Требование работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий.
Компетентностная модель образования, введение системы непрерывного образования «через всю жизнь» предполагают значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована ФГОС СПО, основной образовательной программой по специальности, нормативно-правовыми документами федерального и локального уровней.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для обучающихся в рамках реализации программ профессионального образования.
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (далее ВСР) - планируемая учебная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
ФУНКЦИИ ВСР:информационно - обучающая, развивающая, ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая.
ЦЕЛЬЮ ВСР обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой и исследовательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
ЗАДАЧИ, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в образовательной среде профессиональной образовательной организации представляют собой:
Ø систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
Ø углубления и расширения теоретических знаний;
Ø формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
Ø развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
Ø формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
Ø формирования общих и профессиональных компетенций;
Ø развитию творческих и исследовательских умений.
ПРИЗНАКИВСР:
Ø наличие конкретной цели и задания;
Ø четкая форма выраженности результата работы;
Ø определения формы контроля работы;
Ø определение критериев оценивания результатов работы;
Ø обязательность выполнения работы каждым обучающимся.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВСР:
Ø Раздел и содержание задания.
Ø Формируемые образовательные результаты.
Ø Цель задания.
Ø Методические рекомендации и основные требования по выполнению задания
Ø Критерии оценивания.
Ø Объем выполняемого задания
Ø Срок выполнения задания.
Ø Форма контроля выполненного задания.
Выполнение заданий в рамках предлагаемой структуры внеаудиторной самостоятельной работы обеспечит обучающемуся должную подготовку к текущему контролю успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестациям.
ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к обучающимся, при выполнении ВСР:
Ø быть выполненной лично или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
Ø представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определенной теме и ее отдельных аспектов (актуальные проблемы изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля и соответствующей сферы практической деятельности);
Ø демонстрировать достаточную компетентность в раскрываемых вопросах;
Ø иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если это творческая или учебно- исследовательская работа)
Ø содержать определенные элементы новизны (если это творческая или научно-исследовательская работа).
КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ результатов ВСР обучающихся являются:
Ø уровень освоения учебного материала;
Ø уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
Ø уровень сформированности общеучебных умений;
Ø уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
Ø обоснованность и четкость изложения материала;
Ø оформление материала в соответствии с требованиями;
Ø уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
Ø уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
Ø уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
Ø уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИЮ ВСРобучающихся:
1 Осознание полезности выполняемой работы.
Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
2 Творческая направленность деятельности обучающихся.
Участие в творческой работе для ПОО является значимым стимулом для активной внеаудиторной работе.
3 Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, ситуационные и производственные задачи, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
4 Использования мотивирующих факторов контроля образовательных результатов (накопительные оценки, рейтинг);
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ:
Ø следует прочитать общие требования к выполнению ВСР.
Ø выяснить содержание работы, прочитать методические указания и составить алгоритм (порядок действий) при её выполнении.
Ø уяснить критерии, по которым будет оцениваться внеаудиторная самостоятельная работа.
Ø обратить внимание при подготовке ВСР на формат выполнения каждого задания.
Приступая к с самостоятельной работе обучающимся рекомендуется настроиться на упорную, систематическую работу, которая непременно даст хорошие результаты, если при этом стремиться к пониманию. Необходимо выполнять задания так, чтобы чувствовать уверенность в своих силах, в своей способности преодолевать трудности. Все задания ВСР направлены на повышение культуры мышления, на достижение высоких результатов в области интеллектуальной деятельности.
2 ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Содержание ВСР по учебной дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» направлено на формирование следующих образовательных результатов:
УМЕНИЯ
У 1
Использовать изученные прикладные программные средства.
ЗНАНИЯ
З 1
Основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и
вычислительных систем;
З 2
Знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 2.3
Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.
ПК 2.6
Применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) при обеспечении жизненного цикла изделия.