Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предметы, которые являются наджас по Шариату



 

1. Моча и кал человека.

По единогласному мнению ученых все это является нечистотами (наджаса).

Само указание на мытьё от них в хадисах не говорит о том, что они наджас, поэтому у нас есть иджма, указывающие на то, что они наджас, как сказали аш-Шаукани и Сиддик Хасан Хан. (Это аргументы тем, кто считает, что нет никакого далиля на их нечистоту)

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас наступит подошвой(обуви)на грязь (кал человека), то земля ей очищение». Этот хадис передал Абу Дауд 385. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 371]

Здесь указание, что если бы кал не был наджас, то не было бы необходимости очищать обувь от неё.

Передают, что Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: конецформыначалоформы«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо двух могил сказал: “Они подвергаются мучениям, но не за большой грех. Один из них не оберегал себя от собственной мочи, а другой распространял сплетни”». Этот хадис передали аль-Бухари 216, Муслим 111/292, Абу Дауд 20, ат-Тирмизи 70, ан-Насаи 1/28-30, Ибн Маджах 347.

Анас, да будет доволен им Аллах, также сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: конецформыначалоформы«Остерегайтесь (брызгов) мочи, потому что большинство людей получают наказание в могиле именно из-за него». Этот хадис передал ад-Дара Кутни 1/127. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис в силу существования других /сахих ли гайрихи/». См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 159, «Сахих аль-Джами’» 3002, сахих.].

Исключением является моча маленького мальчика, у которого основное питание это грудь. До тех пор, пока основная еда у ребёнка это грудь, то мочу окропляют водой, а мочу девочки в любом случае надо смывать, это основано на следующих хадисах:

Это основано на хадисе: «Умм Кайс, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своим грудным сыном. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посадил ребёнка себе на колени, а (через некоторое время) он помочился на его одежду, и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) велел принести воды и обрызгал ею это место, не став застирывать его».Этот хадис передали аль-Бухари 223, Муслим 287, Абу Дауд 374, ат-Тирмизи 71, ан-Насаи 1/157, Ибн Маджах 524.

Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мочу мальчика достаточно окропить водой, а мочу девочки надо смывать». Этот хадис передали Абу Дауд 377, ат-Тирмизи 71, Ибн Маджах 570 [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный прерванный хадис /сахих маукуф/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 363, «Сахих аль-Джами'» 8117.] .

Моча мальчика тоже является наджас, но приходит описание того, как удалять её. Точно также она очищается, если попадёт не только на одежду, а, например, на ковёр и т.д., то его также достаточно лишь сполоснуть, и даже если на нём останутся следы (пятна) или запах – то не проблема, это всё считается чистым.

Т.е. любой наджас достаточно убрать так, как описание об удалении крови.

 

2. Кровь.

В доказательство того, что кровь наджас было приведено иджма 4 людьми:

Имам Ибн Абд аль-Барр , Ибн аль-Араби , ан-Науауи, Ибн Рушд и др . См. Ат-Тамхид 230\1 , Ахкаму ль Коран 79\1 , аль-Маджмуа 576\2 , Бидаяту аль-Мужтахид 125\1.

Также Ибн Хазм и имам Ахмад. См. Игасату ль-Лягфан 240\1, См. Маратибу ль-Иджма 1\19.

Но более утверждено, что это джумхур, включая 4 имамов, кроме как немного крови, но это не иджма.

И также любой наджас, если его немного есть, то не проблема, также сказал Ибн Кудама и Ибн Теймийа (также Саид Сабик), но Ибн Усеймин сказал, что какая разница, сколько бы не было наджас – надо убирать.

(Пример о том, что у сподвижников были ослы, а они могут мочиться сильным напором и стоя, и брызги могут в разные стороны, но не приходит указания на то, что нужно убирать. Также если человек мочится стоя, то мелкие-мелкие капли могут попасть).

Шейх ас-Саади склонился к мнению, что кровь не наджас, ибо нет довода на обратное. См. «аль-Мухтарат аль-Джалийа».

Также высказались аш-Шаукани, Сиддик Хасан Хан, аль-Альбани, Ибн Усеймин и Адиль аль-Аззази. (Также Саид Сабик).

Их далиль:

А) Кровьсчитается чистой, так как её первоначальное состояние является чистым, и нет никакого основания, утверждать обратное, исключение это менструальная кровь, и это в то время, как в истории было много битв и нигде не было указания на наджас.

Каждая вещь в своей основе чистая, в соответствии со словом Аллаха:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле…» (Сура аль-Бакъара, 29).

Б) И не пришло указаний мыть свои раны от крови и предостерегались в битвах и после.

В) Аль-Хасан сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, даже истекая кровью». Об этом упомянул аль-Бухари [См. «Сахих аль-Бухари», глава: «Тот, кто считал, что нет необходимости совершать омовение снова, если только не имело место выделение мочи или кала».] . аль-Бухари передал его с прерванной цепочкой, но Ибн Аби Шейба соединил всю цепочку и указал на марфу с достоверным иснадом, как сказал Ибн Хаджар в «аль-Фатх».

Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 182, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192. Сильсиля ас-Сахиха 299\1. Этот хадис в форме «му’аллак» передали Абу Дауд, Ибн Хузайма и аль-Бухари, но соединил его Ахмад до сахаба.

Сказал аль-Альбани: «Этот хадис марфу. Нет сомнения в том, что пророку (мир ему и благословение Аллаха) сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе». См. «Тамамуль-Минна», См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/606, также говорил и имам аш-Шаукани в «Сайлюль-джаррар» 1/99.

Также сообщается, что “’Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал молитву в то время, когда у него выделялась кровь, будучи раненным”. Малик 1/39, Ибн Са’д 3/350. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

Единственное, что из крови наджас – менструальная кровь и пролитая кровь.

Согласно аяту: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, то это является скверной». Сура «Аль-Ан’ам», аят 145. Ибн Джурайдж сказал:

«Это кровь, которая вытекает (при закалывании животного). A кровь, которая не вытекает и остается в венах, является допустимой». (Добавка: об этом сообщил Ибн аль-Мунзир).

Также передают, что Абу Маджлиза спросили: «Кровь, на которую наложен запрет, это кровь, которая вытекает из (вен) зарезанной овцы или же это кровь, которая появляется на поверхности котла (во время приготовления пищи)?» Он ответил: «Это не то (что запрещено). Запрет наложен на кровь, которая вытекает (из вен животного) во время закалывания». Это сообщение приводится у ‘Абд бин Хамида и Абу аш-Шейха.

