Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гиясуддин ибн Хамамуддин Шафии (известный как Хандамир)



Он, в частности, о сыне имама Мусы Казима пишет: «Самым великим из детей имама Казимы несомненно был Али ибн Муса». Далее он так описывает имама Ризу: «Это имам, уважение к которому обязательно, это имам высочайшего положения и достоинств» (Хандамир Шафии «Тарих хабиб ас-сирр фи ахбар афрад башар» том 2, стр. 81).

О городе Машхаде Разави пишет: «Его могила это свет, это кибла нуждающихся и потерявших надежду».

Далее он приводит стихотворение, в котором, в частности, мы читаем:

Мир семейству Таха и Ясина…

Мир семейству лучшего из пророков

Мир этому саду и тому, кто в нем…

Имаму, которым гордится весь мир и религия….

В своей книге под названием «Некоторые высказывания о достоинстве великого имама» он пишет: «Это священное место шахида Али бин Мусы Риды ибн Джафара ибн Мухамада Бакира в Хорасане, оно очищено от грехов, и люди из разных мест близких и далеких стремятся к этому святому месту.

Его достоинства и великие качества невозможно описать, ибо они (его великие качества) несомненно были намного выше, чем возможно это представить».

Далее он приводит стихи, восхваляющие имама, в одном из бейтов этого стихотворения мы читаем:

«С тех пор как возник это мир… и осветился светом пророка….
не видел мир подобного Али ибн Мусе в наилучших достоинствах в качествах и морали…. Он имам Востока и Запада, он величие семейства пророка Ислама…»
(Хандамир Шафии «Тарих хабиб ас-сирр фи ахбар афрад башар» том 2, стр. 83).

После всего приведенного Зандамир приступает к приведению нравственных качеств имама Риды. В частности, он пишет: «Ни от кого не скрыто, что карамат (чудеса) имама приведены во множестве, и благодать от его святой могилы нисходит на приходящих сюда людей» (Там же. Стр. 91).

Девятый век лунной хиджры

Ибн Имад Дамашки (Ханбали)

«Имам Рида имеет большой мавзолей в Тусе, который посещаем паломниками» (Ибн Имад Ханбали «Шазарат аз-зихаб» том 3, стр. 14).

Век лунной хиджры

Кази Бахджат Афанди Шафии

Он также считал посещение могилы имама Риды одним из важнейших исламских долгов, в частности, он писал: «Его (Имама Риза) великая могила находится в священном Машхаде, его могила огорожена зарихом (решеткой), красота которой поражает взоры» (Кази Бахджат Афанди «Ташрих ва Мухакима дар тарих али Мухаммад» стр. 158).

Часть третья

О могиле имама Ризы (алейхи салам!)

Вахаббиты салафиты считают, что возвышение могил и строительство над ними куполов не дозволено, и является многобожием. Начало такой традиции, по их мнению, восходит к османской империи.

И это в то время как история свидетельствует, что строительство мавзолеев относится к раннему периоду Ислама, и никакого отношения к османам и нововведению ибн Таймийи эта традиция не имеет отношения. Подобная традиция относится к раннему Исламу, в частности могила имама Ризы (а) тому ясное подтверждение, исторические данные о могиле и возведения над могилой имама купола относится уже к третьему и четвертому веку по лунной хиджре.

Ниже мы остановимся на некоторых исторических моментах:

1. Макдаси Бишшари (умер 380 л.х.)Он касательно могилы имама Ризы пишет следующее:

«В Тусе есть могила Али ибн Мусы, вокруг которой построена стена, рядом находятся жилые дома и базар. Умид ад Даула построил у могилы мечеть, во всем Хорасане наверно нет лучше мечети, что у могилы Али ибн Мусы» (Макдаси Бишшари «Ахсану такасим филь марифатил акалим» стр. 261).

Макдаси жил в четвертом веке по лунной хиджре. Эти его высказывания ясно указывают на то, что ещё задолго до самого Макдаси (т.е. в период Умид ад Даула) вокруг могилы имама Рида (а) была построена стена, а сама могила была огорожена, и там же была мечеть. Это не считалось нововведением (бид’аат), но правители династии Аббасидов, ученые того времени официально поддерживали и расширяли эту мечеть, так во время Умид ад Даула была построена у могилы самая большая мечеть во всем Хорасане.

