Его преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы. Он решает более конкретные задачи, представляя собой совокупность практических методик, приемов, способов, благодаря которым в изучение объекта вносится определенное упорядочивание.
Для анализа международных отношений используют системный подход, позволяющий рассмотреть их как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Она получила название «система», которая кроме составляющих ее элементов предполагает наличие структуры и среды. Еще используются понятия «системная граница», «функция системы», «процесс».
Системная граница - граница, отделяющая систему от окружающей ее среды. Функция системы - это ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение устойчивости данной системы. процесс - это динамическое взаимодействие между элементами, прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий.
Особенности:
1) Международные отношения являются отношениями социальными. международные системы - это социальные системы.
2) основные элементы международных систем представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами, а значит, международные системы – это системы взаимодействия людей.
3) МО- отношения политические, стержнем которых остаются взаимодействия между государствами. Поэтому ядром глобальной международной системы является система межгосударственных отношений.
4) МО характеризуются отсутствием верховной власти, «плюрализмом суверенитетов», низким уровнем внешней и внутренней централизации. Международные системы - это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степенью интеграции элементов в целостности.
1) Для обозначения дипломатических отношений между государствами в тот или иной исторический период, в том или ином регионе при традиционно-историческом подходе используют понятие «международная система»: например, европейская система XVII века. Основной недостаток такого подхода состоит в том, что он ограничивается описанием взаимодействий между великими державами.
2) Р. Арон, один из основателей историко-социологического подхода, делает отправным пунктом исследований исторический опыт.
3) Эвристический подход. М. Каплан: анализ абстрактных международных систем предполагает изучение обстоятельств и условий, в которых такая система могла бы существовать.
4) Э. Луард: попытка синтеза историко-социологического и эвристического подходов, выделив семь исторических международных систем: древнекитайскую систему (771-721 гг. до н.э.), систему древнегреческих государств (510-338 гг. до н.э.), эпоху европейских династий (1300-1559), эру религиозного господства (1559-1648), период возникновения и расцвета режима государственного суверенитета (1648-1789), эпоху национализма (1789-1914), эру господства идеологии (1914-1974). Это комплексный подход.
5) Эмпирический подход изучает взаимодействия, реально существующие в практике международных отношений в рамках определенных географических регионов.
Именно политический реализм стал основой понятий биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. В системе баланса сил несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая «чрезмерные» претензии друг друга. в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью.
Типология Каплана:
1) «система единичного вето», в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа.
2) «система баланса сил»- характеризуется мультиполярностью.
3) «Гибкая биполярная система». В ней сосуществуют акторы-государства и новый тип акторов - союзы и блоки государств, а также универсальные акторы (международные организации).
4) жесткая биполярная система». оба блока организованы строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе исчезают неприсоединившиеся и нейтральные государства.
5) «Универсальная система» фактически соответствует федерации. Она выражает преобладающую роль универсального актора. Такая система предполагает значительную степень политической однородности международной среды и базируется на солидарности национальных акторов и универсального актора.
6) «иерархическая система представляет собой мировое государство. Национальные государства утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами.
3. Участники международных отношений. Понятие и основные характеристики.
Наиболее употребительным термином является термин «актор». «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль. В сфере Мо под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, способного играть определенную роль, оказывать влияние.
Представители большинства теоретических направлений и школ считают, что типичными международными акторами являются государства, а также международные организации и системы. Каплан: национальный (суверенные государства), транснациональный (региональные международные организации: например, НАТО) и универсальный (всемирные организации: например, ООН).
Мерль: государства, международные организации и транснациональные силы.
Брайар и Джалили добавляют еще потенциальных акторов (национально-освободительные движения, региональные и локальные общности: например, Европейский Совет коммун).
Дж. Розенау: государства, подсистемы (органы местной администрации), транснациональные организации ( «Европейские кремниевые структуры»), когорты (этнические группы, церкви), движения.
Для представителей политического реализма нет сомнений в том, что государство является главным, решающим, если не единственным актором международных отношений.
Модернисты не ограничиваются исследованием поведения государств, вовлекая проблемы, связанные с деятельностью международных организаций, последствиями экономической экспансии ТНК.
транснационализм: (Р. Кохэн, Д. Най, Скотт) - одной из характерных особенностей международных отношений является тот вызов, который бросают позициям государств международные неправительственные организации, мультинациональные фирмы и корпорации, экологические движения.
