Линейные корабли типа “Севастополь”(к которым относился Марат) строились по судостроительной программе 1907-1912 года, которая дополняла программу 1903-1923 годов. Целью программы являлось качественное восполнение утраченного в ходе Русско-японской войны корабельного состава. По условиям новой программы предполагалось проведение широкомасштабного международного конкурса проектов. Техническое задание, для проведения конкурса, учитывало основные требования предъявляемые к разработке линейного корабля: мощное вооружение и бронирование; большая скорость и дальность плавания; сохранение остойчивости при любых повреждениях и разрушениях вне зависимости от остатка запаса плавучести («корабль должен тонуть не опрокидываясь»). В итоге консурса кораблестроительный отдел, а затем и МТК в целом, по наибольшей сумме набранных баллов признал лучшим проект, представленный германской фирмой «Блом унд Фосс». За ним последовательно шли проекты Балтийского завода и итальянской фирмы «Ансальдо». В течение лета 1908 года на нескольких совместных заседаниях МГШ и МТК, проходивших под председательством министра И.М.Дикова, шел поиск проекта-победителя. Наилучшим вариантом был признан проект №3 Балтийского завода. К 9 апреля 1909 года в техническом бюро Балтийского завода И.Г. Бубнов со своим коллективом разработал чертежи и спецификации нового линейного корабля, которые и были приняты новым морским министром адмиралом С.А.Воеводским к незамедлительному строительству на отечественных верфях. Корабли закладывались, одновременно 3 июня 1909 года, на Адмиралтейском заводе ("Полтава" и "Гангут") и на Балтийском заводе ("Севастополь" и "Петропавловск"). Проектом предусматривалось водоизмещение до 23000 тонн, дальность плавания до 5000 миль, скорость полного хода в 21 узел, а также вооружение из двенадцати 305-мм, шестнадцати 120-мм орудий и четырёх торпедных аппаратов. Главным строителем линкора "Севастополь" стал корабельный инженер полковник Н.Н. Кутейников, линкора "Петропавловск" - корабельный инженер полковник В.В. Константинов, линкора "Полтава" - корабельный инженер подполковник В. А. Лютер, а линкора "Гангут" - корабельный инженер подполковник Л.Л. Коромальди. Наблюдение за постройкой кораблей на Балтийском заводе осуществлял полковник Р.А. Матросов, а наблюдающим за постройкой на Адмиралтейском заводе — корабельный инженер полковник Г.В. Свирский.
Корпус линкора изготавливался из трех сортов стали: обыкновенной мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм2 и растяжением не менее 20%; повышенного сопротивления до 63 кгс/мм2 и растяжением не менее 18%; высокого сопротивления до 72 кгс/мм2 и растяжением не менее 16%. Корабль имел гладкую верхнюю палубу и ещё две полные палубы среднюю и нижнюю. Основу набора корпуса составлял киль коробчатой формы до 2 метров высотой, 150 шпангоутных рам, расположенных со шпацией 1,2 метра и форштевня ледокольного типа. Двойное дно делилось флорами и стрингерами на независимые отсеки и располагалось от 27-го до 128-го шпангоутов. Поперечные водонепроницаемые переборки располагались на 14, 21, 29, 37, 46, 57, 64, 75, 86, 93, 107, 117 и 125 шпангоутах и подкреплялись вертикальными стойками (пиллерсами). На линкоре имелись две бортовых броневых продольных переборки, которые устанавливались в 3,4 метрах от бортов и служили, как дополнительная противоминная защита корабля. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии и верхнего пояса, двух внутренних бортовых продольных переборок, 305-мм башен главного калибра, котельных кожухов и боевых рубок. Горизонтальная броневая защита включала броневые палубы: нижнюю (карапасную), среднюю и верхнюю. Плиты бортовой поясной брони по ватерлинии имели толщину 225-мм в средней части корпуса (29-125 шпангоуты), уменьшаясь к оконечностям: в нос от 29 шпангоута до форштевня - 125-мм и в корму от 125 по 145 шпангоут (до кормового броневого траверза) - 125-мм, а в районе ахтерштевня 100-мм. Броневые траверзные плиты в кормовой части главного броневого пояса располагались под углом к форштевню и имели толщину в 125-мм. Главный броневой пояс высотой 5,06 метра, опускался, при проектной осадке, ниже ватерлинии на 2 метра и нижней частью опирался на специальную полку, принимавшую на себя его вес. