Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 2.Социальное государство: понятие,условия формирования и проблемы функционирования



Билет 12. Юридический позитивизм о сущности и социальной природы права.Родоначальником данной школы является австрийский юрист Г. Кельзен (1881-1973). Сам автор называл разработанное им учение "чистой теорией права", так же называется самая известная его работа на эту тему.

По мнению Г. Кельзена, "право определяется.только правом" и "сила права только в нем самом". Он определяет право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Под чистой теорией права автор понимает юридическую науку, которая исключает в изучении права его экономическую, политическую, идеологическую, моральную и другие оценки. Таким образом, юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований права, а изучать его специфическое содержание, "понимать его из самого себя". В этой связи Г. Кельзен являлся противником и теории естественного права.

Чтобы найти основание внутри самого права, автор выдвигает идею "основной нормы", из которой как из исходного начала вытекают, развертываются все другие элементы системы права, образуя ступенчатую конструкцию в виде пирамиды. (Хотя в дальнейшем тезис об "основной норме" Г. Кельзен признал как слабое место своей теории.)

Основная норма непосредственно связана с конституцией и звучит следующим образом: "Должно вести себя так, как предписывает конституция". Таким образом, придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Г. Кельзену, государство-это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.

Полезно в юридическом позитивизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность. Это способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве вычислительной техники, возможностей кибернетики. С идеями нормативизма связано широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля, создание специального органа - Конституционного суда.

Таким образом, сформировавшееся в первой половине XX в. нормативистское учение Г. Кельзена имеет как недостатки, так и достоинства. В нашей стране оно наряду с другими "классово чуждыми" теориями рассматривалось лишь негативно. Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно находить положительные моменты и использовать их.

Вопрос 2. Соотношение права, политики и экономики Соотношение экономики с политикой и правом долгое время игнорировалось. В настоящее время считается, что экономика предопределяет содержание политики и права, так как является системой отношений, возникающих в сфере производства, распределения и потребления материальных благ. Сущность и содержание права предопределяются системой экономических отношений, так как отражение в праве экономических факторов выступает в качестве необходимости и определенной закономерности правового развития. Нормативные правовые акты, созданные без учета экономических условий, экономической необходимости и обоснованности, не действуют, так как остаются только на бумаге. Средства оптимального решения задач, стоящих перед обществом, определяет политика,которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико–правовой системы. Важнейшие решения политики реализуются через право,которое концентрирует наиболее важные политические интересы и является эффективным инструментом их достижения. Соотношение права и государства выражается в:1)единстве,так как право и государство являются средствами социальной регуляции, которые имеют общее происхождение, типологию, взаимосвязь с экономическими, культурными и другими сторонами общественной жизни, дополняют друг друга при выполнении социального назначения; 2)различии,проявляющемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании, так как государство устанавливает и обеспечивает определенный порядок, а право создает для его осуществления юридический механизм; 3)взаимодействии,выражающемся в наличии многообразных форм влияния права и государства друг на друга, так как право создается, обеспечивается государством, но с его помощью закрепляются внутренняя организация, форма, аппарат, структура государства, устанавливаются основные виды и направления государственной деятельности, а также осуществляются задачи и функции государства; 4)противоречии,возникающем в случаях выхода государственной власти из–под контроля общества и стремлении права ограничить власть, гарантируя от произвола государства. Модели взаимоотношений права и государства:1)тоталитарная,в которой государство находится выше права и не связано им; 2)либеральная,в которой право находится выше государства; 3)прагматическая,в которой государство одновременно создает право и связано им.

Билет №13 Правотворчество: понятие ,принципы,виды. Законотворчество: понятие и стадии.Правотворчество– деятельность компетентных органов по принятию, изменению, отмене юридических норм.

Принципы:- народный характер- демократизм (обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа- научность (использование при создании правовой нормы достижений современной науки)- использование правоприменительной практики-законность – соблюдение процедуры и компетентности принятия актов- профессионализм – компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии- своевременность – правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений- исполнимость – учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать. Стадии и виды правотворчестваПравотворчество – деятельность компетентных органов по принятию, изменению, отмене юридических норм.2 этапа:- предпроектный(изучение общественных процессов и выявление потребности в правовой регламентации) - собственно правотворческий (появляется проект НПА и он претерпевает изменения):1. подготовка проекта (определение вида органа, правомочного принять правовое решение, и вида правового акта; принятие решения по подготовке правового акта)2. общественное обсуждение3. законодательная (правотворческая) инициатива4. официальное обсуждение в правотворческом органе с соблюдением необходимых процедур5. принятие или утверждение6. оформление, подписание и опубликование НПА (обнародование)В результате правотворчества возникает НПА.

