Принимаемые в настоящее время меры по совершенствованию законодательства и системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации затрагивают многие вопросы защиты, ликвидации и локализации аварийных ситуаций, защиты населения и территорий от последствий аварийных ситуаций техногенного характера.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года 122ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» внес изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от аварийных ситуаций техногенного характера» и «О пожарной безопасности».
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 116-ФЗ от 21.07.97 г. предписывает разработку ПЛАС:
«В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте».
Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-540-03.
РД 09-536-03 «Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах».
Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах РД 11-561-03.
Инструкция по составлению планов ликвидаций аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья РД 14-617-03.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 1005 от 15 ноября 2006 г. «Об утверждении порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы».
В Российской Федерации, начиная с 1995 года , проводится декларирование промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности (ДПБ) разрабатывается в соответствии с требованиями нормативно-технической документации , действующей на территории РФ, основным из которой является № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» .
Разработка ДПБ предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
Разработка декларации промышленной безопасности подразумевает под собой:
1. Комплексную оценку по возможным рискам в случае аварии, ее последствиям, в случае возникновении аварии
2. Анализ уровня мер предосторожности на предприятии принятого для упреждения возникновения аварии
3. Подготовка к запуску в эксплуатацию опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности
4. Подготовка организации к возможности локализации, а также полной ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
5. Разработку мероприятий, нацеленных на уменьшение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте
Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:
1. в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
2. в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
3. в случае изменения требований промышленной безопасности;
4. по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности.
Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке . Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Декларация промышленной безопасности и заключение экспертизы на нее направляются в центральный аппарат или территориальные органы Ростехнадзора для внесения в Реестр деклараций промышленной безопасности и Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, соответственно.
Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.