Также передают от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Мы ели мясо, когда кровь появлялась на поверхности котла (во время варки)».

 

3. Моча и кал животных, которых нельзя есть.

Шейх ас-Саади склонился к мнению, что это наджас. (Т.е. все животные, которых нельзя есть). (Также высказался Саид Сабик и Абу Малик). И на этом джумхур.

Оба этих вида являются нечистотами (наджаса). Подтверждением этого служит хадис от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: конецформыначалоформы«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел по нужде и велел мне принести ему три камня. Я нашёл две (камушки) и стал искать третий, но найти его мне не удалось. Тогда я подобрал кусок сухого навоза, который и принёс ему, а он взял эти два камня, отбросил навоз (в сторону) и сказал: «Это — мерзость»». Этот хадис передали аль-Бухари 156, Ахмад 1/450, ад-Дара Кутни 1/55, Ибн Маджах 314 и Ибн Хузайма. В одной из версии (этого хадиса) сказано: «Это помет осла и он является нечистым».

Обратного мнения был аш-Шаукани.

Имам аш-Шаукани говорит: «Учёные ханафитского и шафиитского мазхаба говорят, что это является наджас даже у тех, кто кушается, и далиль у них:

Анас, да будет доволен им Аллах, также сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: конецформыначалоформы«Остерегайтесь (брызгов) мочи, потому что большинство людей получают наказание в могиле именно из-за него». Этот хадис передал ад-Дара Кутни 1/127. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис в силу существования других /сахих ли гайрихи/». См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 159, «Сахих аль-Джами’» 3002, сахих.].

Здесь идёт описание мочи в любой форме, т.е. любая моча, а раз они получают наказание, то это значит наджас, ибо зачем наказывать за чистое?

Шаукани отвечает, ведь в некоторых версиях приходит ограничение именно на собственную мочу человека:

Передают, что Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: конецформыначалоформы«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо двух могил сказал: “Они подвергаются мучениям, но не за большой грех. Один из них не оберегал себя от собственной мочи, а другой распространял сплетни”». Этот хадис передали аль-Бухари 216, Муслим 111/292, Абу Дауд 20, ат-Тирмизи 70, ан-Насаи 1/28-30, Ибн Маджах 347.

Основной хадис же тех, кто говорил что моча и кал животных, которых нельзя кушать, это вышеприведённый хадис от Ибн Масуда, но ведь приходит другая риуайя, в которых говорится В одной из версии (этого хадиса) сказано: «Это помет осла и он является нечистым», но эти учёные сказали, что его навоз наджас потому, что осла нельзя кушать и далее они делают кыяс на других животных, которых нельзя кушать.

Шаукани сказал, что такая «илля» — батыль и нет ей основы. Постановление о наджас – хукм та’буди., т.е. принимаем так, как пришло веление, ибо если подумать, то как же так, что домашний осёл – наджас, а дикий – нет, это не логично, но таков указ Аллаха, а эти слова (т.е. кыяс) – лишь иджтихад. Те, которые так утверждают, то у них нет далилей, потому, что кыяс – батыль, а хадис очень слабый». См. «Нейль аль-Аутар» №37.

Также высказался и Сиддик Хасан Хан в «Роудату ан-Надия».

Добавил:

Пример: Смесь лошади и ишака = Лошак.

Наджас он или нет?

Есть в этом хиляф, поскольку лошадь они чистая, а осёл наджас, то какой хукм у лошака?

Когда сравниваются хукм наджас и хукм тахара, и оба имеют мнения, и нельзя сделать перевешивающее мнение, то берётся хукм наджас, поскольку далили уводят с основы чистоты, и на этом иджма, как сказал Абдуллах аль-Бассам.

 

Являются ли наджас сопли, слюни, пот и т.д.?

У арабов под домашним ослом имеется ввиду обыкновенный осёл, а под диким ослом – зебра.

Имам Ахмад сказал, что осёл полностью является наджас.

Имам Малик и аш-Шафии сказали, что эти вещи чистые, также высказался Ибн Кудама в «аль-Мугни», сказав, что ослы всегда жили со сподвижниками и не пришло указание, что их тело, пот и т.д., наджас, и что следует её остерегаться.

В пользу этого мнения высказался и АбдурРахман ас-Саади, Мухаммад бин Ибрахим, Ибн Теймийа и Ибн аль-Къайим.

 

4. Моча и кал животных, которые дозволены в пищу.

Их моча и кал не являются наджас, и это почти иджма. Также это мнение доказывал аш-Шаукани и ас-Саади.

Аш-Шаукани сказал: «Очевидным является то, что моча и помет всех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, являются чистыми. Основанием для этого является отсутствие довода, который доказывает обратное».

Было также побуждение молиться в загонах для овец, значит там всё чисто:

Аль-Бараъ ибн ’Азиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «(Однажды) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об омовении после приема в пищу мяса верблюда, и он сказал: “Совершайте омовение после него”. Также у него спросили про баранину, и он сказал: “Не совершайте после него омовения”. Затем у него спросили о молитве в загоне для верблюдов, и он сказал: “Не молитесь там, так как там обитают шайтаны”. Его спросили о молитве в загоне для овец, и он сказал: “Молитесь там, поскольку это место благословенно”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд 184 и 493, ат-Тирмизи 81, Ибн Маджах 494 и Ибн Хиббан. Ибн Хузайма сказал: «Я не знаю о разногласии между учеными о достоверности этого хадиса со стороны передачи, поскольку его рассказчики заслуживают доверия». [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 169.].

Также довод:

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В Медину прибыла группа людей из племен ‘Укль или ‘Урайта, которые пожаловались на болезнь в животе, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел им подоить верблюдицу и выпить состав из смеси верблюжьего молока и мочи». Этот хадис передали Ахмад 3/161, аль-Бухари 233 и Муслим 1671.Данный хадис указывает на то, что верблюжья моча является чистой. Следовательно, по его аналогии, моча остальных животных, мясо которых дозволенно употреблять в пищу является чистой.

 

5. Сперма.

Сперма мужчины и женщины является чистой.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я соскабливала сперму с одежды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда она бывала сухой, и смывала ее, если она была влажной». Этот хадис передали ад-Дара Кутни, Абу ‘Авана и аль-Баззар.

