Следующее упражнение развивает способность правильно оценивать градацию тонов. Вы увидите, как трансформируются тона в процессе их наложения - овладеть этим необходимо для понимания большинства описанных в этой книге изобразительных приемов.
Важно уметь оценивать тон, так как это позволяет правильно передавать тени и достоверно воспроизводить объем.
Создайте композицию из светлых и темных вещей. Чтобы легче было определять тона, выберите преимущественно белые или слабо окрашенные предметы простой формы, с четко выделенными плоскостями, например кубики или коробки. Чтобы немного усложнить задачу, пусть один кубик будет интенсивной окраски и станет своего рода цветовым акцентом.
Разместите объекты на одноцветном фоне, например, окрашенной стены и на плоской поверхности. Источник света (подойдет настольная лампа) установите с какой-то одной стороны, чтобы получились интересные тени. (Для достижения желаемого эффекта придется поэкспериментировать с различными положениями источника света и объектов.) Какие-то предметы разместите под наклоном, чтобы получилось сочетание темных и светлых плоскостей, отбрасывались тени разной интенсивности. В отдельных местах может присутствовать резкий контраст тонов, в других их смена едва уловима.
Начните со смешения пяти тонов одного цвета. В этом примере я использовал ламповую сажу с добавлением небольшого количества натуральной сиены, чтобы цвет был теплым и не тусклым. На палитре сложно определить тона, так что не забудьте опробовать их на кромке листа и подождите, пока не высохнут, чтобы посмотреть, как они будут выглядеть в действител
Физический способ создания цветовой гаммы при смешивании красок трех основных цветов
Краски данной цветовой гаммы из 48 отчетливых оттенков нанесены в средних тонах; каждый из оттенков представляет собой сочетание хинакридона (розового), ариламида желтого и голубой ФЦ. Все оттенки получены в результате смешивания красок в отдельной емкости перед нанесением на бумагу. Следует заметить, что в принципе оттенки могут быть образованы оптическим образом — при наложении прозрачных заливок чистых желтой, красной и синей красок правильного, точного тона.
Цветовое «колесо»
Когда на влажную поверхность окружности наносятся краски трех основных цветов, на участках их примыкания и соединения можно увидеть вторичные цвета.
Вторичные цвета
Двухкрасочные комбинации от сине-зеленых до желто-зеленых, от красных до желто-оранжевых и от сине-фиолетовых до розовато-лиловых и розовых создают широкий диапазон второстепенных цветов.
Третичные цвета
При добавлении краски третьего основного цвета в каждом из примеров вы можете создать гамму земляных цветов -серо-зеленых и фиолетово-серых, которые практически соответствуют цвету многих традиционных пигментов.