«Школа должна учить мыслить»- именно так называется книга Э.В. Ильенкова, по которой написан данный реферат. Работа Эвальда Васильевича была опубликована в 1964 году в журнале «Народное собрание» №4. Позже его труд вышел в свет уже как самостоятельное издание, которое несколько раз переиздавалось.
Э.В. Ильенко в своей работе поднимает очень важную и актуальную до сих пор проблему: «Чему должна учить школа?». Свою книгу автор во многом посвятил директорам школ и преподавателям. Он хотел, чтобы учителя задумались над тем, действительно ли они учат своих воспитанников, или же ни просто передают им знания, не приучая детей анализировать и мыслить.
Эвальд Васильевич на конкретных примерах показывает ошибки учителей, делает это он для того, чтобы читатель как можно точнее понял всю суть поднятой им проблемы. Преследуя эту же цель, автор прибегает к знакомым и понятным для каждого аналогиям. Все выводы и суждения Ильенко аргументирует конкретными фактами, благодаря чему высказанные им утверждения можно назвать истинными и объективными.
Биография Э.В. Ильенкова
Сложно понять работу какого-либо автора, не имея представления о его жизни, научной деятельности, сфере интересов и т.д., поэтому следует уделить внимание биографии автора книги «Школа должна учить мыслить»
Сын писателя, лауреата Сталинской премии В. П. Ильенкова. Родился 18 февраля 1924 года в Смоленске, вскоре семья Ильенковых переехала в Москву.
В 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского, с 1942 г. - курсант Одесского артиллерийского училища им. М.В. Фрунзе, с конца 1943 г. до конца войны в действующей армии. В 1953 г. окончил аспирантуру философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1953 г. и до конца жизни работал старшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР. Лауреат премии АН СССР им. Н.Г. Чернышевского (1965). К нач. 60-х гг. в центре внимания Ильенкова проблема идеального, которую он решает с позиций Марксовой концепции общественно-исторической деятельностной сущности человека. Активно сотрудничал с А.И. Мещеряковым по вопросам теории и практики воспитания слепоглухонемых детей. Труды Ильенкова переведены на 17 языков народов мира.
Э.В.Ильенков любил выражение "лупа времени". Прошлое и современность всегда были для него измерениями, позволявшими видеть события более выпукло и чётко. Считал, что теория познания, если она претендует быть наукой, т.е. пониманием форм и законов развития познания, а не просто описанием психофизиологических, лингвистических или психологических условий познания (т.е. обстоятельств, меняющихся не только от века к веку, а и от страны к стране и даже от индивида к индивиду), тоже не может быть ничем иным, как наукой о всеобщих законах развития общечеловеческой духовной культуры. Но в этом понимании теория познания также совпадает с наукой о мышлении, а тем самым и с диалектикой. Последняя и исторически, и по самому существу дела - есть не что иное, как совокупность отражённых в ходе развития духовной культуры человечества всеобщих (и потому объективных) законов и форм естественно-природного и социально-исторического развития в его универсальной форме. Поэтому-то законы диалектики и суть, осознанные человечеством (в лице философии) и проверенные на объективность (на истинность) практикой преобразования, как природы, так и социально-экономических отношений законы развития самих вещей, законы развития самого познаваемого мира природных и исторических явлений.
Педагогическая деятельность.Ильенков написал ряд работ, в которых обосновывал, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. Его (совместно с А. И. Мещеряковым) ученик, слепоглухой А. В. Суворов, сумел закончить психологический факультет МГУ и впоследствии защитить кандидатскую и докторскую диссертации.
С 1991 года его учениками проводятся ежегодные Ильенковские чтения
Основные работы«К вопросу о природе мышления», «Космология духа», «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса», «Об идолах и идеалах», «Диалектика идеального», «Учитесь мыслить смолоду», «Философия и культура», «Диалектическая логика. Очерки истории и теории», «Школа должна учить мыслить»