Также сообщают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «У пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о сперме, которая попала на одежду и он сказал: «Воистину, онa подобнa носовой слизи, мокроте или слюне, и посему достаточно протереть одежду лоскутом или тряпкой». Этот хадис передали ад-Дара Кутни, аль-Байхаки 2/418 и ат-Тахави. O том, в какой форме был передан хадис — «марфу’» или «маъкуф» существуют разногласия.

Аиша сказала мужчине, остановившемуся у нее на ночлег: «Тебе было бы достаточно отстирать только то место, куда она (сперма) попала, а если ее (пятна) не видно, то сбрызни вокруг (предполагаемого места), потому что помнится, что я всего лишь оттирала ее с одежды Посланника Аллаха, и он в ней молился.» (Сахих Муслим №288)

Имам аш-Шаукани и др. склонились к тому, что она наджас, потому, что её смывали, а значит она наджас.

Шейх Ибн Усеймин сказал, что нет указания на наджас, а действия без приказа это не уаджиб.

В основе человек из спермы, а человек, он чистый и он не может быть создан из наджас.

Шейх Ибн Теймийа сказал: «Более достоверно, что сперма чистая, подобно слюне, соплям и поту. Основа в том, чтобы мыть сперму, независимо оттого много её или мало. Её смывали потому, что это вещь неприятная и потому она смывается. Также это мазхаб Саада Ибн Абу Уаккаса и Ибн Аббаса».

6. Все хищные животные.

В хадисе от ’Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, где сказано, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два кулла (кувшина), то ее невозможно осквернить», который передали «пятеро», то текст этого хадиса и сама его передача являются неясными. [Этот хадис передали Абу Дауд 63, ат-Тирмизи 67, ан-Насаи 1/175, Ибн Маджах 517, Ахмад 2/27, Ибн Хузайма 1/49 № 92, Ибн Хиббан 4/1249, 1253, ад-Дара Кутни 1/13, аль-Хаким 1/132, аль-Байхаки 1/270, 272. Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис /хасан сахих/».]

В одной из его версий приходит то, что передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили, можно ли пользоваться водой в пустыне, у которой собираются хищные звери и другие животные. Он сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два кулла (кувшина), то ее невозможно осквернить». В другой версии говорится: «…то она остается чистой». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.

Отсюда следует, что если меньше воды, то она оскверняется, но в шархе Абу Дауда говорится, что эти животные, когда приходили на водопой, то там же и справляли свои нужды. Таким образом, хищные животные – наджас.

Как сказали Ибн Абд аль-Барр, Ибн аль-Кайем, Имам Ибн Даххык аль-Ид и нек.др., что этот хадис слабый, но большинство сказали, что он сахих, такие как Малик, аш-Шафии, Ахмад, аль-Байхакы и т.д.

 

7. Все виды мертвечины.

Согласно аяту: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, то это является скверной». Сура «Аль-Ан’ам», аят 145.

Передает, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кожа будет подвергнута дублению, то она станет чистой».Муслим 366.

В другой версии говорится: «Любая кожа после дубления очищается».Ахмад 219\1, ат-Тирмизи 1728, Ибн Маджа 3609.

В варианте от Саламата ибн аль-Мухаббики, да будет доволен им Аллах: «Дубление кожи мертвечины — ее очищение». Сахих ибн Хиббан 1290.

Иджма на том, что мертвечина – наджас.

Ведь нет смысла очищать, если она была бы чистой.

Исключение – человеческий труп.

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил его на одной из улиц Медины в то время, когда он был осквернён, и (Абу Хурайра) спрятался от него, пошёл (домой) и совершил полное омовение, а потом явился (к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: “Где ты был, о Абу Хурайра?” (Абу Хурайра) ответил: “Я был осквернён и не хотел находиться в твоём обществе, будучи нечистым”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: “Преславен Аллах!/Субханаллах/Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым!”». Этот хадис передали аль-Бухари 283, Муслим 371, Абу Дауд 231, ат-Тирмизи 121, ан-Насаи 1/145 и Ибн Маджах 534.

Что же касается слов Всевышнего Аллаха: «Воистину, многобожники являются нечистыми», Сура «ат-Тауба» 28, то здесь имеется в виду их моральное состояние, с точки зрения их неправильного вероубеждения и того, что они не остерегаются грязи и нечистот. Однако, это (не означает), что их лица и тела являются нечистыми. Они жили в тесной связи с первыми мусульманами, их посланцы и делегации посещали Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, заходили в мечеть, и он не велел мыть то, к чему они прикасались.

И нет указаний на нечистоту человека, тем более нам дозволено целомудренные женщины из Людей Писания, но нигде не пришло указания, что они наджас.

 

8. Насекомые, у которых нет потока крови.

Нет далиля, что они наджас. (Абу Малик и Саид Сабик сказали, что они чистые).

И первый, кто назвал их наджас, это был Ибрахим ан-Нахаи, который сделал кыяс на следующий хадис:

Пророк, алейхи саляту уа салям, сказал: «Если упадём муха, в вашу посуду, » окуните её полностью в пищу, поистине на одном крыле у нее болезнь, а в другой исцеление». Привёл аль-Бухари. Хадис сахих.

Сказал имам аш-Шафии, и передал от него Ибн Рушд в «Бидаятуль-Муджтахид»:

1) Это касается только мухи; (Потому, что в хадисе идёт указание именно на муху).

2) В хадисе нет далиля, что она не наджас, а наоборот это далиль, что она наджас, но оттого, что она попадёт в посуду, то не изменится из-за неё свойства воды.

3) Разве мёртвая муха (насекомое) — майте (мертвечина)?

Да, конечно. Таким образом, мёртвая муха (насекомое) – наджас, исключение рыба и саранча (так и сказал ас-Саади).

«Нам разрешается (употреблять в пищу) два вида мертвечины и два вида крови: что касается двух мертвечин, то это рыба и саранча, а что касается двух видов крови, то это печень и селезенка». Этот хадис передали Ахмад 2/97, аш-Шафи’и, Ибн Маджах 3218, аль-Байхаки 1/254 и ад-Дара Кутни [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». «Сахих аль-джами’» 210. Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 5723.] . Этот хадис является слабым, однако имам Ахмад считал его достоверным, как об этом говорили Абу Зур’а и Абу Хáтим.

