Первое, что необходимо освоить акварелисту, - однородное покрытие. Хотя красочный слой не всегда должен быть неизменной плотности и цвета, владеть навыком его выполнения весьма полезно. Основной принцип, который необходимо соблюсти, - краска должна стекать по поверхности бумаги. Для этого бумагу нужно предварительно растянуть либо каким-то иным способом придать ей способность не морщить.
Для разведения краски понадобится достаточно глубокая емкость с водой (ориентировочный объем - подставка для яйца) для заливки квадрата 15 х 15 см. Для покрытия большей площади, естественно, понадобится большее количество разведенной краски.
С опытом вы научитесь готовить нужное количество краски, а общее правило такое: разведите достаточное на ваш взгляд количество, удвойте его и добавьте еще немного.
Прежде чем начнете наносить краску, придайте планшету небольшой наклон. Краска сможет стекать вниз и скапливаться у основания каждого мазка.
1 Широкой кистью, обильно пропитанной краской, сделайте легкий мазокслева направо.
2 Вновь макните кисть в краску и по нижней границе первого мазка проведите еще один, не затрагивая полосу первого мазка.
3 Покройте таким образом краской весь лист.
4 Отожмите кисть насухо и проведите ею вдоль основания последнего мазка, чтобы убрать избыток краски и получить равномерно окрашенный край.
Равномерная заливка Бумага равномерно покрыта краской и не имеет следов кисти. Обратите внимание на то, что при высыхании краска приобретает более светлый тон.
Процедура наложения цвета с плавным переходом оттенков сходна вышеизложенной, однако вместо окунания кисти в заранее приготовленную краску вы с каждым последующим мазком добавляете чуть больше чистой воды, чтобы от насыщенного цвета перейти к его отсутствию.
1 Широкой акварельной кистью, щедро пропитанной краской, сделайте один легкий мазок слева направо.
2 Добавьте в разведенную краску воды, вновь окуните кисть и сделайте второй чуть ниже, не затрагивая полосы первого мазка.
3 Повторяйте предыдущее действие, после каждого мазка добавляя в краску очередную порцию воды. Если более насыщенный цвет предыдущего мазка натекает на расположенный ниже более светлый, уменьшите наклон планшета.
Завершенное покрытие с плавным переходом оттенков Насыщенность цвета сверху вниз плавно ослабевает и в нижней части листа сходит на нет.
Многоцветная заливка
Многоцветное покрытие с плавным переходом одного цвета в другой выполнить несколько сложнее, чем одноцветное, и необходимое умение приходит с опытом. Всегда есть вероятность, что жидкие краски сольются, однако я воспринимаю это свойство акварели как один из элементов ее привлекательности. Отчасти контролировать поведение жидких и текучих красок можно наклоном планшета, а также с помощью фена.
Однако следствием этого может стать неравномерное высыхание с образованием многочисленных границ, впрочем, многие находят их привлекательными. На некоторых типах бумаги краски высыхают с образованием границы, которая несколько темнее красочного фона. Лично мне этот эффект очень нравится, и иногда для акцентирования границы я с помощью бумажного полотенца специально удаляю часть краски в середине цветового поля.
1 Смешайте теплый красный вермильон с небольшим количеством кармина и широкой кистью выполните слева направо один легкий мазок.
2 Полосу бумаги шириной около 2,5 см ниже мазка смочите водой. Сполосните кисть, наберите ею желтый кадмий и сделайте второй мазок, чтобы оба цвета слились.
Завершенное многоцветное покрытие Повторите этап 2 с использованием сильно разведенного синего фталоцианинового пигмента. В месте соприкосновения синего и желтого образуется переходный зеленый. Наклонами планшета вы поможете цветам слиться.
Упражнение 3. Проверьте себя
Чтобы оценить точность собственных наблюдений, я сфотографировал в черно-белом цвете результат упражнения 2 (можно сделать копию на черно-белом ксероксе). Как видите, сопоставление насыщенного желтого (квадрат № 4) и красного (№ 2) достаточно точное, а вот синего (№ 1) и более бледного желтого (№ 8) далеко от идеала.