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, без использования деревянной подкладки, и проходили сквозь бортовую обшивку связываясь с силовым набором корпуса. По бортам верхнего броневого пояса, высотой 2,26 метра от траверза четвёртой башни главного калибра до траверза первой башни главного калибра (цитадель), крепились броневые плиты толщиной 125-мм, уменьшаясь к носовой оконечности от 29 шпангоута до форштевня - до 75-мм. В районе кормовой оконечности верхний пояс отсутствовал. Носовой траверз верхнего пояса имел толщину броневых листов 50-мм, а кормовой - 125-мм. Продольные броневые переборки проходили по всей длине цитадели на расстоянии 3,4 метра от борта и между нижней и средней палубами имели толщину в 50-мм, а между средней и верхней — 37,5-мм. Нижняя броневая (карапасная) палуба толщиной 12-мм, в районе цитадели и носовой оконечности, стелилась, на стальную палубную обшивку толщиной 12-мм. К бортам нижняя броневая палуба имела скосы из броневых листов толщиной 50-мм. В кормовой оконечности нижняя палуба была горизонтальной по всей ширине корпуса (без скосов) и имела толщину в 25-мм. Средняя броневая палуба, в районе цитадели в средней части корабля, имела толщину 25-мм и 19 мм — в пространстве между бортами и продольными броневыми переборками. В носовой оконечности толщина средней палубы равнялась 25-мм по всей ширине корабля, а в кормовой — 37,5-мм по всей его ширине, уменьшаясь до 19-мм над румпельным отделением. Верхняя броневая палуба толщиной в 37,5-мм покрывала цитадель и носовую оконечность, уменьшаясь в кормовой оконечности - до 6-мм. Боевые носовая и кормовая рубки защищались бортовой бронёй имевшей толщину 254-мм, крыши рубок прикрывались броневыми листами толщиной 100-мм, а полы - 76-мм. Трубы, защищающие провода между боевыми рубками и центральным постом, имели толщину 76-мм, а в самих рубках — 127-мм. Башенные установки 305-мм орудий главного калибра защищались броневыми плитами толщиной 203,2-мм, а тыльные плиты имели толщину 305-мм. Крыши башенных установок были прикрыты бронёй толщиной в 76-мм, а броня неподвижных барбетов была толщиной над верхней палубой 150-мм и ниже — 75-мм. Кожухи дымовых труб закрывались броневыми листами толщиной 22-мм. Элеваторы защищались броневыми листами толщиной 25,4-мм. На верхней палубе, линейно в диаметральной плоскости, располагались четыре трёхорудийные башни главного калибра, две дымовые трубы, две боевые рубки с мостиками и дальномерами и две мачты. На средней палубе располагались казематы 120-мм орудий, кают-компания офицеров и кондукторов, каюты командира, старшего офицера и механика, каюты офицеров и кондукторов, лазарет, операционная, каюты врача и фельдшеров, корабельная церковь и каюта священника, подбашенные пространства башен главного калибра, перевязочный пункт и аптека, канцелярия, шпилевое устройство. На нижней палубе располагались помещения провизии, винный погреб, румпельные отделения, помещение больших генераторов, кормовой центральный пост, радиотелеграфная рубка, носовой центральный боевой пост, помещения сухой провизии, помещения команды, баня и помещение малых генераторов. В трюме устраивались погреба боезапасов, отделения трюмных помп и насосов. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления. Паровое отопление эффективно действовало при температуре наружного воздуха до -15° С, обогревая жилые и рабочие помещения до температуры не ниже +15° - +17°С. Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 14 основных отсеков:
· Носовой отсек;
· Шпилевой отсек;
· Носовой отсек вспомогательных механизмов;
· Носовой отсек главного калибра;
· Первый кочегарный отсек;
· Второй кочегарный отсек;
· Второй отсек главного калибра;
· Третий кочегарный отсек;
· Четвёртый кочегарный отсек;
· Третий отсек главного калибра;
· Первый машинный отсек;
· Второй машинный отсек;
· Кормовой отсек главного калибра;
· Кормовой отсек.