Согласно аяту: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, то это является скверной». Сура «Аль-Ан’ам», аят 145.

Добавка:

В эту категорию входят муравьи, пчелы и тому подобные (насекомые), и они являются чистыми. Если они упадут в какую-то жидкость и умрут в ней, то она не становится оскверненной.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Я не знаю о каком-либо разногласии относительно чистоты подобной воды за исключением того, что передано от аш-Шафи’и. Хорошо известно, что он считал их нечистыми. Однако он считал что если оно, упав в жидкое вещество, не меняет его свойства, то оно (жидкое вещество) остается чистой».

Вывод: Любое насекомое не наджас, но если она мертвечина – то становится наджас.

 

9. Все обитатели моря чисты и пригодны для пищи, кроме морской собаки и свиньи.

Абу Ханифа сказал, что можно есть все виды рыбы, кроме тех, которые похожи на собаку, свинью, змею и т.д. (Также высказался и ас-Саади).

Эти слова – кыяс (с тех, животных, которые запрещены на суше).

Имам Ахмад сказал, что можно потреблять всё, кроме жабы, змеи и крокодила.

Имам Малик и аш-Шафии сказали, что все те животные, которые не могут жить без воды – халяль.

Также и крокодил – ибо он не может жить без воды, как об этом сказал АбдуЛлах аль-Бассам.

Их далили:

Они заходят под общий смысл айата:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам…» (Сура аль-Маида, 96)

И хадис:

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Некий человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “О посланник Аллаха! Выходя в море, мы берем с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?” Он сказал: “Морская вода пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу”».Этот хадис передали Абу Дауд 83, ат-Тирмизи 69, ан-Насаи 1/50, Ибн Маджах 386, аль-Байхаки 1/3, ад-Дарими 723 и 1926, Ибн Абу Шейба, Малик 42, аш-Шафи‘и и Ахмад 8380. Ибн Хузейма, ан-Навави назвали хадис достоверным. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший и достоверный». Он (также) сказал: «Я спросил у Мухаммада ибн Исма’иля аль-Бухари об этом хадисе и он сказал: «Хадис (является) достоверным».

Добавка:

В этом было разногласие среди уляма. Джумхур запрещали есть его (крокодила), маликиты говорили о дозволенности, так же это одна из версий имама Ахмада, рахимаху Ллах.

Те, кто запрещал, говорили, что у него клыки, и он терзает ими (убивает), а те, кто дозволял, говорили, что он заходит в общий аят:

«Вам дозволена добыча моря, и еда его дозволена вам…»(Сура аль-Маида, 96)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о море: «Вода его чистая, и мертвечина его дозволена»(Хадис приводят ат-Тирмизи, 69, ан-Насаи, 332, абу Дауд, 83, ибну Маджа, 386, шейх Альбани подтвердил его достоверность).

 

Спросили ученых Постоянного Комитета по фетвам:

Дозволено ли есть таких животных как черепаха, морской конь, крокодил, ёж, или же они харам?

Ответ:

«Ёжик — халяль есть его, и это заходит в аят:

Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я не нахожу запрещенным употреблять в пищу, кроме мертвечины, пролитой крови и мяса свиньи, которое (или которая) является скверной, и мяса животных, которые были заколоты не ради Аллаха»(Сура аль-Ан’ам, 145)

И основа у нас тут дозволенность до тех пор, пока не станет ясным запрет.

Что касается черепахи, то уляма сказали: «Дозволено есть ее, даже если она не будет зарезана», и это заходит в слова Всевышнего Аллаха: «Вам дозволена добыча моря, и еда его дозволена вам»

И слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о море: «Вода его чистая, и мертвечина его дозволена».

Однако ближе будет зарезать ее, чтобы этим выйти из разногласия.

Что касается крокодила, то он кушается как рыба, исходя из доводов, которые были изложены, аят и хадис (о еде моря). Говорят, что не кушается он по причине клыков, однако первое мнение более правильно.

Что касается морского коня, то так же он заходит в аят и хадис, которые упоминались, и нет того, что исключало бы его. И он халяль следуя доводу, и он морской, и поэтому первый попадает под еду моря.» (См. «Фатауа Ляджнатуд-Даима», 22/319)

 

Сказал шейх Усеймин, рахимаху Ллах, после того, как вывел, что более правильным будет дозволенность есть крокодила и морскую змею:

«Правильно то, что нет исключения в этом вопросе, и что все животные моря, которые не живут кроме как в воде (или не живут кроме как с водой) халяль, живые или мертвые, и это заходит в общий аят, который мы упоминали до этого, т.е. слова Всевышнего: «Вам дозволена добыча моря, и еда его дозволена вам…»(См. «Шарх аль-Мумти’ «, 15/35)

 

 

Что касается лягушки, то так же есть слова шейха Усеймина об этом.

В начале, в «Фатауа нур ‘аля ад-дарб», он говорил, что и крокодил, и лягушка халяль.

Однако затем, в «шарх булюг аль-марам», в книге пищи, запись №2, после того, как упомянул хадис: «Когда пришел врач к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил о дозволенности применять в лечение лягушку, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему убивать ее».

(Хадис приводят абу Дауд, 3871, шейх Альбани подтвердил его достоверность)

Сказал:

«Лягушка — известное существо, они живет на суше и в воде, и этот врач спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о дозволенность применить ее как лекарство, но посланник Аллаха запретил убивать ее, и поэтому они становиться харам, т.к. у нас есть правило установленное: «из путей, кот указывают на запрет — это то, что приказано убивать и то, что запрещено убивать». И исходя из этого лягушка харам, и нельзя убивать ее !»

Уа Ллаху а’Лям.

Раздел омовения.

 

1) Намерение.

Намерение – условие из условий омовения.

То, что намерение является обязательным деянием, показывает следующий хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался обрести … ». Этот хадис передали аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.

Если человек сделал омовение, без намерения, то у него нет омовения.

Пример: Когда идёшь делать намаз, в мечеть, не думай не о чём, когда встаёшь на молитву, — просто встань за имамом, произнеси такбир и всё, ведь ты уже шёл для совершения намаза.

Не надо произносить намерение вслух и также не надо произносить его про себя – это бидаа.

Ибн Усеймин привёл слова шейх аль-Ислама Ибн Теймийи:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Место намерения – это сердце, а не язык! И ученые единодушны в том, что место намерения – сердце, и это касается всех видов поклонения!” См. “Маджму’уль-фатауа” 2/213.

