Принципиальная схема устройства дизельного четырехтактного
двигателя приведена на рисунке- 4.2. Для установки и крепления основных механизмов и узлов двигателя служит его остов, состоящий из картера 33 и цилиндра 1. В нижней части блок-картера имеются разъемные подшипники для установки коленчатого вала 32, а внутри – подшип-ники распределительного вала 34. Снизу блок-картер закрывается поддоном, используемым в качестве резервуара для масла смазочной системы. В головке блока цилиндров имеются камеры сгорания 29, отверстия для крепления форсунок 8, гнезда для клапанов и рубашка охлаждения. Основными деталями газораспределительного механизма в этом случае являются: распределительный вал 34, толкатели 35, штанги 5, закрепленные на оси коромысла 6, впускные 30 и выпускные 3 клапаны, пружины 7 клапанов, шестерни привода распределительного вала.
Система питания дизеля состоит из двух частей: системы питания двигателя воздухом, предназначенной для очистки и подачи воздуха в цилиндры, и топливной системы, предназначенной для подачи в цилиндры под высоким давлением и в определенный мо-
мент соответствующего нагрузке количества жидкого топлива. К системе питания двигателя воздухом относятся воздухоочиститель 12 и впускные трубопроводы 11. Основными элементами топливной системы являются: топливный бак 17 с сетчатым фильтром 18, фильтры грубой 16 и тонкой 13 очистки топлива, подкачивающий насос 14, насос высокого давления 10, форсунки 7, трубопроводы низкого 15 и высокого 9 давления.
Топливный насос имеет ряд секций, число которых соответствует количеству цилиндров двигателя. На рисунке - 4.2 показано устройство одной секции. Основными элементами секции топливного насоса являются гильза 22, плунжер 24 и нагнетательный клапан 21, при-
жимаемый к своему гнезду пружиной 10. Внутренняя поверхность гильзы 22 и наружная поверхность плунжера 24 обработаны с высокой степенью точности за счет индивидуальной притирки, что исключает возможность утечки топлива между их поверхностями. Плунжер перемещается в неподвижно закрепленной гильзе вниз пружиной 26, а вверх – кулачковым валом 28 и толкателем 27. При нижнем положении плунжера в пространство гильзы над плунжером через открытое впускное отверстие в ее боковой поверхности по трубопроводу 20 поступает топливо. Как только верхняя торцовая кромка плунжера при движении вверх пройдет у впускного отверстия гильзы, а его боковая поверхность закроет последнее, давление
топлива над плунжером резко повысится, и под действием этого откроется нагнетательный клапан 21 (при р = 10...13 МПа). При этом топливо из гильзы по трубопроводу высокого давления 9 и через форсунку 6 подается в камеру сгорания цилиндра. При этом давление над плунжером, несмотря на дальнейшее движение последнего вверх, упадет, что приведет к закрытию пружиной 10 клапана 21 и прекращению подачи топлива в цилиндр. При постоянной величине полного хода плунжера 24 его нагнетательный ход, а следовательно, и количество топлива, подаваемого в цилиндр, изменяется поворотом плунжера 24 вокруг его оси в не-
подвижной гильзе 22. В результате этого отсекающая кромка 23 фигурной выточки на плунжере раньше или позже совместится с выпускным отверстием гильзы при его движении вверх, а следовательно, вытечет больше или меньше топлива из надплузжерного пространства во впускное отверстие и, соответственно, больше или меньше топлива будет подаваться в цилиндр. Для поворота плунжеров на их нижних концах закреплены зубчатые секторы, находящиеся в зацеплении с рейкой 25 топливного насоса. Рейка 25 перемещается вручную или автоматически всережимным регулятором центробежного типа в сторону увеличения или уменьшения подачи в зависимости от нагрузки на двигатель.
Рисунок - 4.2. Принципиальная схема устройства дизельного четырехтактного двигателя