Зиарат (посещение) могилы имама Ризы (а) через призму суннитского мировоззрения
От автора
Вступление
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Заключение
Имам Риза (алейхи салам!) является восьмым предводителем, и руководителем шиитов, он из рода посланника Аллаха. Имам есть божественная милость для людей, залежь божественного слова, кладезь божественного света, богатство и сокровище знаний Всевышнего. Имам - это праведный раб Аллаха.
Имам - это личность, о которой халиф Мамун (враг имама Ризы) сказал: «Нет ни одного человека на всей земле более знающего, чем ар-Риза (а)».
Фарид Ваджиди в «Даират аль Маариф» к комментарию высказывания имама Ризы, пишет следующее: «Мамун собрал 33 тысячи самых известных ученых из различных уголков мира, различных верований и убеждений. Мамун потребовал у них выбрать для себя заместителя, и все как один указали на Али ибн Мусу ар-Риду (а)».
Когда имам Риза подарил свою накидку (аба) известному поэту Ди’билу Хузаи он сказал: «О, Ди’биль! Знай же цену этому, ибо в ней (накидке) было совершено тысяча ракатов молитвы в каждую ночь в течение тысячи ночей».
Эти слова имама показывают его богобоязненность и высокое положение пред Богом.
Имам Рида (а) при жизни был образцом богобоязненности и праведности, имам разрешал все проблемы мусульман как материального, так и духовного характера. С мученической смертью имама, эта милость Аллаха не только не прервалась, но мусульмане, посещая могилу имама Ризы (а), совершая тавасуль (посредничество) у его могилы, и разрешая свои проблемы у Всевышнего посредством святого имама, постоянно поддерживают духовную связь с имамом.
Ухватившись за надежную божественную опору, эти люди выполняют кораническое указание «Ищите посредничество (васила) к Нему», и свидетельствуют о ложности профанических убеждений ваххабитов.
В данной книге помимо признания и уважения суннитами посещения могилы имама, также приводятся известные суннитские источники, указывающие на важность посещения могилы имама Ризы (а).
Автор данной книги Мухаммад Мухсин Табаси известный ученый хаузы[1], преподаватель и исследователь центра подготовки специалистов исламских мазхабов[2].
В 1383 году солнечной хиджры по указанию марджиа таклида[3], аятоллы Узмы Фазиля Ланкарани (да упокоит Аллах его душу!) и с целью сохранения традиции Ислама Мухаммада (да благословит его Аллах и его семейство!) и донесения ценностей религии, был основан исследовательский центр исламских мазхабов.
Руководитель центра хаджи Наджмуддин Табаси, занимается исследовательскими работами, он проводит сравнительный анализ между различными исламскими направлениями, с целью сохранения и преемственности традиции посланника Аллаха.
После смерти великого аятоллы Фазиля Ланкарани его сын Мухаммад Джавад Ланкарани продолжает оказывать сотрудничество с исследовательским центром, который выпустил немало научных работ, книг и статей.
В конце нам бы хотелось выразить свою благодарность всем тем, кто приложил свои усилия по сохранению и продолжению данных исследований, в особенности Наджмуддину Табаси, и автору данной работы Мухаммаду Мухсину Табаси.
Мы надеемся, что данная работа будет принята его светлостью Бакиятоллой Худжат ибн аль Хасаном Аскари (да приблизит Аллах его пришествие!)[4]
Хусейн Хабиби Табар
(руководитель исследовательского центра исламских мазхабов).
Вступление
Имам Рида (а) сын посланника Аллаха[5], один из праведных рабов Аллаха, и восьмой шиитский имам.
Место, где похоронен имам уже с 3 века лунной хиджры стало местом, к которому обращены взоры мусульман мира, в том числе и суннитов.
Все мусульмане мира из различных уголков мира и различных течений совершают посещение могилы имама Риды. Эти люди приходят к могиле имама, совершают тавассуль (посредничество) просят о помощи исцеления, разрешения своих проблем, совершают табарук (получения благодати от могилы имама). Этим самым люди, совершающие зиарат могилы имама, хотят подчеркнуть преемственность данной традиции с ранним периодом Ислама, также исправить искажение ваххабитов (салафитов) их ложные и безосновательные обвинения в нововведении и неправильности данных действий.
Единство мусульман было поставлено под угрозу в связи с появлением идеологии ибн Таймийи и его кровавых фетв[6], затем его идеология была подхвачена Мухаммадом ибн Абд аль Ваххабом и распространилась в некоторых районах Аравии.
Следуя своим предкам, т.е. древу проклятому в священном Коране[7], салафиты-ваххабиты стали обвинять в неверии и дозволенности пролития крови своих противников. Они приложили много усилий в расколе и смуте среди мусульман. Как известно, мусульмане всегда посещали могилы праведников и совершали там тавасуль (посредничество), и табарук (получение благодати у святых мест), но теперь всех, кто поступает так салафиты стали называть «поклоняющиеся могилам».
