Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методология – совокупность методов (приемов) исследования, применяемых в науке. Метод – прием (способ) практического выполнения определенных задач, действий



Основные методологические направления уместно расположить по шкале от сциентистских (ориентированных на стогую научность, рационализированных, математизированных, формализованных) до антисциентистских (отрицающих возможность полного познания и формализации науки): структурно-функциональный анализ, бихевиоризм, неофрейдизм, экзистенциализм, структурализм, феноменология, герменевтика.

1) структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Г.Алмонд, Р.Мертон): рассмотрение политики как некоторой целостности (системы), обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение специфических потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими (людьми, институтами) позициями и выполняемыми ролями (президентов, министров, граждан). Общая модель действия («единичный акт) включает в себя действующее лицо (актора – человека, наделенного стремлением действовать) и ситуационное окружение - изменяемые и неизменяемые факторы, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит. Основные понятия: система - множество элементов, которые во взаимодействии обнаруживают свою общность и целостность; структура - упорядоченность отношений между элементами, обеспечивающая равновесие системы; функция – то, что приводит систему в движение;

2) бихевиоризм (Ч.Мерриам и группа ученых Чикагского университета – Г.Лассуэл, Дж.Кетлин и др.): установка на эмпирическое исследование поведения людей в мире политики, изучение политического процесса в его многоплановой динамике и взаимосвязи с соц. процессом, а также психологическими мотивами поведения людей. Политический процесс, трактуемый как производный от фундаментальных жизненных характеристик человеческих индивидов, рассматривается как актуализация некоторого изначального волевого устремления, придающего политический смысл всякому поведенческому акту. Таким устремлением является достижение и использование власти - доминирующая черта человеческой психики и сознания, определяющая форма политической активности человека. Власть – исходный пункт и конечная цель политического действия; политический человек – человек, стремящийся к власти. В известном смысле вся политическая теория оказывалась учением о власти;

3) неофрейдизм (К.Юнг, Э.Фромм): при исследовании политического поведения необходимо уделять внимание иррациональным составляющим человеческого действия (страхи, комплексы и т.п.). Человек воздействует на мир, исходя из своих глубинных изменений в психике. Важную роль в жизни играет и общество, которое может как адаптировать человека к жизни в себе, так и подавить его Я. Поэтому крайне важны и архетипы человеческой жизни (Юнг). Жизнь в обществе, среди людей – это жизнь в постоянном конфликте. Человек может преодолеть этот конфликт, либо уничтожив давящие на него институты (как на Западе, где произошли социальная и сексуальная революции), либо гуманизировать человеческое существование (Фромм);

4) экзистенциализм или философия существования (К.Ясперс, М.Хайдеггер) утвердилась в Европе в период между двумя мировыми войнами, оставаясь до конца 60-х годов своего рода модой. Человек рассматривался как существо, заброшенное в мир, постоянно находящееся в абсурдных и проблематичных ситуациях, которые наглядно демонстрируют неподлинность человеческого бытия. Важнейшей категорией является экзистенция, понимаемая как возможность быть. Таким образом, человек не предрешен быть тем или иным, напротив, человек есть то, чем он решил быть;

5) структурализм (К.Леви-Сторсс, М.Фуко): не имеет доктринального подкрепления, т.к. сложился в полемике с экзистенциализмом, субъективным идеализмом. Субъекту, творящему историю, структуралисты противопоставляли «всевластие вездесущих структур». Фуко, используя структуралистский метод в исследовании человеческих практик, приходит к выводу об отсутствии прогресса человеческого развития. Смысла истории нет, как нет и конечных целей. Культуру формируют особые «эпистемические структуры», качественно определяющие разные области знания. Эти эпистемические структуры историограф выделяет при помощи дискурсивных практик, которые образуются благодаря определённому набору знаков. Прогресса не существует, есть лишь дискретно утверждающиеся и уходящие в небытие эпистемы;

6) феноменология (Э.Гуссерль): обращение к чистой субстанции, к вещам, очищенным от словесных нагромождений. Истинное знание должно отталкиваться от неопровержимых данных. Необходимо воздерживаться от суждений, пока не будут найдены последние и неопровержимые данные. Феноменология интересуется сущностями, данные и факты как таковые ее не интересуют. Познание имеет дело с фактами как с материалом. Но воспринимая факты, сознание воспринимает и сущность: слушая скрипку, гитару и т.п., мы говорим о музыке. Познание сущего возможно только при помощи редукции;

7) герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер): герменевтика - особый способ интерпретации текста, исходя из его объективных и субъективных оснований; это определённая процедура вчитывания не только в текст, но и в контекст. Понимание есть единственная основа соц. существования.

Лекция4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.