Каждое задание для самостоятельной работы выполняется студентом в рабочей тетради и сдается преподавателю еженедельно для проверки и определения рейтинговой оценки с заполнением электронного журнала учета результатов обучения.
К теме 1. Введение. Психология как наука. История возникновения и развития психологии.
Задание 1. Выберите наиболее полные и правильные суждения и письменно прокомментируйте Ваш выбор (2 балла):
1) Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
2) Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;
3) Психология - наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
4) Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы.
Задание 2. Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте письменно Ваш выбор (2 балла):
1) Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
2) Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
3) Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
4) Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности.
Задание 3. Выберите правильный вариант ответа (2 балла):
1. Бихевиоризм:
а) опирался на схему «S-R»;
б) превратил психологию в психологию без психики;
в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
2. Психоанализ:
а) опирался на практику лечения неврозов;
б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;
в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций;
г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
3. Гештальтпсихология:
а) сделала предметом психологии образы восприятия;
б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию;
в) ввела в психологию идею инсайта;
г) определила гештальты как элементы сознания;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
4. Гуманистическая психология:
а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;
б) сделала целью воспитания личностный рост;
в) отводит главную роль индивидуальному опыту;
г) опирается на учение богословов;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
5. Психология деятельности:
а) сделала предметом исследования поведенческий акт;
б) ввела понятие установки
в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;
г) занимается проблемами адаптации и социализации;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Задание 4. Выберите правильный вариант ответа (2 балла):
Недостатком метода интервьюирования является:
а) структурированность;
б) гало-эффект;
в) неструктурированность;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
К ситуативному тестированию относятся:
а) анкетирование;
б) опросники типа «карандаш-бумага»;
в0проективные тесты;
г) имитация реальных условий жизни;
д) наблюдение;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
Надежность личностных опросников это:
а) близкие показатели для одного и того же человека;
б) измерение тестом именно заявленного параметра;
в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата;
г) определение необходимого числа опытов;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
Валидность личностных опросников это:
а) близкие показатели для одного и того же человека;
б) измерение тестом именно заявленного параметра;
в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата;
г) определение необходимого числа опытов;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
К теме 2. Понятие о психике. Сознание как высшая ступень развития психики.
Задание 5. Прокомментируйте письменно следующие суждения (2):
1) На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию.
2) Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать – т.е. поведением.
3) При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что можно подвергнуть самоанализу – т.е. только на осознаваемое.
4) При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие.
К теме 4. Общее и индивидуальное в психике человека. Личность и ее развитие.
Задание 6. Выберите из предлагаемых ниже пунктов и впишите правильный ответ (2 балла).