Они считают только себя истинными единобожниками, в то время как посещение могил (зиарат), тавасуль (посредничество), истигаса (просьба о помощи), у могил пророков, праведников, и друзей Аллаха (аулийялах) есть исламская традиция, берущая свои основания в Коране и пророческой достоверной сунне. Также этот метод есть традиция сахабов и табиинов, и всех праведников.
Несмотря на разногласия между различными исламскими течениями, посещение могил (зиарат), тавасуль (посредничество), истигаса (просьба о помощи), были признаны всеми мусульманами. На это указывают исторические факты, и это было объединяющим фактором в мусульманском обществе.
Даная книга есть краткий, но в то же время важный исторический отчет о суннитских ученых и их последователях, совершавших тавасуль, истигаса, и табарук у могилы имама Риза (а) на основании достоверных суннитских данных.
Эта книга состоит из двух частей:
1. Достоинства посещения могилы имама Ризы (а).
2. Посещение могилы имама Ризы с точки зрения суннитов.
Отклонение критических выпадов ваххабитов-салафитов касательно запрета тавасуля и табарука, есть укрепление единства между различными мусульманскими группами, данная книга «Посещение могилы имама Риды (а) с точки зрения суннитов» является важным заделом в единстве и устранении противоречий.
В конце нам бы хотелось выразить свою благодарность исследователю аятолле хаджи Наджмуддину Табаси, аятолле хаджи Мухаммаду Джаваду Ланкарани и худжат аль Ислам Хусейну Хабиби Табару руководителю исследовательского центра исламских мазхабов.
Посещение святой могилы имама Риды (алейхи салам!) и указание на это в хадисах посланника Аллаха и Ахл аль-Байт (людей дома пророка) также указание на важность посещения могилы имама Риды в ривайя (преданиях) непорочных имамов, записанных в книгах суннитов, ясно указывают на важность и высокое положение имама Ризы (а).
Традиция посещения могилы имама Ризы была среди суннитов очень важным делом, но, к сожалению ривайя (предания) об этом были подвержены забвению, и забыты.
В данном разделе мы хотели бы привести 11 ривайя (преданий) о важности и достоинствах посещения священной могилы имама Риды (алейхи салам!).
Эти предания от посланника Аллаха, от имама Казима, самого имама Ризы, имама Джавада, имама Хади приведены в известных суннитских источниках.
В речах посланника Аллаха
1. Хаким Нишабури (Шафии) приводит достоверным санадом, восходящий к имаму Ризе (а), а он от своих отцов от посланника Аллаха, что он сказал: «Частичка меня будет похоронена в Хорасане, всякий нуждающийся, кто совершит посещение этой могилы, Аллах избавит его от всех бед, и не останется у него грехов, которых бы не простил Аллах[8]».
2. Хаким Нишабури Шафии достоверным санадом (цепочкой передатчиков) восходящих к имаму Садыку (а), он от своих отцов от посланника Аллаха приводит следующий хадис:«Частичка меня (т.е. человек от меня) будет похоронен в Хорасане, не совершит посещение могилы его правоверный, если только обязательным сделает для него Аллах рай, и запретным его тело для огня ада[9]». 3. От Айши приводится хадис, что посланник Аллаха сказал:«Тот, кто совершит посещение могилы моего сына в Тусе, подобен тому, кто совершил один хадж».
Айша спросила: «Один хадж?». Посланник Аллаха сказал: «Два хаджа». Она снова спросила: «Два хаджа?!» Посланник Аллаха сказал: «Три хаджа!» Тогда Айша замолчала. Посланник Аллаха сказал: «Если бы ты не молчала, я бы сосчитал до семидесяти хаджей[10]».
Из приведенного хадиса можно вывести следующее, что для Айши слово «мой сын» и «Тус» было настолько знакомым и ясным, что она не спрашивает у посланника Аллаха о ком идет речь, но удивляется о достоинствах и награде тем, кто совершит посещение могилы имама Риды в Тусе (Мешхеде)[11].
В преданиях от имама Казима (алейхи салам!)
4. Хаким Нишабури с передатчиками от Имама Мусы Казима (алейхи салам!), который сказал: «Всякий, кто посетит могилу моего сына, имеет награду семидесяти хаджей». Затем имам сказал: «Иногда бывает так, что хадж не принимается, но всякий, кто совершит посещение его могилы или останется ночью у его могилы подобен тому, кто посетил всех тех, кто на небесах. Когда настанет Судный День, тех, кто совершал зиарат (посещал могилу имама) будут с нами имамами из Ахл аль-Байта. Посетившие моего сына Али, положением выше, а духовная их жизнь ближе[12]».
В преданиях от имама Ризы (алейхи салам!)
5. Джувейни Шафии с достоверным санадом приводит от Фузайла, что он сказал:
Я сказал имаму Ризе: «О, сын посланника Аллаха! Я видел во сне посланника Аллаха, который сказал мне: «Как ты будешь в то время, когда часть меня будет похоронена на твоей земле, мое тело и плоть будет погребена на твоей земле? Как будешь сохранять мое доверенное тебе?»
