизм - способность к быстрым изменениям в зависимости от действия различных факторов, особенно агитации и пропаганды. Эта особенность служит основанием для манипулирования массовым политическим сознанием, которое достаточно распространено в политике. Массовое сознание проявляется в общественном мнении. Основными каналами выяснения и проявления общественного мнения является опрос населения, референдумы, собрания, манифестации, всенародные обсуждения важных общественно-политических проблем, обращение населения с письмами, жалобами и предложениями в органы государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации.
Политическое сознание является важнейшей составляющей политической культуры. Однако не все его проявления относятся к политической культуре. Политическое сознание отражает все многообразие политических отношений, в состав политической культуры входят только доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной общности типичные, укоренившиеся идеи, взгляды, представления и т.д. о различных аспектах политической жизни. Прежде всего, это касается ценностных ориентаций, которые являются определяющими для мировоззренческих позиций и политического поведения.
Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Причем, общественное сознание не механически отражает эго бытие, а диалектически, творчески, то есть общественное сознание и общественное бытие не существуют друг без друга, влияют друг на друга, и в каждом конкретном случае определяющим может быть или один, или другой фактор.
Сказанное в полной мере характерно и для политического сознания, как одной из форм сознания общественного. Политическое сознание - это часть общественного сознания, касающегося сферы политики и распространенное среди большинства населения страны. Это сознание поэтому отражает политику не на научном, а на обыденном уровне. Политическое сознание общества проявляется не на уровне макрополитическом, а на уровне микрополитическом, когда главными субъектами политики представляются не сложные экономические, социальные и другие процессы,а личности через их взаимоотношения,мифы,слухи, сплетнии т. п.
В социально-политическом пространстве возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания как – когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая(способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствие с определенными целями, идеалами).