Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основыные ошибки в обучении



Эвальд Васильевич с первых страниц своей работы обращает наше внимание на то, что необходимость того, что школа должна учить мыслить осознают практически все, но при этом не каждый понимает, что значить мыслить, и что такое мышление. Когда же происходит уточнение этих понятий, то большинство людей приходят к выводу: «..способность мыслить или просто «способность» от «Бога» …»[1]. Многие философы, такие как Кант, Гегель, в своих работах убеждают нас в этом, но автор текста убежден в обратном. Он призывает нас задуматься, что своей способностью мыслить мы обязаны Богу и природе только в том плане, что они дали нам орган, с помощью которого мы можем совершать мыслительные операции. А вот способность мыслить дана человеку обществом, ведь только благодаря мышлению человек становиться полноценным членом общество. Основывая на этих аргументах, Ильенков делает вывод, что человека можно научить мыслить, и заниматься этим должна школа. А все выводы, которые гласят, что мышление у ребенка от рождения, и педагог в этом вопросе бессилен,- это всего ли прикрытие, за которым учителя скрывают свою неправильную работу.

«Искалечить орган мышления гораздо легче, чем любой другой орган человеческого тела. А излечить очень трудно» [2]. Основным средством, которым калечат мозг и интеллект ребенка, по мнению автора, является « зубрежка». Многие преподаватели считают, что многократное повторение поможет ребенку лучше запомнить и усвоить материал. Эвальд Васильевич убежден, что повторение следует считать не матерью ученья, а мачехой, так как «зазубривание» материала не позволяет мыслить и размышлять, происходит механическое запоминание текста. Автор отмечает, что сам ребенок не хочет, просто многократно повторят одно и то же, его мозг не хочет усваивать ненужную для него информацию, грамотный педагог заметит эти сигналы и сменить тактику своего преподавания. В противном же случаи, если «крик души» ребенка будет проигнорирован и учитель продолжит заставлять «зубрить», то нежный мозг и интеллект будут навсегда искалечены.

Научить ребенка мыслить, по мнению Ильенкова, можно развивая у него способность, правильно ставить вопросы. Необходимо для начала поставить вопрос, сформулировать проблему, а уже потом искать пути решения. В этом плане математика является прекрасным примером правильного получения знания и развития мышления. В начале, перед учеником ставиться задача, а уже потом он думает, как ее решить. В остальных же науках преподаватель сразу же выдает ребенку готовый ответ, не объясняя решением какой задачи он является, и как происходил поиск этого решения. Получается, что ученик должен выучить абсолютную истину не задумываясь над ее смыслом. А это равносильно тому, если бы математик заставлял знать наизусть все ответы в конце задачника. Эвальд Васильевич обращает наше внимание, на то, что последнее мы считаем глупым и не целесообразным, а вот в других областях научного знания мы не задумаемся над этим.

Исходя из вышеупомянутой проблемы, произрастает еще одна: зачастую учитель, давая детям лишь абсолютные истины, не готовит их к тому, что мир полон противоречий. Школа, в основном, приучает ребенка действовать согласно определенным штампам, по определённому алгоритму, и когда такой ученик сталкивается с необходимостью отступить от них, и проявить свои творческие способности, то у него возникает шок и растерянность. Он пытается как можно скорее вернуться к заученному алгоритму, где нет никаких противоречий. А как пишет автор: «Отношение к противоречиям является очень точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря, показателем его наличия»

Следовательно, преподавателю необходимо познакомить, объяснить ученику, что противоречия - это норма, и никуда от них не деться. Задача учителя состоит в том, чтобы постепенно повести своего воспитанника к проблемной ситуации, для решения которой понадобиться уже имеющиеся у учащегося знания и при этом потребуется его собственное соображение и творческий подход. Когда он найдет сам выход из такой ситуации, тогда он намного лучше усвоит материал, и в будущем при встрече с противоречиями он не растеряется, а попытается выяснить всю суть проблемы и решить ее.

Учить видеть противоречия, а затем находить для него решение - всему этому учит диалектика. А значит для того, чтобы научить мыслить, необходимо научить ребенка диалектики. Человек, мыслящей диалектически, способен найти компромисс между двумя диаметрально противоположными идеями. Данный факт автор демонстрирует нам на примере разомкнутой эклектической цепи, у которой существую только два противоположных полюса. В этом случае металлическая проволока будет проводником, который сомкнет два этих заряда. Так мысль, человека владеющего диалектикой, способна разрядить непримиримые противоречия, и найти нечто третье, что стоит между ними, и что удовлетворяло бы оба противоречия.

Еще автор в своей работе обращает внимание читателей на то, что мы, зачастую, не понимаем разницы между терминами « конкретное» и «наглядное». Наглядность в соединение с конкретностью позволяет быть мощным орудием для развития ума, а вот если наглядность соединяется с абстрактностью, то это уже никак не поможет в развитии мышления, а даже навредит. Так видеть в убийце, к примеру, лишь отрицательные качества, - это проявление абстрактного мышления. Мышление такого типа видит все лишь в готовых штампах, зазубренных образа, и смотрит лишь на наглядное проявление. Человек, мыслящей конкретно, не будет видеть в ситуации лишь внешнюю сторону, он постарается узнать, что стоит за ней. В этом и заключается основная разница между двумя этими понятиями.

Подводя итог свой работы, Эвальд Васильевич пишет, что в данной статье нет четких инструкций, как научить ребенка мыслить. Главным компонентом, который помогает научить воспитанника мыслить, является педагог, умеющий сам мыслить. Ведь никакая дидактика не поможет учителю, который мыслит шаблонами и который привык пользовать привычной схемой работы. Даже самые хорошие методы, помогающие развить в ребенке умение мыслить, не помогут учителю, который не может сам мыслить и применять различные методы из смешных дисциплин.


Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, что работа Э.В. Ильенкова заставила меня во многом пересмотреть привычные взгляды на образовательный процесс. Я раньше не задумывалась над тем, как научить ребёнка мыслить, а прочитав его работу, поняла, что это не так уж и просто. Но умение мыслить, на мой взгляд, жизненно необходимо для каждого человека, и автор показал нам его необходимость на наглядных примерах. Прочтение данной статьи было весьма полезно для меня, как для будущего педагога. Я согласна с главным выводом Эвальда Васильевича, что только умеющий мыслить педагог, способен научить ребенка мыслить.

Необходимо взглянуть на привычный педагогический процесс под другим углом, следует отойти от привычных шаблонов преподавания, которые в основном базируется на «зазубривании». При этом я хотела бы отметить, что построение учебного процесса в высших учебных заведениях основывается как раз на тех принципах, которые помогают мыслить, а не просто выдавать верную информацию. И здесь, на мой взгляд, и кроется основная проблема студентов первого и последующий курсов, в школе нас не научили мыслить, не показали, как можно рассуждать и проходить к необходимому выводу, а уже в институте от нас жду развитого интеллекта, а не способности действовать лишь по одному определенному алгоритму. И поэтом нельзя не согласиться с автором в том, что способность мыслить необходимо, развивать с раннего детства, иначе в жизни человек столкнется со многими трудностями, о которых уже не раз говорилось .

 

 


Список литературы

1. Э.В. Ильенков Школа должна учить мыслить - М. 2009г.

2. http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=83

 


[1] Э.В. Ильенков Школа должна учить мыслить - М. 2009г. С 6

[2] Э.В. Ильенков Школа должна учить мыслить - М. 2009г. С 16

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.