Силуэт линейных кораблей типа "Севастополь" имел на верхней палубе четыре башни, расположенные на одном уровне, две боевые рубки (в носу и корме), две облегчённые мачты и две дымовые трубы.
Водоотливная система, автономная, включала 14 отливных труб и 14 гидравлических центробежных насосов (турбин) системы Ильина, которые откачивали попавшую в отсеки воду и выбрасывали ее за борт на уровне выше ватерлинии. Турбины имели производительность по 500 тонн воды в час и при необходимости, по перепускной системе, могли откачивать воду из соседних помещений. Управление водоотливными насосами и клапанами перепускной системы осуществлялось с верхней палубы за исключением клапанов расположенных в оконечностях корабля. Так же на линкоре устанавливались 9 паровых насосов Вортингтона подачей по 75 т/час. Насосы располагались по одному в каждом из котельных и турбинных отделений и по одному—в каждом из двух отделений холодильников (конденсаторов).
Пожарная система включала кольцевой 150-мм магистральный трубопровод, который проходил под нижней броневой палубой и поднимался у крайних башен под среднюю палубу. Магистраль имела перемычки в котельных и турбинных отделениях, отделениях холодильников (конденсаторов). От магистрали вверх и вниз шли отростки к 76 пожарным клапанам. Систему обслуживали 9 трюмно-пожарных насосов производительностью 75 т/час и ещё 2 насоса - по 150 т/час.
Креновая система включала трубы, которые затопляли по четыре противолежащих бортовых отсека, через кингстон и перепускные клапана.
Дифферентная система обеспечивала устранение дифферентов на нос и на корму. Заполнение соответствующих балластных цистерн выполнялась через кингстоны и перепускные клапана.
Рулевое устройство включало два руля: большой площадью 28,3 м2 и малый площадью 13,5 м2. Наибольшее время перекладки большого руля из среднего положения на борт (35°) составляло 30 секунд. Радиус установившейся циркуляции достигал 239 метров при угле крена 3,4°. Наибольший же возможный крен, при внезапной перекладке руля, не превосходил 10°.
Якорное устройство включало два становых якоря Холла, которые втягивались в бортовые клюзы, и один запасной якорь Холла, весом каждый по 8,23 тонны и две становых цепи калибром 76-мм. Подъем и отдачу якорей осуществляли два паровых шпиля в носовой части. Кроме этого, в носу размещались два паровых шпиля и в корме ещё два шпиля с электроприводом для выполнения швартовных операций.
Спасательные средства линкора состояли из двух паровых катеров, двух маторных катеров, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, двух 20-весельных моторных барказов, двух 6-вёсельных ялов и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули.
Главная энергетическая установка корабля механическая, четырёхвальная с 10 паровыми турбинами и 25 водотрубными котлами, которые располагались в четырёх котельных и трёх машинных отделениях. Турбины передавали вращение на четыре трёхлопастных винта диаметром 3,28 метра и шагом 3,05 метра.
Модернизация линкоров типа "Севастополь"
- была предложена, по инициативе начальника ВМС РККА — Р. А. Муклевича, на «Особом совещании» 10 марта 1927 года, которое открыл авторитетный специалист по изучению зарубежного опыта строительства линкоров — В. П. Римский-Корсаков. Докладчик, аргументировано обосновал основные перспективы их модернизации, в частности: усилить бронирование одной из палуб до 75-мм; увеличить дальность стрельбы орудий главного калибра за счет использования облегченных снарядов со специальными баллистическими наконечниками и увеличить угол возвышения орудий главного калибра с 25° до 45°, доведя теоретическую дальность до 30 км обычным снарядом и до 44,45 км облегченным; повысить в 1,5—2 раза скорострельность орудий главного калибра; применить новые дальномеры закрытого типа с увеличением высоты их установки; внедрить новые приборы управления стрельбой (ПУС); обязательно оснастить линкоры гидросамолетами; усилить зенитную артиллерию; повысить автономность плавания, переведя все котлы на отопление жидким топливом; ликвидировать угольные ямы; установить бортовые були, на подводной части корпуса; увеличить мощность главной котлотурбинной установки; для улучшения мореходных качеств в штормовых условиях, увеличить высоту надводного борта носовой части корпуса; ввести систему противохимической защиты; заменить прожектора; улучшить средства радиосвязи. Для реализации всех требований модернизации предварительно были определены затраты в размере 40 млн. рублей на каждый линкор. Разработка проекта модернизации линкоров типа «Севастополь» и обеспечение производства конструкторско-технологической документацией было возложено на конструкторское бюро Балтийского завода.