2. Хусейн ибн Ахмад Мухалиби (ум. 380 л.х.)Он также приводит подобное Макдаси сообщение о могиле имама Рида алейхи салам!). Он, в частности, о городе Наукан[36] и могиле имама говорит: «Наукан один из красивейших городов Хорасана, недалеко находится могила Али ибн Мусы ибн Джафара, окруженная стеной, где люди собираются и читают молитвы» (Мухалиби «Аль Китаб аль Азизи» или «аль Мусалик ва Мамалик» стр. 155).

Й век

3. Захаби Шафии (748 л.х.)Он касательно могилы имама Ризы пишет: «Али ибн Муса в Тусе имеет могилу, к которой приходят люди и совершают зиарат», также он пишет: «У могилы имама Ризы в Тусе большой мавзолей». Также он (имам Риза) имеет большой и великолепный мавзолей, в Тусе» (Захаби «Сира Алам ан-Нубала» том 9, стр.393., также том 1, стр. 266; том 6, стр.274).

4. Мухаммад ибн Абдалла ибн Батута Маракеши (ум. 779 л.х.)Будучи путешественником, он посетил Хорасан, и так описывает могилу имама Ризу (алейхи салам!):
«Мы поехали в город Машхад ар-Рида, он Али ибн Муса ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусейн шахид ибн Али ибн Аби Талиб (да будет доволен ими Аллах!) Мешхед (Машхад) очень большой и красивый город. Над могилой установлен большой и красивый купол, рядом мечеть и красивое медресе. Все построено в красивом и изысканном стиле. Кафель покрытый глазурью, изразец над могилой имама, также покрытый серебром, и решетка (ограда) вокруг могилы. Красивые светильники из серебра свисают с четырех сторон вокруг могилы» («Тахафату ан-назара фи гараибил амсар» ибн Батута стр. 401).

 

Й век

5. Кази Бахджат Афанди ШафииОн так описывает купол над могилой имама Ризы:
«Могила имама Рида находится в священном Машхаде на возвышенности. Это одно из красивых и посещаемых мест (зиарат) мусульман. Позолоченный купол над могилой имама, подобного, по красоте нет наверно более нигде, это место паломничества» («Ташрих ва Мухакима» Кази Бахджат Афанди стр. 158).

 

Заключение

В трех разделах этой небольшой книги, мы видим:

1. Указывается на важность посещения могилы имама Ризы (алейхи салам!) В речах посланника Аллаха и имамов из рода пророка. Все это указывает на то, что посещение могилы имама Рида (алейхи салам!) это сунна, посланника Аллаха, указывающая на важность данного деяния[37].

2. На основании этих традиций от посланника Аллаха и имамов, могила имама Ризы уже с третьего века стала местом посещения мусульман из различных уголков мира. Уже в третьем и четвертом веке по лунной хиджре над могилой имама был построен купол, и могила была огорожена стеной. Таким образом, высказывание ваххабитов-салафитов о том, что традиция строительства над могилами куполов, есть традиция османской империи не имеет никаких оснований и является беспочвенной.

3. Посещение могилы имама Ризы (алейхи салам!), совершение тавасуля (посредничество), табарука - стремление получить благодать посредством прикосновения к могиле или зариху (решетки вокруг могилы), как учеными, факихами, так и простыми людьми, было уже с третьего века, т.е. раннего периода Ислама.

На основании того, что сам посланник Аллаха указывал на важность посещения могилы имама Ризы (алейхи салам!) ученые сунниты с уважением и почтением к имаму совершали зиарат его могилы. Мусульмане различных течений, как сунниты, так и шииты совершали тавасуль, табарук, приходили, чтобы получить исцеление.

Таким образом, фетвы ибн Таймийи о запрете зиарата и просьбы о помощи у могил вызывает смуту, разногласия среди мусульман.

Ибн Таймийя писал: «Тот, кто совершит посещение могилы посланника Аллаха, или праведного раба Аллаха, и попросит у него что-либо, это его дело имеет три особенности.

