Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительно-правовой характер социалистического права: социалистическое право как квазизападное право



В современной компаративистике существует три теории о природе социалистического права – французская, германская и американская. Французская теория считает социалистическое право «внебрачной (т.е. нелегитимной) дочкой» романо-германского права со многими чертами, присущими этой правовой семье. Согласно данной теории социалистическое право является самостоятельной правовой семьей, обладает многими атрибутами Романо-германского права, но все-таки относится к категории квазизападного права. вместе с тем германская теория (теория временной аномалии социалистического права) считает социалистическое право «блудным сыном» Романо-германского права, который со временем вернется к своему родному дому. Соответственно данной теории социалистическое право хотя и является самостоятельной правовой семьей, но по существу построено на базе Романо-германского права и лишь на определенное время отклоняется от континентально-европейского. В противоположность этим двум взглядам в американской теории утверждается, что социалистическое право представляет собой «генетическое уродство» с некоторыми элементами Романо-германского права. Как французская и германская теории, американская теория считает социалистическое право самостоятельной правовой семьей и включает его в категорию квазизападного права. Все три западные теории о природе социалистического права единогласно утверждают, что по первому критерию для микроклассификации правовых систем, т.е. по признаку правового стиля, а также по философии гражданского процессуального права социалистическое право практически не отличается от романо-германского права. Существенное различие между Романо-германским и социалистическим правом проявляется именно в философии уголовного процессуального права и в вопросе правовой идеологии. По этим двум критериям социалистическое право коренным образом отличается от Романо-германского права и обособляется от чисто западного права.

Согласно американской теории о природе социалистического права правовая идеология социалистического права состоит из трех компонентов – таких, как экономическая, квазитеологическая и социально-политическая философия права. Данная теория рассматривает социалистическое право не только как учение о праве, но прежде всего как теологию об обществе. Экономическая философия социалистического права проявляется в следующих конкретных формах: установлении государственной собственности на основные средства производства, особенно на землю и ее недра, и их распределение; отрицание частной, но признание личной собственности; вытеснении деликтного права правом социального страхования и непривычным для западного права симбиозом деликтного и уголовного права; отрицание существования частного права вообще, т.к. по марксистско-ленинскому учению о праве, «все право публично, и мы ничего частного не признаем»; политизации и идеологизации гражданского права; проведении политики уравниловки в экономической жизни общества; карательной налоговой политики, направленной против частной собственности. В свою очередь квазитеологическая философия социалистического права состоит из учения об отмирании государства при коммунизме и торжестве морального кодекса строителя коммунизма; о воспитательной роли права, цель которого заключается в воспитании нового человека, очищенного от природных грехов, т.к. при коммунизме будет жить лишь «новый человек»; патернализме государства по отношению к своим гражданам, которых оно считает своими детьми, при этом отец всегда знает, что лучше для ребенка и полностью управляет его жизнью.

Наконец, социально-политическая философия социалистического права проявляется в учении о руководящей роли коммунистической партии, согласно которому коммунистическая партия считалась умом, честью и совестью эпохи; о том, что обществом будут управлять не все граждане, а лишь достойнейшие из достойнейших, т.е. члены коммунистической партии; надзоре коммунистической партии над всеми государственными органами; проведении кадровой политики, основанной на идеологической закалке, а не на меритократии; признание сугубо позитивистской теории права, согласно которой несанкционированный обычай не считается источником права. Близкое ознакомление с основными тезисами правовой идеологии социалистического права сразу дает понять, что данная правовая семья не признает кардинальных принципов правовой культуры и сущности правового государства, лежащих в основе западной правовой традиции. Именно по этому признаку и по философии своего уголовно-процессуального права оно и называется квазизападным правом, несмотря на то, что полностью воспринимает правовой стиль и философию гражданского процесса Романо-германского права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.