Механизмом правового регулированияназывают сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:1) правовые нормы;2) правоприменительные акты;3) правовые отношения;4) акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.Существуют следующие виды механизма правового регулирования:1) простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;2) сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.Используются следующие методы правового регулирования:1) централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;2) децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.Способами правового регулирования являются:1) запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;2) дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;3) позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:1) от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;2) юридической значимости: основные; вспомогательные;3) функционального назначения: регулятивные;охранительные;4) характера права: материальные; процессуальные;5) времени действия: однократные; многократные;6) формы деятельности: нормативные; индивидуальные;7) предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;8) предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.Таким образом, механизм правового регулирования позволяет: 1) собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.; 2) определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.
Вопрос2.Типология государств: понятие и основные подходы.Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.Подходы к типологии государств:1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;2) цивилизационный подход.Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;2) класс, инструментом власти которого становится государство;3) социальное назначение государства.Формационный подход выделяет следующие типы государств:1) рабовладельческий;2) феодальный;3) буржуазный;4) социалистический.По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.Формационный подход имеет следующие достоинства:1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:1) современных и древних;2) западных, восточных, православных и др.В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств.Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.
Билет 19 Форма государственного устройства: понятие и виды. Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;3) смешанные;4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.Признаки федерации:1) наличие самостоятельности у субъектов государства;2) союзное государство;3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;4) двухканальная система выплаты налогов.В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:1) национально-государственная;2) административно-территориальная;3) смешанная.В зависимости от юридической основы различают федерации:1) договорные;2) конституционные.Конфедерация– это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
Вопрос №2 Юридический состав правонарушения.Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;2) субъективной стороны и субъекта правонарушения.Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;2) в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:1) в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;3) субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния.Психологи делят деяние человека на два этапа:1) принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;2) поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания.Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.Вина– это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.
Билет № 20 Форма государственного правления: понятие и виды.Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.Монархия – форма правления, при которой:1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).Монархии могут быть двух видов:1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.Признаки парламентской монархии:1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).При дуалистической монархии:1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.В президентской республике:1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;2) правительство сформировывается внепарламентским путем;3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.В парламентарной республике:1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
Вопрос 2 Способы и акты толкования права.Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.Толкование— не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как Специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.
Под толкованием, подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).
В отличие от иных видов толкования толкование права —особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т. е. объектом его является право — специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.
Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.
Официальное толкование различают двух видов — нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения — легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым.Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы.Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств,позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридическийГрамматический (филологический, языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает, прежде всего, выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т. д.). Главное — понять тот смысл слова, какой вкладывал в него законодатель.При Логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.Систематическое толкование — это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями. Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, установить связь между регулятивными и охранительными нормами. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.
Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т. д. Это обусловлено тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т. е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, категорий, конструкций и т. д.Этот способ обусловлен и тем, что наука может формулировать новые юридические понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т. д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.С помощью Историка-политического толкования выясняются:Во-первых, исторические условия издания нормативного акта, во-вторых, социально-политические цели, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание нормы права.Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т. д.Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально и не отменены, но фактически уже не действуют, т. е. не существует тех общественных отношений, которые норма регулировала.Все это способствует более точному установлению смысла правовой нормы.В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т. е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.При Расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.
Билет 21. Правовое государство: теория и практика.Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:1) религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);2) национальный фактор (например, прибалтийские государства).Хотя это еще не означает, что все данные факторы должны находиться в определении государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих начал – классового и общечеловеческого.
Вопрос 2 Мусульманская правовая семья.Мусульманская правовая семья охватывает более пятидесяти государств, расположенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов, где проживает около 900 миллионов человек, исповедующих ислам (Сирия, Турция, Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Пакистан и так далее). Мусульманское право сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в XII—XIII в.в. и представляет по своей сути религиозное право. В соответствии с догмами ислама, создателем мусульманского права является Аллах, который явил его верующим через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское право, которое берет свое начало в Коране, считается исламскими теологами плодом божественных установлений, данных человечеству раз и навсегда. Характерные черты данной правовой системы:- источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая, из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии (мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование). Данные комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме. Наиболее поздним источником мусульманского права является Кияс — правила применения шариата (норм мусульманского права) к новым случаям по принципу аналогий. - мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и до сих пор сохраняет черты некоторой архаичности, казуистичности, отличается отсутствием писаных систематизированных норм. Так, согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время - парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламистском понимании является не господином, а слугой права. Мусульманское право создается самим Аллахом и его посланником и пророком Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия. Подобные архаические черты сглаживается принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства. За последние два столетия мусульманское право восприняло идею кодификации. В конце XIX в. в Египте других странах Ближнего Востока были приняты гражданские кодексы западного образца. В первой половине XX в. законы о семейном праве были приняты в Египте, Судане, Турции; - в современном мусульманском праве отсутствует деление права на частное и публичное: предписания имущественного характера излагаются наряду с нормами, которые следовало бы отнести к уголовному праву. К числу основных отраслей относятся судебное право, уголовное право и семейное право; - судебная практика отличается простотой. Суд тоже осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Иерархия судов в большинстве мусульманских стран отсутствует. Судья единолично рассматривает дела всех категорий. Исключение составляет Египет, отказавшийся от мусульманских судов.
