Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БЛОК III. ЛЕКСИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Казахские обычай и традиции    

ҚҰДА ТҮСУ

Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.

Отец юноши с близкими родственниками едут (иногда и без отца юноши) сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название «куда түсер».

Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, приглашает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того как отец девушки дает «добро», обе стороны преподносят друг другу презенты, полагающиеся по традиции: куда аттанар, куда тарту, ат байлар, куйрык-бауыр и т.д. Самого главного представителя сватов называют «бас куда» (бас – главный), отцов жениха и невесты – бауыздау куда, т.е. самыми близкими.

"Бас куда" (главный сват) по традиции опекает девушку и после свадьбы.

 

 

КЕЛІН ТҮСІРУ

«Келін түсіру» – приезд невесты в дом жениха (келін – невестка, түсіру – здесь: ввести в дом). Для казахского народа заветная мечта, самая большая радость и большой той – «келін түсіру». Весь аул готовится к этому торжеству. Невесту не подвозят к порогу. По традиции вместе с «женге» её оставляют на некотором (приличном) расстоянии от аула. Девушки и молодухи выходят навстречу невесте и, не открывая ее лица, вводят в дом и сажают за «шымыддық» (ширма, полог) с другими девушками. Порог всегда переступают правой ногой. Встречающие осыпают всех «шашу», поздравляют. Невесту сопровождают родная мать, сестры, жеңге. В аул съезжаются родственники и знакомые, устраивают пир с угощениями и различными увеселениями (состязание певцов, игры и т.д). Однако, всем не терпится увидеть будущую «келін» (невестку). После того, как соберутся все приглашенные, невесту в богатой свадебной одежде торжественно выводят. Лицо ее закрыто покрывалом (шалью), и певец-импровизатор начинает петь «беташар».

 

ШАҢЫРАҚ КӨТЕРУ

Шаңырақ көтеру (шаңырақ – решетка центра купола юрты, котеру – поднять). Шаңырақ является семейной реликвией – символом хранимого очага и продолжения рода. Поднятие шанырака молодой семьи при отделении от отцовского очага – еще один красивый обряд. Писатель-этнограф Ахмет Жунусов писал об этой традиции: «... у казахов шаңырақ молодой семьи поднимает только старый, многодетный зять». Для выполнения этого важного обряда специально едут за ним. Для большой юрты (отау) зятю приходится поднимать шаңырақ на шесте, сидя на лошади. За поднятие шанырака зятю полагается в подарок лошадь или верблюд.

Обычно купол юрты поднимают мужчины. Глубокий смысл лежит в том, что именно «старый» зять поднимает «шаңырақ» юрты молодоженов. Он уважаемый человек, и чем старше по возрасту, тем авторитетней для родственников жены. Приезд старого зятя радует всех аулчан; с ним заговаривают и шутят взрослые и дети, мужчины и женщины.

 

БАУЫРЫНА САЛУ

Временное воспитание ребенка. По обычаю первенца берут на воспитание дедушки и бабушки или очень близкие родственники. При этом его не усыновляют и не удочеряют и поддерживают постоянные отношения с его родителями. Такое временное воспитание называется «бауырына салу». О нем могут одинаково заботиться и родители, и воспитатели. Обычно дедушка с бабушкой уделяют ребенку много внимания, чтобы он вырос достойным, впитат народную мудрость и национальные традиции. Ребенок, повзрослев, может остаться у приемных родителей или вернуться в отчий дом.

 

ҚАРАШАНЫРАҚ

Қарашаңырақ – юрта или дом. Дом – наследство, переходящее потомству. Оно считается священным, почитаемым. К нему относятся с уважением. Наследник – по обычаю младший сын. Старшие сыновья уходят из отцовского дома, а младший сын остается при «карашаңырақ». В обязанность наследника входит соблюдение всех обычаев и традиций, как при живых родителях, так и после их кончины. Если «қарашаңырақ» принадлежит батыру, бию, мулле или другому почитаемому человеку, то люди перед дальними поездками, походами, паломничеством или прибывшие издалека, специально заходят в этот почитаемый дом, чтобы попрощаться, получить напутственное благословение или отдать свои почести, поздороваться. «Қарашаңырақ» знаменитых людей не забывают в течение столетия.

ТОЙБАСТАР

«Тойбастар» – начало свадьбы. Той всегда начинается с заглавной песни, называемой «той бастар», которую исполняет акын, открывая свадьбу. Хозяин праздника обязательно должен поблагодарить акына за первую песню, преподнести ему подарок. Свадьбу султана Баймаганбета и красавицы Акылканыкей открыл прекрасной песней великий акын Шернияз. В казахской литературе есть замечательные образцы "тойбастар".

БАТА


«Бата» – благословение, благопожелание. Это особый вид молитвы, когда произносящий просит присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно самые старшие аксакалы. Виды «бата» разнообразны:

– благословение перед дальней дорогой, перед большими испытаниями. В свое время Кошкарулы Жанибека благославлял Каракерей Сокыр Абыз;

– в Торгайской области (ныне Костанайской) в Амангельдинском районе в селе Кабырга в семье Айнагуль и Сактапбергена Кенжеахметовых родился мальчик, которому дали имя Сеит. В 1994 году, когда он пошел в 1-й класс, на той пригласили писателя Сеита Кенжеахметова (автора этих строк) и попросили «бата» для ребенка.

– «дастархан бата»– проявление благодарности за угощение, за гостеприимство.

– «алғыс бата»дается за благотворительность, за доброту.

«Бата» воспитывает доброту, милосердие, гуманность. Для него специально слагали стихи, песни. Слова назидания говорят, держа ладони раскрытыми, а затем проводят ими по лицу. «Бата» всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы.

- «жаңа айдың батасы»– благословение новому месяцу. Это не религиозный
обряд, это преклонение перед природой. Наши предки могли по расположению
звезд и луны предсказывать погоду.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.