Также шейхуль-Ислам сказал: “Произнесение намерения является недостатком в разуме и религии! В религии это является недостатком по причине того, что это нововведение. А в разуме это является недостатком по причине того, что такой человек подобен тому, кто намеревается кушать и говорит: «Я намереваюсь протянуть свою руку к этой посуде, чтобы взять кусок еды и положив его в рот, разжевать и проглотить». Поистине, это является глупостью и невежеством”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/213.

См. «Шарх аль-Мумти».

Говорит шейх ас-Саади: «Если перед человеком поставить воду, то у него однозначно будет намерение что-либо с ним сделать».

Любое дело сопровождается намерением, т.е. не надо думать и задумываться.

Вывод: Намерение – условие для каждого вида поклонения.

2) Произнести «БисмиЛлях».

Имам Ахмад сказал: «Нет довода на это, и нет ничего достоверного в этой главе, с указанием на произношение этих слов. И я не знаю ничего достоверного, указывающее на это».

Но количество этих хадисов, в которых упоминается это действие, очень велико, и все цепи этих хадисов указывают на тот факт, что есть основание для совершения этого действия.

Ибн Хаджар и аль-Альбани посчитали, что эти хадисы укрепляют друг друга.

Один из таких хадисов:

«Нет омовения тому, кто не произнёс БисмиЛлях». Хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ахмад. Этот хадис слабый, но шейх аль-Альбани сказал, что «хасан» в «аль-Ирва». Но этот хадис – слабый.

Есть группа учёных, которая опираясь на этот хадис, утверждала, что произнести «бисмиЛлях», в начале омовения – уаджиб, но это слабое мнение.

Также некоторые говорят, что и при тайаммуме надо произносить, но этот кыяс с омовения – батыль.

Даже если этот хадис и достоверен, то есть основные доводы, указывающие, что сказать «бисмиЛлях» — не уаджиб.

1) Слова Аллаха:

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток».Сура «Аль-Маида», 6.

2) Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел в мечеть, после чего туда вошел некий мужчина. Он совершил намаз, а затем подошел и поздоровался с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Он ответил на приветствие и сказал: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его». Мужчина вернулся и совершил намаз так, как он это сделал в первый раз, после чего он подошел и поздоровался с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Тогда он трижды сказал ему: «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его». Мужчина сказал: «Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной! Я не умею молиться по-другому. Научи же меня!» Он сказал: «Если ты собираешься совершить намаз, то скажи: “Аллах превелик!” (Аллааху акбар). Затем прочти из Корана столько, сколько тебе не составляет труда, затем соверши поясной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не выпрямишься полностью, затем соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, затем поднимись, пока не усядешься как следует, затем еще раз соверши земной поклон и пробудь в таком положении некоторое время, а затем поступай таким образом в течение всего намаза».
Этот хадис передали аль-Бухари 757, Муслим 397, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

Ан-Насаи и Абу Дауд также передали хадис Рифа‘а ибн Рафи‘, в котором говорится:
«Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите омовение так, как вам приказал Аллах. Умойте ваши лица и руки до локтей, оботрите головы и помойте ноги до щиколоток. Затем возвеличьте, восхвалите и восславьте Аллаха, после чего прочтите из Корана то, чему Аллах научил вас по своей воле…».
См. «Булюг аль-Марам» 264-265.

3) Хадис с его очевидным смыслом, который пришёл в хадисе бедуина, когда посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, сказал ему: «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах». Абу Дауд 861, ат-Тирмизи 302, ан-Насаи 2/20, Ибн Хузейма 545 и др., хадис достоверный). И Аллах не упомянул в аяте промывание носа и рта, а сказал только: «Мойте ваши лица…». (Также говорил и шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкыти и Саид Сабик).

4) Передают, что Хумран, вольноотпущенник ‘Усмана рассказывал, что он видел как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, попросил (принести) воды для совершения омовения. Затем он трижды помыл руки, прополоснул рот и нос, высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл руки до локтей и трижды помыл ноги до щиколоток, после чего …. Этот хадис передали аль-Бухари 159, Муслим 226, Абу Дауд 106, ан-Насаи 1/64, Ибн Маджах 285.

Также шейх аль-Магриби в «Шарх Булюг аль-Марам» сказал, что все версии этого хадиса – слабые, но у них есть основа.

 

3) Помыть руки 3раза.

Иджма на том, что это сунна.

Ошибка многих мусульман заключается в том, что когда тебе велено мыть руки до локтей, то многие не моют кисти рук при обмывании рук, ссылаясь на первое мытьё рук, и такое омовение недействительно.

Об этом сообщается в хадисе Аус ибн Ауса ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение и он помыл руки три раза». Этот хадис передали Ахмад 15583, ад-Дарими 689 и ан-Насаи.

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا استيقظ أحدكم من نومه فلا يغمس يده في إناء حتى يغسلها ثلاثا ، فإنه لا يدري أين باتت يده﴾ رواه الجماعة .

«Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо он не знает, где ночевала его рука». Этот хадис передали аль-Бухари 162, Муслим 278, ат-Тирмизи 24, ан-Насаи 1/99, Ибн Маджах 395, но аль-Бухари не упомянул о том, сколько раз моют руки.

Следуя этому хадису:

Имам Малик и аш-Шафии сказали, что это сунна и следует делать после любого сна.

Имам Ахмад сказал, что уаджиб и следует делать после ночного сна.

Под словом «байтута» — только ночью (иджма учёных по наху).

Мнение о том, что человек ночью мог замараться в наджас, — батыль, ибо ему тогда придётся еще и мыть одежду и тело.

Ибн Усеймин и Ибн Теймийа сказали, что просто надо помыть, но быть может что-то происходит ночью с рукой, что нам не известно.

 

4) Полоскание рта и носа.

Одни учёные сказали, что полоскать рот и нос – уаджиб, приводя следующие повелительные хадисы:

А) Лакит ибн Сабра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если совершаешь омовение, то прополосни рот». Этот хадис передали Абу Дауд 144 и аль-Байхаки. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 131.] (Саид Сабик и Абу Малик сказали – сахих).

Б) Aбу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть втянет воду в ноздри, а затем выдует ее». Этот хадис передали аль-Бухари 161-162, Муслим 237, Абу Дауд 140 и ан-Насаи 1/65, 66.