Виды правотворчества: по субъектам- непосредственное – принятие нормативного акта непосредственно населением на референдуме- правотворчество гос.органов (Федерального Собрания, законодат. (представительных) органов субъектов РФ). По другому называют законотворчеством – деятельность представительных органов по подготовке, обсуждению и принятию законов- правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и т.д.). По другому называют подзаконное нормотворчество - деятельность представительных органов по принятию, изменению, отмене подзаконных нормативн.актов- правотворчество органов местного самоуправления (локальное)- договорное нормотворчество – деятельность самих субъектов правоотношений, устанавливающих правила поведения в соглашениях (т.е. в договорах) Законотворческий процесс в РФзаконотворчество – деятельность представительных органов по подготовке, обсуждению и принятию законов

Стадии:Законодательный процесс состоит из следующих стадий: - внесение законопроекта в Государственную Думу;- обсуждение законопроекта в соответствующих комитетах или комиссиях (с привлечением экспертов и представителей заинтересованных организаций, органов, министерств и ведомств) Государственной Думы;- принятие федерального закона Государственной Думой (большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ);- направление принятого Государственной Думой закона в пятидневный срок на рассмотрение Совета Федерации;- рассмотрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;- направление в течение пяти дней принятого федерального закона Президенту РФ для подписания и обнародования;- подписание и обнародование Президентом РФ закона в течение четырнадцати дней после его поступления.1. Законодательная инициатива – право внесения законопроекта в законодательные органы, влекущее его обязательное рассмотрение. Правом законодат. инициативы в РФ обладают: президент, члены ГосДумы, члены Совета Федерации, Совет Федерации в целом, высшие представительные органы субъектов РФ, высшие судебные органы РФ (ВС, Констит.суд, ВАС)2. Обсуждение законопроекта бывает: неофициальное (обсуждение с привлечением широкого круга заинтересованных лиц); официальное (обсуждение законотворческим органом с соблюдением необходимых процедур).В ГосДуме (нижняя палата Федерального Собрания) обсуждение законопроекта проходит в соответствующих комитетах или комиссиях (с привлечением экспертов и представителей заинтересованных организаций, органов, министерств и ведомств) Государственной Думы в 3 чтениях: в первом законопроект обсуждается в целом, с внесением изменений, дополнений, поправок; во втором – постатейное обсуждение законопроекта с внесением изменений, дополнений и поправок; в третьем чтении законопроект одобряется или нет. Внесение изменений и поправок в третьем чтении не допускается.После обсуждения в ГосДуме законопроект в течение 5 дней направляется в Совет Федерации (верхняя палата Федерального Собрания) . Совет Федерации может отказаться от обсуждения законопроекта. В данном случае законопроект считается одобренным Советом Федерации. Совет Федерации не может отказаться от обсуждения конституционных федеральных законов, а также законов, принимаемых по вопросам, перечень которых дается в Конституции РФ (федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;инансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира).Если в течение четырнадцати дней после поступления из ГосДумы закон не был рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации, он считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации.При отклонении Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникающих разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если последняя не согласна с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым при условии, что при повторном голосовании за него было подано не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГосДумы.Принятие закона происходит путем голосования. Для ФЗ достаточно простого большинства голосов от общего числа депутатов ГосДумы и членов Совета Федерации (50%+1голос). Для принятия ФКЗ необходимо квалифицированное большинство – 2/3 от общего числа депутатов ГосДумы и ¾ от общего числа членов Совета Федерации.После принятия Федеральным Собранием законопроект поступает на утверждение президенту. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его («налагает вето»), то ГосДума и Совет Федерации обязаны вновь рассмотреть этот закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГосДумы, он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в семидневный срок и обнародованию.Обнародование закона происходит путем его официального опубликования (Российская газета, Собрание законодательства). По общему правилу закон вступает в законную силу спустя 10 дней после офиц.опубликования, если иное не указано в самом законе.

Вопрос 2. Право и мораль :проблемы соотношения и взаимодействияОгромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.Единство права и морали заключается в следующем:1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.