Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память __________________________.
a) наглядно-образная;
b) феноменальная;
c) эмоциональная;
d) словесно-логическая.
Почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной позиции у людей _______________________типа характера.
a) конформистского
b) чувствующего
c) интуитивного
d) экстравертированного
К теме 8. Педагогика как наука. Основные дидактические концепции.
Задание 7. Оцените письменно нижеперечисленные ситуации и факты с точки зрения педагогической этики (2 балла):
1) Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имеющего ни голоса, ни слуха.
2) Бутлерова выставляли из класса за то, что он постоянно и безуспешно «химичил». В 26 лет он стал профессором МГУ, а затем великим химиком.
3) Менделеев поступал в университет несколько раз и все время «заваливал» химию.
4) Ньютон ничем не выделялся среди своих сверстников. В Тринити-колледже, в Кембридже он тоже ничем себя не проявлял.
5) Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности. Кроме прилежания и примерного поведения за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании университета констатировалось, что Гегель – молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил.
6) Когда Суриков принес свои рисунки в Академию художеств, ему сказали: «С такими рисунками тебе не то что поступать в художественную Академию, а, даже, мимо ходить нельзя».
К теме 9. Методологическая структура педагогической деятельности.
Задание 8. Ответьте наиболее полно на поставленные вопросы (2 балла):
1) В 1968г. американские ученые Розенталь и Джекобсон высказали идею о том, что у учителя в процессе преподавания складывается своеобразная оценка ученика и в дальнейшем учитель действует так, чтобы его мнение оправдало себя. Как стали называть это мнение об ученике? Какой эксперимент иллюстрирует это явление?
2) Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые сидят на первых партах, эти дети при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли Вы предложить методику борьбы с субъективностью?
3) Н.Ф. Маслова выделяет два стиля педагогического общения: демократический и авторитарный. Охарактеризуйте эти стили. Оцените их распространение среди педагогов. Можете ли Вы назвать причины столь неравномерного использования этих стилей?
4) Педагогическое общение, как и любое другое, можно свести к двум стилям: диалогическому и монологическому. Охарактеризуйте эти стили, назовите их плюсы и минусы.
5) Что Вам известно о стратегиях улучшения усвояемости материала, воспринимаемого на слух? Охарактеризуйте стили профессионального слушания.
6) Назовите и охарактеризуйте три механизма воздействия преподавателя на студента.
7) Приведите известные Вам классификации конфликтов. Каковы предпосылки конфликта? Перечислите основные тактики поведения в конфликте, обозначьте их положительные и отрицательные стороны.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Психология как наука.
2. Объект и предмет психологии.
3. Задачи психологии.
4. Донаучная психология.
5. Рождение научной психологии.
6. Психология ХХ века.
7. Становление и развитие психологии в России.
8. Психология и ее разделы.
9. Психология личности.
10. Фундаментальные исследования в психологии.
11. Классификация методов психологии.
12. Описательные методы и эксперимент.
13. Вспомогательные и основные методы.
14. Проблема сознания и его состояния.
15. Наркотики и внутренний мир человека.
16. Восприятие и ощущение.
17. Внимание и восприятие.
18. Память, ее структура.
19. Средства улучшения памяти.
20. Общая характеристика мышления.
21. Основные формы и виды мышления.
22. Мышление и речь, виды речи.
23. Интеллект, его природа.
24. Деятельность, ее виды.
25. Основные концепции темперамента.
26. Типы темперамента.
27. Различные подходы к изучению характера.
28. Основные психологические типы характера.
29. Мотивация и эмоции.
30. Стресс.
31. Педагогика, ее предмет и задачи.
32. Основные понятия педагогики.
33. Педагогика ХХ века.
34. Методы педагогических исследований.
35. Процесс обучения и его структура.
36. Классификация методов обучения.
37. Основные методы и принципы обучения.
38. Формы организации обучения.
39. Различные системы воспитания.
40. Личность как предмет воспитания.
41. Возрастные и индивидуальные особенности личности.
42. Коллектив и развитие личности.
Рекомендуемая литература:
Основная литература (с грифом)
1. Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учебное пособие / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с. Гриф МО
2. Реан, А.А. Психология и педагогика : учебное пособие / А.А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. - СПб. : ПИТЕР, 2007. - 432 с. - (Учебное пособие). Гриф МО
3. Кавдангалиева, М.И. Педагогика и психология : электронное учебное пособие для дистанц. обучения [электронный ресурс] / Кавдангалиева, М.И. - электрон. текстов. дан. - СПб. : Изд-во АУиЭ, 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования : IBM – совместимый РС ; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. - Загл. с этикетки диска.
4. Ревская Н.Е. Психология и педагогика : Конспект лекций. - СПб., 2001
5. Педагогическая психология : Учебник.- М., 2002
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : Учебник.- М. , 2001
Дополнительная:
1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов — Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
2.Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.