В) Сообщается, что Лакит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я сказал: о посланник Аллаха, объясни мне, как совершить омовение?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Соверши омовение должным образом, стараясь, чтобы вода проникла между твоими пальцами. Используй побольше воды при промывании носа, если ты не постишься”». Этот хадис передали Абу Дауд 142, аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, ат-Тирмизи 38 и 788, ан-Насаи 87 (1/66 и 69), Ибн Маджах 407. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Навави и Ибн Хаджар.

1) Они говорили, что посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, приказывал промывать и полоскать рот и нос.

2) Не пришло ни одного хадиса, где бы он не промыл рот и нос.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал омовения, не прополоскав при этом рот и нос. И не передается от него ничего, чтобы он не сделал этого хотя бы один раз!” См. “Задуль-ма’ад” 1/197.

3) Рот и нос входят в лицо.

Другая группа учёных сказала, что это является сунной, ибо:

1) Аллах в Куране не повелел полоскать рот и нос:

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток».Сура «Аль-Маида», 6.

Первая группа учёных ответила, что рот и нос входят туда автоматически.

Вторая группа ответила, что кто сказал, что рот и нос входит в лицо (уаджх)?

Языковеды единодушно в определении лица сказали: «“Уаджх” (лицо) – это та сторона (часть) предмета, которая обращена вперед» См. «аль-Мухит фи аль-Люга» 1/314; «Китаб аль-’Айн» 4/66.

Также ан-Науауи сказал: «Лицом арабы называют переднюю часть предмета, представляющаяся взору» См. «аль-Маджму’» 1/399.

2) Ан-Насаи и Абу Дауд также передали хадис Рифа‘а ибн Рафи‘, в котором говорится:
«Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите омовение так, как вам приказал Аллах. Умойте ваши лица и руки до локтей, оботрите головы и помойте ноги до щиколоток. Затем возвеличьте, восхвалите и восславьте Аллаха, после чего прочтите из Корана то, чему Аллах научил вас по своей воле…». См. «Булюг аль-Марам» 264-265. (Этот хадис передали аль-Бухари 757, Муслим 397, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Текст хадиса принадлежит аль-Бухари.)

А) Посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, объяснял об омовении невежественному человеку, отправив его в Куран, и он не сказал ему, что промывать рот и нос является уаджиб, а пророку, алейхи салятуа уа салям, уаджиб доносить все ахкамы и уаджибаты в поклонении.

3) Хадис с его очевидным смыслом, который пришёл в хадисе бедуина, когда посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, сказал ему: «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах». Абу Дауд 861, ат-Тирмизи 302, ан-Насаи 2/20, Ибн Хузейма 545 и др., хадис достоверный). И Аллах не упомянул в аяте промывание носа и рта, а сказал только: «Мойте ваши лица…». (Также говорил и шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкыти и Саид Сабик).

Б) Здесь пророк, алейхи саляту уа салям, тоже отправил человека в аят, а если человек будет читать, то увидит там только лицо (уаджх).

Имам ан-Науауи говорит:

Некоторые сказали, что полоскать рот и нос, как в малом, так и в большом омовении, является сунной – это мазхаб аш-Шафии.

Ибн аль-Мунзир передал это от аль-Хасана, аз-Зухри, Къатада, Рабиа, Малик, аль-Аузаи, Лейса и одно из двух мнений Атъо и Ахмада.

Второе мнение уаджиб (шарт) – Ибн Аби Лейля, Хаммад, Исхак и явный мазхаб Ахмада.

Какое из мнений Ахмада более перевешивающее никто не знает.

Третье мнение – уаджиб в гусле и сунна в малом омовении – Абу Ханифа и его ученики, также ас-Саури.

 

Разбор:

Далили второй группы о постоянстве совершения, приказе и то, что рот и нос входят в лицо, опровергается тем, что:

А) Посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, объяснял об омовении невежественному человеку, отправив его в Куран, и он не сказал ему, что промывать рот и нос является уаджиб, а пророку, алейхи салятуа уа салям, уаджиб доносить все ахкамы и уаджибаты в поклонении, всё до мелочи и то, что необходимо, а если кто-то скажет, что он, алейхи саляту уа салям, забыл — то это батыль. И он, алейхи саляту уа салям, обучал его самому минимуму, чтобы его омовение и молитва была сахих.

Б) Если вы утверждаете, что рот и нос от лица, то почему вы не утверждаете, что и глаза также надо промыть, как это достоверно передаётся от Ибн Умара, ведь глаза такие же органы лица, как и рот и нос.

В) Языковеды единодушно в определении лица сказали: «“Уаджх” (лицо) – это та сторона (часть) предмета, которая обращена вперед» См. «аль-Мухит фи аль-Люга» 1/314; «Китаб аль-’Айн» 4/66.

Также ан-Науауи сказал: «Лицом арабы называют переднюю часть предмета, представляющаяся взору» См. «аль-Маджму’» 1/399.

Ноздри и внутренняя часть лица – никак не входит в лицо и далеко не все с этим (утверждение, что рот и нос входят в лицо) согласны.

Г) Простое действие не является уаджибом, как сказал Ибн Усеймин: «Любое действие посланника Аллаха, алейхи саляту уа салям, которое не сопровождается его приказом, — это не является уаджибом».

Но тем не менее, шейх Ибн Усеймин, аш-Шаукани, аль-Альбани (и Ибн Бааз), сказали, что уаджиб. (Абу Малик).

 

Разделение полоскание рта и носа.

Сунной является использование правой руки для подношения воды к носу и левой руки при выдувании воды из носа.

Полоскание рта и носа считается выполненным, если вода попадет в рот и нос любым способом, но чаще всего посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, не разделял эти вещи, ввиду экономии воды, но были случаи, что он их разделял, и у нас есть хадис, где он рекомендовал хорошо прочищать нос, кроме как если человек постится.

Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прополаскивал свой рот и нос одной рукой и делал это три раза».

В другой версии этого хадиса говорится: «Он очищал рот и нос зачерпывая воду три раза». Текст хадиса согласован. [Т.е. этот хадис приводится в обоих сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима.]

И есть также достоверный хадис, где посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, разделял, хотя многие учёные сказали, что нет ничего достоверного указывающего на разделение, в том числе Ибн аль-Кайем и Ибн Салях.