Линкор "Марат" ("Петропавловск") проходил модернизацию на Балтийском заводе, в 1929-1931 годах. Над уровнем верхней палубы был образован полубак высотой 1,8-2,0 метра, жёстко скреплённый с набором корпуса. Были смещены назад бортовые якорные клюзы с образованием якорных ниш. Для увеличения дальности и точности прицельной стрельбы главным калибром, установили два вращающихся в горизонтальной плоскости носовой и кормовой командно-дальномерные посты (КДП), закрытого типа. Главный носовой КДП, располагался на топе мощной, цилиндрической, башенноподобной фок-мачты, которая резко изменила форму комплекса носовой надстройки: «боевая рубка-фок-мачта-носовая дымовая труба». Первая дымовая труба в своей верхней оконечности, выполнена с большим отгибом к корме. Вместо 25 котлов типа Ярроу на комбинированном угольно-нефтяном отоплении, были установлены 22 котла того же типа, полностью переведенные на нефтяное отопление. После модернизации, силуэт корабля значительно изменился придав кораблю грозный внешний вид.(3)
А также проект предусматривал перевод котлов со смешанного на чисто нефтяное отопление, причем из двух возможных вариантов — замены прежних 25 котлов на 12 более производительных (с линейных крейсеров типа «Измаил») либо переоборудования старых котлов с уменьшением их числа до 22 — был выбран второй, менее рациональный технически, но зато более дешевый (затраты соответственно 3,2 и 2,7 млн. руб.). Проектом предусматривались также переделка мачт, установка в носовой части ограждения для предотвращения ее заливаемости на волнении, повышение скорострельности орудий главного калибра, усиление зенитной артиллерии (установка четырех 37-мм орудий на крыше боевой рубки и на кормовом мостике), совершенствование средств связи, противохимической защиты и другие работы. В соответствии с проектом стандартное водоизмещение модернизированного линкора должно было составить 24 260 т, полное - 26 906 т, а скорость хода — 22,2 уз.
Наиболее серьезные работы были выполнены по механической части. Перевод котлов на жидкое топливо позволил отказаться от трех малых котлов (паропроизводительность по 10,4 т/ч), что позволило освободить от механического оборудования носовое котельное отделение. Во всех оставленных 22 котлах (паропроизводительность при смешанном отоплении по 11,5 т/ч, а при нефтяном не менее чем в 1,4 раза больше) сменили водогрейные трубки, прежние поршневые котельные вентиляторы были заменены турбовентиляторами, все три котельных отделения были поделены пополам поперечными переборками (на 51,5, 69,5 и 80,5 шпангоутах), что улучшило непотопляемость корабля. Прошли капитальный ремонт главные турбины, при этом были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, размещавшиеся в среднем турбинном отделении. Вспомогательные механизмы заменили новыми с недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил». Были отремонтированы все трубопроводы и системы. В результате суммарная мощность главной энергетической установки достигла 56 800 л.с. (вместо прежних 42000л.с.), а при форсировке — 61110 л.с. Вместо 1700 т угля и 750 т мазута корабль стал принимать до 2000 т жидкого топлива, что обеспечило дальность плавания 2310 миль при скорости 14 уз. На заводских ходовых испытаниях 8 мая 1931 года линкор при мощности на валах 56 800 л.с. развил и легко поддерживал скорость 23,8 уз, что ранее достигалось в исключительных случаях.