Билет № 22 Политический режим : понятие и виды.Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов: Демократический- присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима. Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов. Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы. Авторитарный- при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено. Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует. Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
Вопрос №2 Правонарушение :понятие и виды.Правонарушение – это виновное противоправное деяние деликтоспособного субъекта, наносящее вред государству, личности или обществу в целом, и влекущее применение к нарушителю юридической ответственности.Признаки правонарушения:1) Правонарушение – это деяние (действие; бездействие);2) Правонарушение совершается только деликтоспособным субъектом (который осознает свое поведение, руководит им, несет ответственность за него; до 14 лет - неделиктоспособен);3) Правонарушение имеет противоправный характер, т.е. правонарушение всегда нарушает какую-либо установленную норму;4) Правонарушением признается только виновно совершенное деяние (наличие вины);5) Правонарушение причиняет общественно вредные последствия (наносит определенный вред личности, государству или обществу в целом);6) Правонарушение влечет применение к нарушителю юридической ответственности.
Виды правонарушений:по степени общественной опасности: преступления; проступки.Преступление – наиболее тяжкое общественно опасное деяние, уголовно наказуемое.Проступки – менее тяжкие деяния, не влекущие тяжких последствий. Преступление от проступков отличается степенью общественной опасности.
Степень общественной опасности определяется:- значимостью общественных отношений, на которые посягает правонарушитель;- характером деяния (время, место, способ);- размером и характером вредных последствий (если причиненный ущерб значителен, то деяние, как правило, признается преступлением, если нет – проступком);- личностью правонарушителя (н/л или неоднократно судимый) – проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности;- характером вины.
Проступки различают: административные – посягающие на установленный законом общественный порядок; дисциплинарные – совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности организации; гражданско-правовые – совершаются в сфере имущественных и личных неимущ.отношений, выражаются в нанесении имущ.вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина; процессуальные.
Билет 23 Структура правоотношения. Структура правоотношения - это внутреннее строение взаимоотношения субъектов в обществе, включающее в себя необходимые элементы, позволяющие признать его правовым отношением. Для того чтобы четко выделить структурные элементы правоотношения и представить частно-правовые отношения. Продавец и покупатель, договариваясь между собой о цене и других условиях сделки, вступают в правоотношение купли-продажи. После того, как они придут к соглашению, у каждого из них возникнут взаимные права и обязанности: продавец, передав предмет торга покупателю и тем самым, исполнив свою обязанность, имеет право на сумму, положенную за этот предмет, соответственно, покупатель, передав эту сумму продавцу, приобретает право на проданную ему вещь. Исходя из этого примера, можно легко выделить элементы данного правоотношения: субъекты (продавец и покупатель), их права и обязанности, объект правоотношения (поведение продавца и покупателя, связанное с осуществлением купли-продажи, то есть сам торг, заключение соглашения). Структурными элементами, во-первых, являются субъекты, т.е. его участники. Во-вторых, у правоотношения есть содержание и, в-третьих, объект, на который оно направлено. С позиций структурного строения правоотношения подразделяются на: Правоотношения с простой структурой - характеризуются тем, что состоят из одного права и одной обязанности. Правоотношения со сложной структурой - состоят из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. От правоотношений со сложной структурой следует отличать группу правоотношений (совокупность правоотношений, лишенная черт единого целого). Цель правоотношения Рассматривая структуру правоотношения надо обратить внимание на такую составляющую как цель правоотношения, которая не является элементом структуры, но существенным образом взаимосвязана с ним. Граждане, организации, государственные органы словом, все те, кто является субъектом правоотношений взаимодействуют друг с другом для удовлетворения собственных материальных, духовных и иных потребностей, которые не противоречат нормам права. Цель правоотношения можно рассматривать как стремление к чему-либо — это то, ради чего оно возникает и осуществляется. От цели надо отличать мотив. Мотив - осознание каких-либо интересов и потребностей, побуждающих человека действовать для их удовлетворения. Отсюда следует, что цель правоотношения — это удовлетворение разнообразных законных интересов общества, государства и личности. Непосредственной причиной всякого волевого действия служит принятое человеком решение достичь поставленной цели, удовлетворить свое желание. Такое решение появляется на основе мотива. Мотив - осознание каких-либо потребностей, побуждающих человека действовать для их удовлетворения.