Говорит Ибн ас-Саккан в «ас-Сыхах» и привёл с достоверным иснадом хадис, в котором Шаккык Ибн Саляма сказал: «Я видел как Али и Усман, когда они брали омовение, то они разделяли (полоскание рта и носа), т.е. одну пригоршню для рта и одну пригоршню для носа, и каждый из них сказал, что видел, как посланник Аллаха делал подобным образом».Иснад сахих, как сказал Ибн аль-Муляккан. У этого хадиса хукм – марфу’.

Шаккык Ибн Салям – достоверный доверия, и на него опирались аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Он не застиг посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, но он передавал хадисы от Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, да будет ими доволен Аллах.

 

5) Мыть лицо 3 раза.

Говорит имам аш-Шейрази: «Граница лица — между началом корней волос на голове (выше лба, висков и т.д.) до подбородка и между скулами в длину, и между ушами в ширину». См. аль-Мухаззаб 1\24

По поводу определения границ лица, то брат тут не согласен, ввиду того, что у нас ведь есть приказ мыть лицо и всё, — более этого не разбиралось во время посланника Аллаха, алейхи салятуа уа салям, т.е. сподвижники понимали что такое «ваджх», но это описание помогает определить границы лица.

Также шейх тут не затронул вопрос прочёсывания бороды, т.е. является ли он уаджибом?

Шейх аль-Магриби в шархе на «Булюг аль-Марам» привёл хадис, и аль-Бухари сказал – хасан.

Много кто из сподвижников передавали о прочёсывании бороды, но все они слабые, как сказал АбдуЛлах бин Ахмад бин Ханбаль, также сказал и Ибн Абу Хатим.

Также аш-Шаукани в «Нейль аль-Аутар» сказал, что нет ничего достоверного.

Передают, что ‘Усман, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочесывал пальцами бороду». Этот хадис передали Ибн Маджах 430, а Ибн Хузейма 1/78 и 79 и ат-Тирмизи 31 подтвердили его достоверность.

Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, он взял горстку воды под челюсти и прочесал бороду, а затем сказал: «Так велел мне (поступать) Всевышний Господь». Этот хадис передали Абу Дауд 145, аль-Байхаки 250 и аль-Хаким 530. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 132.]

Ибн Хаджар сказал, что всё это множество хадисов указывает на основу.

Есть и другие хадисы, но и они тоже слабые, поэтому они не могут использоваться как указание на уаджиб.

1) Также к нам пришёл хадис от Усмана, об описания омовения, и в нём также нет прочесывания бороды.

2) Пророк, алейхи саляту уа салям, не приказал прочёсывать бороду бедуину и невеже, которых обучал религии.

3) В аяте нет указания на прочёсывание бороды.

 

6) Помыть руки до локтей – 3 раза.

Является ли уаджибом помыть руки с локтями?

Добавка:

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей…» (аль-Маида 5: 6).

Ученые разошлись во мнении относительно слов: «руки до локтей», следует мыть руки до локтей, включая локти или нет. Большинство ученых считает обязательно мыть и локти. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Что касается мытья локтей включительно, то это мнение большинства ученых, среди которых Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и Абу Ханифа”. См. “аль-Изтискар” 2/23.

Явный смысл, по иджма учёных, частицы «иля» — «до».

Те, кто говорит, что необходимо мыть опираются на второстепенное понимание смысла частицы «иля», говоря, что в аяте имеется ввиду – «вместе с…».

Но мы скажем, что у слов есть явный смысл (зохир) и второстепенный. Всегда употребляется зохир, если не придёт далиль, который уведёт к второстепенному смыслу.

Внешний смысл частицы «иля» — «до».

Также эта группа учёных приводили аяты, где частица «иля» также используется в смысле «вместе с…», но у них был далиль, который позволил им, в этих аятах, увести с явного смысла частицы на второстепенный, а в аяте об омовении нет такого далиля, чтобы увести, таким образом «иля» используется в смысле «до».

Но, иджма, что лучше помыть вместе с локтями, в соответствии с действиями пророка, алейхи саляту уа салям.

Также когда пророк, алейхи саляту уа салям, обучал невежу и бедуина ахкамам религии, то он обоих направил в аят, а они, арабы, очень хорошо знали свой язык, и они не знают о других аятах (ведь они невежи), то они возьмут явный смысл частицы «иля», т.е. «до».

Об обмывании рук до плеч, подобно Абу Хурейре.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день воскресения люди из моей общины придут с сияющими белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах от следов омовении».

Абу Хурайра сказал: «И если кто-либо из вас сможет увеличить это сияние, пусть сделает это». Этот хадис передали Ахмад 9184, аль-Бухари 136 и Муслим 246.

Эти слова Абу Хурейры принадлежат ему, т.е. имеют степень маукуф, и являются иджтихадом Абу Хурейры.

Абу Зур’a сообщил: «Однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. И совершая омовение он вымыл свои руки выше локтей, а ноги выше щиколоток. Я спросил: «Что это?» Он сказал: «Это — степень приукрашивания». Этот хадис передал Ахмад 2/232 (7166) и текст принадлежит ему, хадис является достоверным и соответствует условиям аль-Бухари и Муслима.

Говорит ас-Саади: «Не является мустахабом мыть больше, чем положено (например: руки до подмышек или ноги до колен) и Аллах упомянул уже границы омовения в аяте, и все те, кто описывал омовение пророка, алейхи саляту уа салям, не переходили за эти границы и не побуждали к этому».

Кроме Абу Хурейры, и об этом сказали почти иджма учёных.

 

7) Протирать голову – 1 раз.

Следует делать двумя руками, начиная со лба до затылка и обратно.

Во всех описаниях омовения пророка, алейхи саляту уа салям, приходит описание обтирания – 1 раз, а хадисы, указывающие на протирание 2 и 3 раза – слабые.

Также есть хадисы, указывающие на то, что можно начать протирать с затылка.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Зайд (да будет доволен им Аллах), показывая омовение пророка (мир ему и благословение Аллаха), «протер руками всю голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно». аль-Бухари 185 и Муслим 235.

Му’ауиз ибн ‘Афра рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха), протирая голову, начинал с задней части головы…”. ат-Тирмизи 33. Имам Абу Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

И хиляф у учёных в том, сколько достаточно протереть голову?