1. Попросит так, чтобы умерший помог ему исцелиться, выплатить долг, отомстить врагам, сохранить его семью от всех бед и т.д., т.е. попросит то, что во власти только Аллаха, это дело является явным и открытым ширком (приобщения к Аллаху сотоварищей). Совершивший подобное должен немедленно покаяться, в противном случае он должен быть убит. Также если кто-либо совершит посредничество у могилы пророка или святого праведника и сделает посредником этого святого между собой и Аллахом, это деяние также является многобожием и неверием, из деяний язычников и христиан» («Зиарат аль кубур ва истинджад билль кубур» ибн Таймийя стр. 17).

Подобная фетва имеет множество вопросов, можно ли назвать Хузайму Шафии, ибн Хиббана Шафии, Хакима Нишабури Шафии, и сотни других суннитских известных ученых назвать язычниками и отступниками от веры по причине того, что они совершали посещение могилы имама Рида и совершали тавасуль, у его могилы? Можно ли их кровь считать разрешенной к пролитию?!

Речи посланника Аллаха и имамов из рода пророка Ислама о важности посещения могилы имама Рида (алейхи салам!) и просьбы у могилы имама, есть указание на совершение многобожия?!

Разве подобные кровавые фетвы ибн Таймийи и ваххабитов о необходимости запрета посещения могил, также запрет на просьбу о помощи и исцеления у могил праведников, последующее обвинение в неверии, разрушение мазаров, могил, святых мест, разве все это не приносит раскол и разногласия среди мусульман? И разве эти разногласия не на пользу нашим общим врагам?

Да, ответ на фетвы ибн Таймийи можно найти в речах путешественника ибн Батуты. Он, в частности, касательно ибн Таймийи говорит: «Ибн ТАймийя говорил о различных науках, но его разум был болен[38]».

Также возникает вопрос: почему ваххабиты-салафиты не обращают внимания на исторические данные раннего периода Ислама? Они считают себя мусульманами следующие истинной сунне посланника Аллаха, в то же время отрицают традицию, берущую свое начало с раннего Ислама, со времен самого посланника Аллаха и непорочных имамов дома пророка.

Они противоречат таким традициям мусульман, как строительство куполов над могилами, посещение могил, тавассуль в особенности к посланнику Аллаха и праведникам. Плакать и обращаться с просьбами у могил пророка и праведников они запрещают, и подобными убеждениями сеют рознь и разногласия среди мусульман, выдавая фетвы об убийстве мусульман. Возможно, ответ на эти и другие вопросы касательно последователей ибн Таймийи можно найти в произведениях суннитских ученых первых поколений Ислама, также в работах ибн Батуты….

 

 


[1] Хауза - духовное учебное заведение шиитов.

[2] Мазхаб - религиозно-правовое направление в Исламе.

[3] Марджиа таклид - образец подражания в области религиозного права.

[4] Один из эпитетов скрытого 12 имама из рода Мухаммада (саллалаху алейхи ва алихи!).

[5] То, что прямые потомки Али и Фатимы (мир им!) считаются детьми самого посланника Аллаха Мухаммада Мустафы (саллалаху алейхи ва алихи!) признается всеми мусульманами. На это в данном случае указывает священный Коран, и многочисленные хадисы посланника Аллаха.

[6] Фетва - выведение религиозного установления, которое выдается признанными мусульманскими учеными.

[7] Древо, проклятое в Коране династия омейядов. в священном Коране говорится:
«И Mы cдeлaли тo видeниe, кoтopoe пoкaзaли тeбe, тoлькo иcкyшeниeм для людeй и дepeвo, пpoклятoe в Kopaнe» (сура 17, аят 60). В толковании данного аята, приводится, что древо, проклятое в священном Коране это династия омейядов. (с.м. Тафсир «Дур аль Мансур»). Если династия омейядов была бы открыто упомянута в самом Коране, то непременно Муавийя и Язид как руководители этой династии исказили бы кораническое откровение, чтобы оно соответствовало их интересам и политическим пристрастиям. Как известно, Язид был тем, кто организовал убийство имама Хусейна (мир ему!). Язид причинил большой гнет и страдания семейству посланника Аллаха. Именно он был тем, кто приказал подвергнуть аресту женщин, детей Хусейна ибн Али (мир ему!) внука посланника Аллаха.

