· зарегистрироваться в качестве страхователя в Территориальном фонде ОМС;
· заключить договоры ОМС со страховыми медицинскими организациями в отношении граждан, подлежащих страхованию;
· вносить страховые взносы в установленном порядке;
· принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан (в пределах своей компетенции);
· предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья граждан, подлежащих страхованию.
Страховая медицинская организация вправе:
· свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
· участвовать в аккредитации медицинских учреждений;
· устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
· принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
· предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховая медицинская организация обязана:
· осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе;
· заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
· добросовестно выполнять все условия заключенных договоров;
· создавать в установленном порядке страховые резервы;
· защищать интересы застрахованных.
Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования, имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных.
Медицинские учреждения обязаны оказывать лечебно-профилактическую помощь (медицинские услуги) в соответствии с установленными требованиями (стандартами) и в объеме, предусмотренном перечнем видов и объемов лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), если при обращении за лечебно-профилактической помощью застрахованный гражданин предъявил страховой полис вместе с документом, удостоверяющим личность.
Медицинские учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне. В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг.
Страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.
Оплата услуг медицинских учреждений страховыми организациями производится в порядке и сроки, предусмотренные договором между ними, но не позднее месяца с момента представления документа об оплате. Ответственность за несвоевременность внесения платежей определяется условиями договора медицинского страхования.
За необоснованный отказ в заключении договора обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация может по решению суда может быть лишена лицензии на право заниматься медицинским страхованием.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Общая характеристика санитарного законодательства РФ и ответственность за его нарушение. Государственный и ведомственный эпидемиологический надзор.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан РФ обеспечивается путем неукоснительного соблюдения санитарного законодательства, в системе которого базовым является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с этим законом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, это одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводится следующий комплекс мероприятий:
· профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
• выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
• государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
• сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
• лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
• государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
• проведение социально-гигиенического мониторинга;
• осуществление мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
• принятие мер по гигиеническому воспитанию, обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
• привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Осуществление этого обширного комплекса мероприятий, а также координация деятельности по его выполнению с лечебно-профилактическими учреждениями, возложены на Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), его территориальные органы и учреждения.
Государственный надзор определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.
В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.
Государственный надзор включает также ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.
Данная служба занимается прежде всего вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она разрабатывает предложения для принятия решений компетентными органами по таким вопросам: разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека.
Одной из важнейших функций службы является разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, как составной части основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными органами, всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Какие разновидности правил, норм и нормативов имеют общеобязательный характер, определено в Положении об этой службе. Это санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. В Положении конкретизированы также сферы действия санитарных правил, норм и нормативов. Например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды: атмосферного воздуха, вод и почвы.
Контрольно-надзорные функции службы подразделяются на две группы, связанные с осуществлением:
предварительного контроля, например, при размещении объектов промышленности; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения и др.;
надзора за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации.
Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам. Он обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.