Этот вопрос хорошо разобрал ан-Науауи в «аль-Мугни»:

Были те, кто говорил, что обязательно надо протереть всю голову, как сказали ас-Саади и Усеймин в шарх аль-Мумти, мазхаб имама Малика, также это одной из мнений имама Ахмада, который сказал, что это обязательно как для мужчины, так и для женщины.

Другая группа учёных сказала, что достаточно протереть часть головы.

Это мазхаб Абу Ханифы, ас-Саури, асхабур-рай, второе мнение Ахмада, также это мнение аль-Хасана, аль-Аузаи, также аш-Шафии (и ан-Науауи).

Аллах приказал протирать голову, и первое, что понимается из данного приказа это то, что тебе необходимо протереть голову или протереть так, чтобы можно было сказать, что ты протёр голову.

1) И передаётся от Салямы бин аль-Аква, что он протирал только переднюю часть головы, также передаётся от Ибн Умара, что он протирал часть головы. (об этому также говорится См. “Ахкаму-ттахара” 9/524.).

2) Те, кто утверждает, что это уаджиб, говорят про частицу «б», в описании который приходит как «всё», так и «часть».

И даже если сказать, что смысл «всё», то смысл аята будет таким – «и протрите ваши головы». А теперь, если человек почешет голову, в одном месте, то мы про него скажем, что он почесал голову? Также и здесь, таким образом, нам достаточно протереть часть головы, чтобы можно было сказать, что мы протёрли голову.

3) Известные слова Ибн Бурхана: «Я пришёл к учёным арабского языка и спросил их о понимании частичности предлога «би», они мне ответили, что не знают такого». См. «Нейль аль-Аутар» и «аль-Мугни».

И мы ответим им:

Разве сподвижники, которые протёрли лишь часть головы, не понимали истинного значения и смысла слов «протрите ваши головы»?

Они лучше всех знали арабский язык, и посмотрите, как они поняли этот приказ, и если кто и является худжей в данном случае, то именно они. (Также им никто не противоречил и не высказывал порицания).

И далеко не все согласны со словами Ибн Бурхана, также как и аш-Шафии, который прекрасно знал арабский язык, а ведь он сказал, что достаточно протереть часть головы, чтобы можно было сказать «протёр», также и ан-Науауи – разве он плохо знал арабский язык? (также он об этом говорил и в аль-Маджму’).

Но лучше протереть всю голову, в соответствии с хадисами.

Можно протереть и 1-й рукой.

Некоторые шафиитские учёные сказали, что протереть можно чем угодно, ибо описание масха приходит в аяте – абсолютно, а действия пророка, алейхи саляту уа салям, не указывают на уаджиб. (также сказал Ибн Кудама и ас-Саади).

А) Протирание шеи.

В омовении не является Сунной, а наоборот – является нововведением, несмотря на то, что в некоторых книгах о мазхабах говорится о желательности этого поступка. Что же касается хадисов, в которых сообщается о правомочности протирания шеи при омовении, то все они являются неприемлемыми. Имам ан-Науауи говорил: “Нет ничего достоверного от посланника Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) относительно того, чтобы он протирал шею в омовении!” И также он сказал: “И это не является Сунной, наоборот – это нововведение!” См. «аль-Маджму’» 1/499.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет ни одного достоверного хадиса о протирании шеи!” См. “Задуль-ма’ад” 1/187.

Также говорил и шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “Фатауа аль-кубра” 1/280.

Также высказался и шейх аль-Альбани. См. «Сильсиля ад-Даифа»

 

 

8) Протирание ушей.

Сунной является протирание внутренней части ушей указательными пальцами, а внешней части большими пальцами.

Аль-Микдам ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время совершения омовения протер свою голову и уши изнутри и снаружи. Он также вставил свой палец во внутрь уха (прочищая его)». Этот хадис передали Абу Дауд 121, Ибн Маджах 442 и ат-Тахави. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Абу Дауд» 112.]

Является ли протирание ушей уаджибом?

От Ибн Аббаса, Ибн Умара, Аиши, Абу Мусы, Анаса и Самуры ибн Джундуба передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уши часть головы». ат-Тирмизи 37, Ибн Маджах 445, ат-Табарани в «аль-Кабир» 1084.

Некоторые, опираясь на этот хадис, сказали, что это уаджиб.

И более достоверно, что протирание ушей это сунна.

Добавка:

Шейх Абу Малик сказал, что этот хадис и все его дороги слабые.

Шейх Мустафа аль-Аъдави сказал, что этот хадис, после анализа, всё равно даиф и это более достоверно, также сказал и шейх Мащхур. См. Сахих Фикх ас-Сунна.

 

1) Этот хадис и все его дороги – даиф, а даже если всеми дорогами и будет хасан, то в нём нет указания протирать уши, тем более там нет указания на уаджиб.

2) Если сказать, что хукм ушей, как и у головы, таким образом, выходит, что хукм ушей – уаджиб.

А) Если взять мнение тех, кто сказал, что достаточно протереть лишь часть головы, то протерев только уши (не трогая голову вообще), нам уже не надо обтирать голову, ведь уши часть головы.

Б) Если уши из головы, то допустим после хаджа надо подстричься, то если голову стричь, то и волосы из ушей тоже надо удалять, ведь уши часть головы. (и везде где хукм связан с головой – автоматически тоже самое надо делать и с ушами).

В) Даже если этот хадис сахих, то:

- Много людей, которые передавали описание омовения пророка, алейхи саляту уа салям, не протирали уши.

- В аяте отсутствует указание протирания ушей.

- Пророк, алейхи саляту уа салям, не повелел обтирать уши, при омовении, бедуину и невеже (в религии), а откуда они это поймут?

Г) Независимо оттого, какого мнения человек придерживается в вопросе протирания головы, то если протереть голову, то уши уже не надо, ибо они уже из головы. (Протер голову и всё, они автоматически входят в голову).

 

9) Помыть ноги до щиколоток – 3 раза.

Разговор с щиколотками такой же, как и с локтями.

Но лучше мыть вместе с ними.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал от нас в одном из наших поездок и догнал нас после того, как мы задержали послеполуденную молитву /’аср/. Мы начали совершать омовение и протёрли по ногам. (Увидев это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во весь голос сказал: «Горе щиколоткам от огня!», повторив это два или три раза». Этот хадис передали аль-Бухари 163, Муслим 241, Абу Дауд 97, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 450.

Стенограмма одного из братьев.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.