[8] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 190, хадис № 467 приводится из книги «Тарих Нишабур» Хакима Нишабури. Этот ривайя также приводится в книге Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 2, стр. 341.

[9] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 188 хадис № 464 приводится из книги «Тарих Нишабур» Хакима Нишабури. Этот ривайя также приводится в книге Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 2, стр. 341.

[10] Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 2, стр. 341

[11] Возможно, далее Айша задавала вопрос посланнику Аллаха о том, кто этот человек, но хадис был просто вырезан, и до нас дошел только частично, или же равви (передатчик хадиса) не передал вторую его логическую часть.

[12] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 194, хадис №471 приводится из книги «Тарих Нишабур» Хакима Нишабури.

[13] Там же.

[14] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 191, хадис № 468.

[15] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 192, хадис № 496.

[16] Там же стр. 192.

[17] Там же стр. 195, Хадис № 472.

[18] Ташудду ар рихал - буквально собирать вещи для путешествия.

[19] Там же стр. 218, хадис № 492.

[20] Мамун аббасидский халиф сын халифа Харуна ар-Рашида.

[21] Кундузи Ханафи «Янабиу аль Мавадда» том 3, стр. 167, со ссылкой на хаджи Парсо Бухари.

[22] Джувайни Шафии «Фараид ас-Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. 195, хадис № 473

[23] Там же стр. 193, № 470.

[24] Для тех, кто желает более подробно остановиться на табаруке суннитов см. «хадис салсаль ат туль Зихаб» в суннитских источниках», Мухаммад Мухсин Табаси.

[25] Мухаммад ибн Сахль в свое время был один из самых известных ученых мазхаба Шафии. Захаби пишет о нем следующее: «Он ученый мазхаба Шафии, он самый знающий в мазхабе Шафии» «Сира Алам ан Нубала» том 16, стр. 446.

[26] Захаби Шафии касательно Мухаммада ибн Сахля Шафии говорит: «Великий ученый, хадисовед, и знаток различных наук» с.м. «Сира алам ан-Нубала» том 17, стр. 163, 165.

[27] Джувайни Шафии «Фараид ас Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. стр. 220, хадис № 496, со ссылкой на Хакима Нишабури «Тарих Нишабур».

[28] См. там же.

[29] Джувайни Шафии «Фараид ас Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. стр. 197 хадис № 475, со ссылкой на Хакима Нишабури «Тарих Нишабур»

[30] См. Там же, хадис № 476.

[31] Там же стр. 217, хадис № 491.

[32] Джувайни Шафии «Фараид ас Самтайн фи фазаиль аль Муртада валь Батуль ва сабтайн ва аимати мин зурийятихим» том 2, стр. стр. 218 хадис № 493, со ссылкой на Хакима Нишабури «Тарих Нишабур»

[33] Там же стр.219, хадис № 493.

[34] Там же хадис № 495.

[35] Там же том 2, стр. 220, хадис № 498.

[36] Наукан не большое селение недалеко от Туса разросшееся и ставшее городом.

[37] В данном случае здесь указания посланника Аллаха на важность и желательность посещения могилы имама Рида (а).

[38] «Тахафату ан-назара фи гараибил амсар» ибн Батута стр. 112. ибн Батута был одним из первых, кто заметил отход ибн Таймий от традиции посланника Аллаха. Суннитские ученые из 4 мазхабов указывали, что ибн Таймийя является насибитом, что он отошел от сунны посланника Аллаха, ввел в религию нововведения, стал причиной смут и разногласий. Многие сунниты указывали на то, что он (ибн Таймийя) стал неверным (кафиром), муртадом. Те, кто желают поближе познакомиться с мнением суннитских ученых о ибн Таймийи могут обратиться к следующим книгам Зейни Дахлана: «аль Фитнату аль вахабийя «Дурар ас сунна фи ради ала вахабийя», также книга Наджмуддина Табаси «Аль вахабийя дауа ва рудуд», также книга Хусейни Кахвини «Ферка барое тафраке» (на персидском). «Вахабийят аз дидгох акл ва шара».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.