Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные термины и понятия. О.В. Хорошилова А.В



О.В. Хорошилова А.В. Красникова

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ:

ПРАКТИКУМ

Учебное пособие

 

 
Воронеж 2012

 

ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный технический

университет»

 

 

О.В. Хорошилова А.В. Красникова

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ:

ПРАКТИКУМ

 

Утверждено Редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

 

Воронеж 2013

 

УДК 621:338 (075)

Хорошилова О.В. Экономика предприятия: практикум: учебное пособие / О.В. Хорошилова, А.В. Красникова. Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2013. 220 с.

Издание соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика».

 

В практикуме представлен комплекс задач, хозяйственных ситуаций и тестовых заданий, позволяющий студентам закрепить теоретические знания по курсу «Экономика предприятий (организаций)» и приобрести практические навыки расчета, планирования и оценки экономических показателей деятельности предприятий и организаций.

 

 

Табл. 7. Ил. 1. Библиогр.: 20 назв.

 

Научный редактор д-р экон. наук, проф. О.Г. Туровец

 

Рецензенты: кафедра финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов (зав. кафедрой канд. экон. наук, проф. О.М. Фокина);

канд. экон. наук, доц. О.В. Кавыршина

 

© Хорошилова О.В.

Красникова А.В., 2012

© Оформление. ФГБОУ ВПО

«Воронежский государственный

 
 
технический университет», 2013


Введение

 

Целью изучения дисциплины «Экономика предприятий (организаций) является освоение студентами современных базовых знаний в области экономики предприятия и на этой основе – овладение специальной экономической терминологией и приобретение практических навыков расчета, планирования и оценки экономических показателей деятельности предприятий и организаций.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия и категории экономики предприятия

- основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия

- факторы конкурентоспособности и развития предприятия

- состав производственных ресурсов предприятия и факторы, влияющие на эффективность их использования

- состав финансовых ресурсов предприятия; сущность, виды доходов, расходов и финансовых результатов предприятия

- виды и основные методы планирования, организации, учета, анализа деятельности предприятия

уметь:

- использовать экономические категории и понятии в процессе последующего обучения

- определять потребность в производственных ресурсах предприятия

- рассчитывать суммы амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета

- анализировать уровень использования производственных и трудовых ресурсов предприятия

- рассчитывать сдельный и повременный заработок рабочего

- калькулировать себестоимость продукции

- определять выручку, прибыль, рентабельность и точку безубыточности предприятия

- формулировать пути повышения эффективности использования производственных ресурсов, пути снижения себестоимости и роста финансовых результатов

- критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений с учетом экономической эффективности

владеть:

- специальной экономической терминологией

- навыками расчета основных экономических показателей деятельности предприятия;

- навыками планирования затрат на производство и финансовых результатов операционной деятельности предприятия.

Полученные знания и навыки в ходе изучения курса «Экономика предприятий (организаций) позволят сформировать у обучающихся следующие компетенции:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11)

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1)

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2)

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК- 3)

-способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК- 4)

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК- 13)

- способен выявлять и оценивать затраты предприятия с целью формирования системы управления или как фактора повышения финансовых результатов (ПК-16)

Материал изложен в десяти взаимосвязанных темах, полностью охватывающих программу курса «Экономика предприятия (организации)», снабжен вопросами для обсуждения, примерами решения типовых задач, тестовыми заданиями, комплексом хозяйственных ситуаций, индивидуальных заданий, практическими примерами планов и отчетов предприятий, комплексом статистических данных о деятельности предприятий за период с 2005 по 2011 гг.

С целью повышения эффективности процесса формирования у обучающихся профессиональных компетенций в практикуме рассмотрены примеры расчета потребности в оборудования, оборотных средствах, трудовых ресурсах, расчета производственной мощности, примеры калькулирования себестоимости продукции, планирования фонда оплаты труда и затрат на производство, практические примеры оценки планов по технико-экономическим показателям и анализа форм финансовой отчетности.


ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО

ЭКОНОМИКИ

 

Вопросы для обсуждения темы

1. Охарактеризуйте сущность категорий «предприятие» и «организация». Каковы цели создания и функционирования предприятия?

2. Что понимают под предпринимательской деятельностью? Какие ресурсы необходимы для осуществления предпринимательской деятельности?

3. Назовите основные законодательные акты РФ, регламентирующие деятельность предприятия

4. В чем отличие коммерческих и некоммерческих организаций? Назовите организационно-правовые формы коммерческих организаций?

5. Охарактеризуйте элементы внешней среды предприятия.

6. Охарактеризуйте составляющие внутренней среды предприятия.

7. Назовите современные факторы конкурентоспособности предприятий.

8. На основе анализа статистических данных, представленных в приложении Г, определите наиболее прибыльные виды экономической деятельности предприятий. (Прибыльность организаций оценивается показателем рентабельности автивов)

9. На основе анализа статистических данных, представленных в приложении Г, определите основные современные факторы, ограничивающих деловую активность организаций

10. Охарактеризуйте экстенсивные и интенсивные факторы развития предприятий (организаций).

 


Основные термины и понятия.

 

В отечественной правоприменительной практике и реальной хозяйственной деятельности под предприятием традиционно понимается универсальный хозяйствующий субъект (за исключением физических лиц и некоммерческих юридических лиц), осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие организации основной целью своей деятельности ставят получение прибыли и могут использовать прибыль для выплаты учредительного дохода собственникам.

Основные организационно-правовые формы организаций:

для коммерческих организаций: хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере или коммандитные товарищества), хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), унитарные предприятия (государственные и муниципальные), производственные кооперативы.

для некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные или религиозные объединения, благотворительные или иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), учреждения.

Внешняя среда предприятиявключает такие элементы как потребители, конкуренты, нормативно-правовые акты, государственные и муниципальные органы власти, профсоюзы, а также научно-технический прогресс, политические факторы, социально-культурные факторы, состояние экономики и международные события.

Внутренняя среда предприятия характеризуется целями предприятия, его организационной структурой управления и производственной структурой, производимой продукцией и оказываемыми услугами, производственными, финансовыми и другими ресурсами, используемыми на предприятии.

Конкурентоспособность продукции –это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.