4.1. Рыночный спрос. Закон спроса.
4.2. Рыночное предложение. Закон предложения
4.3. Рыночное равновесие
4.4. Рыночное равновесие и государственное регулирование рынка
Базовые понятия по теме 4
Спрос (demand) – это подкреплённое денежным потенциалом желание, намерение потребителей приобрести какой-либо товар.
Величина спроса – это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определённой цене в течение определённого периода времени.
Индивидуальный спрос– это спрос отдельного покупателя на определённый товар.
Рыночный спрос – это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.
Совокупный спрос – это спрос на всех рынках определённого товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары.
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определённое количество товара или услуги в данное время на данном рынке.
Функция спроса (demand function) – количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).
Кривая спроса – представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.
Закон спроса – чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.
Эффект замещения (замены) – изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.
Эффект дохода – воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчёт эффект замещения.
Нормальный товар – товар, спрос на который растёт при росте доходов потребителя.
Аномальный товар– товар, спрос на который снижается по мере роста доходов потребителя.
Предложение (supply) – это желание и готовность производителей (продавцов) предложить к продаже свои товары.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен продать по данной цене в определённый момент времени.
Индивидуальное предложение– это предложение товара отдельным производителем (продавцом).
Рыночное предложение – это суммарное предложение всех продавцов на данном рынке.
Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество данного товара в определённый момент времени на данном рынке.
Функция предложения – количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами).
Кривая предложения – представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение.
Закон предложения – с ростом цен на товар увеличивается объём предложения этого товара при прочих равных условиях.
Рыночное равновесие – примерное равенство спроса и предложения на определённый товар в данное время и на данном рынке.
Равновесная цена – цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании величин спроса и предложения на этот товар.
Равновесный объём– объём, предлагаемый и продаваемый на рынке по сформировавшейся равновесной цене, равной ценам производителя и потребителя.
Излишек потребителя – это разница между той суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.
Излишек производителя – это разница между той суммой денег, за которую производитель был согласен продать свой товар, и той суммой, которую он реально получил.
Общественная выгода продавцов и покупателей – это сума излишков потребителей и производителей.
Рационирование – это ограничение государством объёма закупок на определённые товары.
Субсидия (subsidy) – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.
Дотация – государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.
Задания для самостоятельной работы по теме 4
Задание 4.1. В таблице 4.1. приведены данные об объёме индивидуального спроса на рыбу на локальном оптовом рынке со стороны трёх крупнейших фирм. Постройте графики их индивидуальных спросов и рыночного спроса на данный товар.