Вопрос 2 Нормативно-правовые акты: понятие и классификация.Действие н.п.а. во времени, в пространстве и по кругу лиц.Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:1) закон – одно из основных источников права;2) установлен особый порядок принятия;3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);4) регулирует важнейшие общественные отношения.Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;4) особый порядок принятия.Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.
Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц.Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.
Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.
Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.
Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).
Билет 24 Государство и церковь: формы взаимоотношений.В истории политической системы особняком стоит вопрос о соотношении государства и церкви. История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные политические системы. Политические системы большинства обществ на современном этапе исключили формально церковь из своего состава, произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закрепляется конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии религии. Однако, так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-демократических политических системах. В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения государства и церкви весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества. Тем не менее справедливо писал И. А. Ильин: «Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. . . Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. . . В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства, ранг политики не есть ее ранг». Применительно к современным условиям выделяет два основных вида статуса церкви в государстве: - государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями; - режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. Особенности этого статуса: а) В сфере экономических отношений – признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д. Государство часто освобождает церковную собственность от налогообложения или снижает налоги на нее. б) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь (в Англии государство содержит за свой счет капелланов в армии и тюрьмах). в) Церковь наделяется рядом юридических полномочий – вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев – регулировать брачно-семейные отношения. г) В области политики – право участвовать в политической жизни страны (представительство в государственных органах). Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Швеция). д) В области религиозных отношений – в республиках – глава государства дает религиозную присягу (клятву). В монархиях церковь участвует в коронации монархов. е) В области воспитания и образования широкие полномочия, религиозная цензура средств массовой информации. Обязательное преподавание религии в школе: Австрия, Швеция, Италия, Испания, Англия, Израиль. Второй режим – отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) обусловлен стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологических и интеграционных функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Особенности режима: а) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку. б) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если нет нарушения закона). в) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки. г) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций. д) Церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы. Сейчас даже международное право закрепляет свободу совести и вероисповедания – это пересечение интересов церкви и государства. В настоящее время ряд государств (светских) стремится через провозглашение секулярного своего характера устранить участие церкви в политической жизни. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Однако, фактической изоляции церкви от государства не произошло. Имеет место партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях государство и церковь выступают как равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. Церковь критикует, формирует общественное мнение и влияет на законодательство. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов верующих. Церковь выполняет и функцию социального контроля, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
Вопрос №2 Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.Ответственность– это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу. Человек ответствен перед теми правовыми нормами, с помощью которых реализуется управление и контроль над всеми происходящими процессами в государстве.Ответственность можно рассматривать в двух аспектах:1) ретроспективном. Суть ретроспективной ответственности состоит в том, что она является реакцией государства на совершение противоправного проступка, выражающейся в государственном принуждении нарушителя;2) позитивном. Понятие позитивной ответственности объясняют как средство стимулирования правомерного поведения людей, которое вытекает из осознанного исполнения норм права. Позитивная юридическая ответственность является важным средством повышения активности и правомерного поведения. Существование позитивной ответственности определено необходимостью координировать, уточнять действия каждого с действиями других в процессе совместной деятельности, согласовывая частный интерес с общим.Ретроспективная и позитивная ответственность являются двумя взаимосвязанными аспектами, являющимися разновидностями юридической ответственности.Позитивную ответственность считают ответственностью будущего, которая должна сменить ретроспективную ответственность. Позитивную ответственность считают более совершенной формой ответственности, которая приводит прежде всего к ответственному отношению к собственным поступкам, оценке поступков окружающих и высокому уровню правового воспитания. Они призваны не противопоставляться друг другу, а взаимодействовать, укреплять правопорядок и правосознание в обществе.Юридическая ответственность выступает гарантией исполнения таких обязанностей, которые не исполняются добровольно. Юридическая ответственность отличается от других обязанностей по своему содержанию. Она всегда является обязанностью, которая носит неполноценный, нежелательный для субъекта, на которого она будет возложена, характер, умаляющей его правовой статус, приводящей к лишениям определенного рода.Юридическую ответственность, таким образом, рассматривают как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок, который противоречит правовым нормам. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности.Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общественных отношений с помощью норм права.Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность, ведь без воли нет вины, а без вины индивид не несет ответственности.Юридическую ответственность характеризует то, что она:1) предусмотрена законодательством;2) применяется органами государства. Лишь государство обладает аппаратом принуждения, и только оно определяет порядок применения мер принуждения;3) наступает лишь за совершение правонарушения;4) выражается в конкретных материальных нормах и применяется в соответствии с процессуальными нормами права. Материальные нормы права предусматривают, определяют возможные и должные формы поведения. При этом процессуальные нормы обусловливают порядок применения норм материального характера;5) выражается в обязанности претерпевать неблагоприятные следствия разного рода.