Основными особенностями условий плавания в стесненных водах являются:
1) → малый (часто минимальный) запас воды под килем, в результате чего многие суда становятся «стесненными своей осадкой» и возникает необходимость учета колебаний уровня моря, постоянного контроля глубин;
3) → резкое ограничение возможных отклонений судна от линии заданного пути (ЛЗП), что требует максимально точной навигации и обусловливает расхождение судов на встречных курсах на минимальных траверзных расстояниях;
4) → бо´льшая упорядоченность судопотока (по установленному пути, створу и т.д.);
5) → пестрый судопоток – от крупнотоннажных судов до яхт и катеров с разными маневренными возможностями и различным уровнем подготовки судоводителей;
6) → сочетание «транзитного» движения судов вдоль узкости с пересекающими его местными судами и частое следование малых судов курсами, отличными от рекомендованных;
7) → частые смены курсов, усложняющие и навигацию и наблюдение за целями, так как цели также часто маневрируют;
8) → ограниченность зоны визуального и радиолокационного обзора, относительно малые дальности обнаружения (DОБН) целей, скоротечность ситуаций, острый дефицит времени на решение;
9) → большое количество навигационных ориентиров (включая и плавучие СНО), постоянная их смена, необходимость постоянного опознавания ориентиров и оценки нахождения буев (вех) на штатном месте;
10) → чрезвычайно малый запас времени и пространства для реакции на неожиданный или неверный маневр цели, для коррекции своего «неудачного» маневра, для действий при отказе судовых технических средств.
В силу этих особенностей требуется особенно высокая точность, четкость, безошибочность, быстродействие всей системы управления движением судна.
Основные задачи – наблюдение, навигация, предупреждение столкновений – должны решаться одновременно и взаимосвязано (пренебрежение любой из них влечет повышение риска либо столкновения, либо посадки на мель при расхождении). Резко возрастает напряженность работы судоводителей и, как следствие, – вероятность навигационной ошибки.
Стесненные воды → это сложнейший по своим условиям район плавания, где в полной мере проверяются опыт и искусство судоводителя.
При выборе курсов в первую очередь надо учитывать международные и местные правила плавания; наставления, указания и рекомендации для плавания в данном районе и любое отклонение от их требований должно быть обосновано.
Глубоководные пути, в пределах которых произведено тщательное гидрографическое обследование до обозначенной на МНК наименьшей глубины, предназначены для судов с большой осадкой; остальные суда должны, по возможности, избегать их использование.
Если район плавания подпадает под понятие «узкость», то судно должно держаться внешней границы прохода или фарватера (с пр./борта) настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно (правило 9 «МППСС-72»). Судно не должно пересекать узкий проход или фарватер, если такое пересечение затруднит движение другого судна, которое может безопасно следовать только в пределах такого прохода или фарватера. В узкости с установленным односторонним движением курсы судна рекомендуется прокладывать по ее середине.
При отсутствии рекомендаций, правил и ограничений курс судна должен проходить по безопасным глубинам за пределами ограждающей изобаты и на достаточном удалении от навигационных опасностей (если створа нет, желательно иметь ориентир на КУ = 0°(180°)).
При выборе курсов следует иметь в виду, что не всякий кратчайший маршрут является лучшим. При поворотах,переходе с одного рекомендованного курса на другой, огибании мысов и банок следует строго придерживаться фарватера, не прижимаясь к берегу и не срезая углы на поворотах, так как это резко снижает безопасность плавания.
Повороты лучше выполнять заблаговременно, до подхода к навигационным опасностям и: ⇒ не следует выполнять резких поворотов вблизи опасностей или входить в узкий канал на циркуляции; ⇒ входить в подходной канал порта надо заблаговременно, мористее приемного буя и под острым углом; если после приема лоцмана или съемки с якоря вход в подходной канал возможен только на крутой циркуляции, то лучше отойти мористее или выполнить циркуляцию в сторону моря.
При подходе к месту якорной стоянки надлежит придерживаться общепринятых курсов и лишь перед подходом к точке отдачи якоря проложить курс против ветра, течения или их равнодействующей.
При проходе на малом расстоянии мимо судов, стоящих на якоре, лучше проходить у них по корме, в противном случае повышается опасность навала. При подходе к точке встречи лоцманов, перед подходом лоцманского бота изменить курс таким образом, чтобы прикрыть бот бортом судна от ветра и волнения.
Судоводитель обязан знать опасные участки плавания, что позволяет спланировать дополнительные меры по обеспечению навигационной безопасности.