Имам Рида в ответ сказал: «Я тот человек, который будет погребен на твоей земле (т.е. Хорасане), я часть посланника Аллаха, я то доверенное (аманат), и всякий кто, зная истинные мои права, и, повинуясь мне, посетит мою могилу, я и мои отцы будем его заступниками в Судный День, а те, кому мы заступники, спасутся. Если даже грехи их будут подобны грехам всех джинов и людей[13]».
Подтверждая выше сказанное, в хадисе от посланника Аллаха, имам Риза (алейхи салам!) приводит:
Имам Риза (алейхи салам!) передает от своих пречистых отцов от посланника Аллаха: «Всякий, кто видит меня во сне, поистине видел во сне только меня, и сатана не может прийти в моем облике и облике моих заместителей. Правдивое видение одно из семидесяти частей пророчества[14]».
На этом основании данные хадисы с ясным указанием их смысла являются наглядными примерами важности и прекрасного воздаяния тем, кто совершит зиарат (посещение могилы) имама Риды (алейхи салам!).
6. Хаким Нишабури Шафии с достоверным санадом (цепью передатчиков) восходящих к Али ибн Мусе ар-Риде (алейхи салам!), что он сказал:
«Поистине я буду убит посредством яда и буду похоронен в одинокой земле. Знайте же, что это завет из заветов моего отца, переданного от отцов моих от Али ибн Аби Талиба от посланника Аллаха. И тот, кто совершит посещение моей могилы в моем одиночестве, я и мои отцы будут заступниками в Судный День, те же, кому мы будем заступниками спасутся, даже если будут иметь грехи всех людей и джинов[15]».
Джувайни Шафии в большом количестве приводит подобные хадисы, далее он пишет: «Ох! Какое это чудо! Какая радостная весть, чтобы скрыть свои грехи покрыть свои недостатки от других![16]»
7. Хаким Нишабури Шафии с передатчиками восходящими к имаму Ризе (алейхи салам!), который сказал:
«Тот, кто совершит зиарат (посещение) моей могилы, в Судный День я окажу ему помощь в трех случаях. Когда будет даваться книга в правую или левую руку, пред вступлением на путь (мост раскинувшийся через ад), и когда его дела будут взвешивать на весах[17]».
8. Также Хаким Нишабури приводит от Ясира служащего имама Ризы (алейхи салам!), что имам сказал:
«Не собирайтесь в путешествие ради посещения могил[18], если только наших могил. Знайте же, что я буду убит посредством яда, будучи угнетенным угнетателями, и буду похоронен в далекой земле. Всякий, кто соберется в путь, чтобы посетить мою могилу, его дуа (мольба) будет принята Всевышним, а его грехи будут прощены[19]».
«Клянусь Аллахом! Сообщил мне мой отец от моих отцов от посланника Аллаха, что я раньше тебя (т.е. раньше Мамуна) покину этот мир, ангелы небес и земли будут плакать по мне, и буду я похоронен в одинокой земле[21]».
В высказываниях имама Джавада (алейхи салам!)
10. Хаким Нишабури Шафии с достоверным санадом от имама Джавада (алейхи салам!) передает, что он сказал:
«Всякий, кто посетит могилу моего отца, Аллах простит тому грехи, которые были и те, которые он совершит в будущем. Когда же настанет Судный День, Аллах даст ему место, рядом с местом посланника Аллаха, пока Аллах будет давать расчет всем Своим рабам[22]».
В речах имама Хади (алейхи салам!)
11. «Всякий, кто имеет просьбу и нужду пусть совершит полное омовение, и совершит зиарат (посетит) могилу моего предка ар-Ризы. Затем совершит два раката молитвы у изголовья имама и свою просьбу попросит во время кунута (подняв руки пред своим лицом), его просьба будет принята Аллахом. Но при условии, что он не совершит грехов, и не будет прерывать родственные связи. Поистине место, где похоронен имам Риза, место из рая, Аллах спасет от огня ада, и введет в рай всякого правоверного, посетившего его могилу[23]».
Имам Рида (алейхи салам!) в период своей жизни имел множество достоинств и караматов (чудес).
Одним из них является приезд имама в Нишабур, и совершение табарука (стремление получить благодать, исцеление посредством протирания руками святых мест, и целования) земли, по которой ходил имам и повозки, в которой ехал имам Рида (мир ему!) [24].
Но необходимо сказать, что чудеса имама не относятся и не ограничиваются только периодом его жизни, но также продолжаются после его мученической смерти.
И как указывают сами суннитские источники, могила имама Риды с периода его мученической смерти была местом зиарата (посещения) не только шиитов, но мусульман суннитов и их ученых.
И как утверждают суннитские источники, с каждым годом посещение святой могилы имама Ризы становится все более и более большим и всенародным.
На основании ривайятов (преданий) от посланника Аллаха и непорочных имамов дома пророка (мир им!) непосредственно указывающих на угнетенность имама Рида (алейхи салам!) большое количество суннитов в знак уважения к посланнику Аллаха и любви к имаму из потомства пророка, посещало могилу имама.
Таким образом, мы видим, что посещение могилы святых, в особенности потомков пророка Ислама, есть традиция, установленная самим посланником Аллаха, а такая традиция разрушает убеждения ваххабитов-салафитов о запрете посещения могил.