«Глобалисты» (Дж. Бертон, С. Митчел) - мир в виде гигантской многослойной паутины взаимных связей, соединяющих вместе государства и негосударственных акторов.
Неомарксисты (И. Валлерстайп, С. Амин) : государство является удобным институциональным посредником господствующего класса, призванным обеспечить его доминирование над мировым рынком.
Сущность и роль государства как участника международных отношений.
Оно является основным субъектом международного права. Внешняя политика государств во многом определяет характер международных отношений. Деятельность и даже существование международных организаций зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей. Но процесс образования новых государств. Для того чтобы стать членом ООН, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением.
Функции: поддержание порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, создание условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержание занятости и удовлетворению основных потребностей населения.
Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. В XVIII в. формируется национальное государство. Суверенитет имеет два аспекта — внутренний (свобода государства избирать свой путь политического режима) и внешний (невмешательство государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости).
Сверхдержавы а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции. великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях, ограничиваются определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений. Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружений. малые государства располагают средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства неспособны защитить свой суверенитет собственными силами.
Государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Но она не способно отразить тот факт, что традиционные проблемы международных отношений претерпевают существенные видоизменения под влиянием всех новых факторов.
Негосударственные участники международных отношений: МПО, МНПО, ТНК и другие общественные силы и движения.
Зоргбиб: три основные черты: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.
Венский Конгресс 1815 г. возвестил и о появлении Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX в. в мире существовало более десятка подобных организаций: Международная санитарная конвенция (1853), Международный телеграфный союз (1865), Международное бюро мер и весов (1875), Всемирный почтовый союз (1878), Международная организация уголовной полиции (Интерпол, 1923).
МПО политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций), а также в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций. создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера,: Организация экономического сотрудничества и развития (1960), Совет Европы (1949), Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (Общий рынок, 1957), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957), Организация американских государств (1948).
классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют универсальный (ООН или Лига Наций); межрегиональный (Организация Исламская конференция); региональный (Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций).
Общие характеристики и типы МНПО: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.
Ш. Зоргбиб : «МНПО» включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это «силы общественного мнения»: «интернационалы»: политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический совет церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест). Во-вторых, это «частные транснациональные власти», т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых «экономических, оккультных и неконтролируемых» сил: транснациональные предприятия (ТНП). в-третьих, это «ассоциации государств-производителей: Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).
МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. И им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой. Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей — оказание давления на межправительственные организации.
В меньшей степени этим признакам отвечают другие участники международных отношений — такие, как, например, национально-освободительные, сепаратистские и ирредентистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица.
Таким образом, одна из устойчивых тенденций международных отношений состоит в росте числа и многообразия социальных субъектов, принимающих либо непосредственное участие в их функционировании, либо оказывающих существенное влияние на их состояние.
Отсюда сформулированный М. Николсоном «парадокс участия», в соответствии с которым рост открытости международной системы и увеличение числа и многообразия ее участников вносят беспорядок в международные отношения, увеличивают их хаотичность.
Реализм и неореализм
Реализм. Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карр, Моргентау. Ее наиболее известные представители – Р. Нибур, Ф. Шуман, Д. Кеннан, Д. Шварценбергер, К.Томпсон, Г.Киссинджер, Э.Карр, А. Уолферс, Моргентау и Арон. работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» 1948 г.
1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств - участников международных отношений. Только государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн. Причем речь идет не обо всех государствах, а только о наиболее крупных. сильные государства делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные.
2. МО носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется своими собственными интересами. Национальные интересы - главная категория реализма, принцип «помоги себе сам».
3. Главным международным процессом является межгосударственный конфликт, крайняя форма его проявления - война. конфликты подчеркивают вторичную роль сотрудничества.
4. основная цель государства - обеспечение собственной безопасности. важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа. главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников МО.
5. сила – одно из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене с помощью военной стратегии и дипломатии.
6. природу международных отношений изменить невозможно.
Неореализм. Бузан, Гилпин, Уолц. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях связывают с публикацией книги Уолца «Теория международной политики» 1979 г.
1.теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.
2.Международные отношения - целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.
3.объяснение международного поведения на уровне международной системы, структурные свойства которой являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими. Уолтц: три принципа структуры международных отношений: государства руководствуются мотивом выживания; участниками МО остаются только государства, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.
4.вычленение экономических отношений от политических
5.стремление к методологической строгости.
6.Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.
7.Движущая сила международных отношений — в сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.
Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал