Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическая значимость эластичности спроса и предложения



Эластичность спроса - важный фактор, влияющий на ценовую политику фирмы. Если эластично предложение, то в связи с ростом цены на товар и сокращением объема производства налоговое бремя ложится в основном на потребителя, сумма налога снижается по сравнению с суммой налога при неэластичном предложении, потери общества возрастают.
Таким образом, теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Увеличение издержек производства вынуждает предприятие повышать цены на продукцию. Чтобы знать, каким образом сбыт отреагирует на эти изменения, и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо определить эластичность спроса и предложения на данный товар. Следует иметь в виду следующее: эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Расчет ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы довольно сложен, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены, использовать математические модели или опыт руководителей фирмы.
Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.
Предположим: какая-то фирма построила многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, что составляет небольшую долю от общих расходов). Когда фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.
В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
Вводя косвенные налоги, государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т. п.

Выводы

1. Для определения «скорости изменения» спроса и предложения экономистами используется понятие эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения необходимы для составления проектов экономического развития и экономических прогнозов. Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой.
2. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.
3. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше1, то спрос относительно неэластичен. При эластичном спросе снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса - к уменьшению выручки. Каждая фирма стремится избежать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
4. При коэффициенте эластичности, равном 1 (единичная эластичность), изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
5. Эластичность спроса по доходам - отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей.
6. Перекрестная эластичность спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара (товара, заменяющего данный товар, или товара, дополняющего его).
7. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.
8. Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1 %.
9. На эластичность предложения важное влияние оказывает фактор времени. При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
  • неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
  • единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
  • совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Рис. 13.1. Эластичность и наклон - разные понятия

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

  • эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
  • абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

  • положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;
  • отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
  • нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

  • положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
  • отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;
  • нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

  • анализ поведения потребителя;
  • определение ценовой политики фирмы;
  • определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
  • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
  • разработка структуры налогообложения;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность. Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса.

Этот коэффициент эластичности спроса показывает насколько процентов меняется размер спроса в зависимости от изменения цены на товар или услугу на 1%.

Есть 3 значения эластичности спроса:

· Эластичный.

· Неэластичный.

· Единичной эластичности.

В абсолютном математическом измерении эластичность спроса больше 1, неэластичность меньше 1, единичная эластичность равна 1.

Если цена на товар увеличилась на 1%, а спрос на этот товар упал больше чем на 1% - спрос эластичный. Если цена на товар уменьшилась на 1%, и спрос возрос больше чем на 1% - спрос эластичный.

Если при снижение цены товара на 1% спрос не изменился – неэластичный спрос.

Если при снижении цены на товар на 1% спрос увеличился на 1% - спрос единичной эластичности.

Эластичность спроса зависит от многих факторов, но она выше на те товары, у которых больше заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль.

Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей их использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность на такой товар.

Возможность доступа к товару тоже влияет на эластичность спроса (ограничен доступ - ниже эластичность спроса). Значение эластичности спроса по цене играет важную роль для предпринимателей при выборе цен на товары. Если спрос на товары эластичен, то производителю часто выгодно понижение цены, потому что его выручка будет возрастать за счет продажи большего количества товаров. Если спрос неэластичен, то производителю выгодно повышать цену, потому что только в этом случае возможно получение прибыли. На эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. В этом случае говорят об эластичности спроса на товары и услуги по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов увеличивается или уменьшается спрос на товары и услуги при увеличении (уменьшении) доходов потребителей на 1%.

Степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой измерения эластичности предложения является коэффициент эластичности предложения. Он показывает на сколько процентов изменится размер предложения товаров и услуг, если на 1% изменяется цена на них.

Есть 3 вида эластичности предложения:

· Эластичное.

· Неэластичное.

· Единичной эластичности.

Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров значительно увеличивается (более чем на 1%), то такое предложение эластичное.

Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров не увеличилось – неэластичное Если цена на товар увеличивается на 1%, и предложение таких товаров увеличилось на 1% - единичная эластичность. На эластичность предложения могут влиять очень много факторов. Эластичность предложения обычно бывает выше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки времени. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, а так же она может изменяться в результате изменения качественного или количественного состава применяемых экономических ресурсов. При усилении ограниченности ресурсов будет уменьшаться значение эластичности предложения.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют 3 периода:

Краткосрочный.

Как правило, фирма не в состоянии осуществить изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы не сложилась цена, в результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя при этом только цену. Как правило, кривая спроса предложения занимает вертикальное положение.

Среднесрочный

Фирма имеет возможность подстроиться под спрос (используя ресурсы) повышая объемы производства продукции за счет большей загруженности производственных мощностей, за счет продажи запасов. Эластичность предложения больше 0

Долгосрочный.

Фирма может просто перестроить свое производство за счет замены старого оборудования, расширения производственных мощностей. В случае повышения цен могут появиться новые фирмы. Эластичность предложения может достичь максимальной величины.

Эластичность– степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности– это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности.Выделяют следующие виды эластичности: • эластичность спроса по цене;

• эластичность спроса по доходу;

• эластичность предложения по цене;

• перекрестная эластичность спроса по цене;

• точечная эластичность спроса;

• дуговая эластичность спроса;

• эластичность соотношения цен и заработной платы;

• эластичность технического замещения;

• эластичность прямой линии.

Формы эластичности.Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

• эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1 % вызывает снижение величины спроса на 4 %;

• неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1 % приводит к снижению спроса лишь на 0,3 %;

• единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1 % изменения цены количество спроса изменяется на 1 %;

• совершенно эластичный спрос (ED = ∞ ). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

• совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров‑субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 1).

На рис. 1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

• эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;

• неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

• абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

• абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Рис. 1.Эластичность и наклон – разные понятия

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

• положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

• отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

• нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

• положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;

• отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характерна для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

• нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

• анализ поведения потребителя;

• определение ценовой политики фирмы;

• определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;

• выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;

• разработка структуры налогообложения;

• прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из‑за изменения цены благ.

 

ХИКС Джон Ричард (1904–1983), британский экономист, внес существенный вклад в теорию экономического равновесия, теорию денег, теорию благосостояния. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1972 г. «за новаторский вклад в общую теорию равновесия и теорию благосостояния». Математическое и экономическое образование получил в Оксфордском университете. Хикс ввел в экономический анализ «коэффициент взаимозаменяемости» (или «эластичность субституции») – показатель, определяющий относительную легкость замещения одного фактора производства другим. Идею о субъективной природе стоимости и потребностей отстаивал в работе «Стоимость и капитал» (1939).

САМУЭЛЬСОН Пол Антони (р. 1915), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. «за научную работу, внесшую вклад в развитие статической и динамической теории и в повышение общего уровня анализа в экономической науке». Его учебник «Экономикс: введение в анализ» является наиболее популярным в мире по экономической теории. После первого издания (1948) книга была переведена более чем на 20 иностранных языков (на русский впервые переведена в 1964 г.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.