· основанные на правах хозяйственного ведения; основанные на правах оперативного управления (казенные предприятия)
Предприятия-товарищества:
· полные товарищества;коммандитные товарищества
Предприятия-общества:
· открытые акционерные общества;закрытые акционерные общества;общества с ограниченной ответственностью;общества с дополнительной ответственностью
Цель деятельности:
Коммерческие
· хозяйственные товарищества;
· хозяйственные общества;
· производственные кооперативы;
· унитарные предприятия
Некоммерческие
· потребительские кооперативы;
· общественные организации;
· религиозные организации;
· благотворительные и иные фонды
Участие иностранного капитала:
СовместныеИностранныеНациональные
Степень концентрации (размер):
МалыеКрупныеСредние
Характер воздействия на предмет труда:
Добывающие
Перерабатывающие (обрабатывающие)
Устойчивость производственного процесса по времени (возможность круглогодовой работы):
Сезонные
Несезонные (круглогодичного действия)
Доминирующий фактор осуществления деятельности (вид затрат):
Трудоемкие
Материалоемкие
Капиталоемкие
Наукоемкие и т.д.
8. Организационно-правовые формы предприятий: унитарные предприятия, кооперативы.
Организационная форма предприятия – порядок первоначального создания имущества предприятия и последующего изменения его роли в процессе использования полученной прибыли.
Правовая форма предприятия – комплекс юридических, правовых и хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собстве6нности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. УП действует на основании Устава.
В зависимости от того, какие права предоставляет учредитель, УП подразделяются на две категории: УП, основанныена праве хозяйственного
ведения, и УП, основанные на праве оперативного управления. В соответствии с ГК право хозяйственного ведения – это пользоваться ираспоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных закономили иными правовыми актами. УП, основанное на праве оперативногоуправления имуществом, создается по решению Правительства РеспубликиБеларусь и носит название казенного предприятия.
Производственным кооперативом (ПК) признается коммерческая организация, участники которой обязаны нести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в ее деятельности и несут субсидиарную ответственность по обязательствам в равных долях.
Учредительным документом ПК является его Устав, утвержденный общи собранием его членов. Число членов кооператива должно быть не менее 3 человек. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с Уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и Уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.
9. Товарщества, общества.
хозяйственными товариществами могут быть полные товарищества и коммандитные товарищества (товарищества на вере).Полное товарищество (НТ) - товарищество, участники которого в соответствии с заключенными между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, солидарно несут ответственность всем своим имуществом но обязательствам товарищества.Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми его участниками.Уставный фонд НТ должен быть не менее 400 евро. Он формируется 50% • на момент регистрации и 50% • в течении года со дня регистрации.Особенности полного товарищества: 1)признается деятельность самого товарищества как юридического лица. 2) при недостатке имущества товарищества для погашения догов кредиторы вправе требовать удовлетворения претензий из личного имущества любого из участников (или всех вместе). 3)любой из участников полного товарищества занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом.Коммандитное товарищество (КТ) -товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим но обязательствам товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколькоучастников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.Таким образом, коммандитное товарищество управляется но общему согласию всех полных товарищей. Вкладчики не вправе участвовать в управлении.Коммандитное товарищество создается на тех же условиях что и полное.Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)признается общество, учрежденное одним лицом, уставный капитал которого разделен на доли, размер которых определен учредительными документами обшесгва, а участники не отвечают но обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.Уставный фонд ООО должен быть не менее 1 600 евро. Он формируется 50% • на момент регистрации и 50% • в течение года со дня регистрации. Уставный капитал ООО составляется из вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.Высшим органом ООО является общее собрание его участников.Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является разновидностью ООО. ОДО характеризуется тем, что его участники несут дополнительную имущественную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих их долю в имуществе общества. При этом величина дополнительной ответственности оговаривается в учредительных документах. Размер ответственности ограничен, он касается не всего имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его част, одинаковой для всех и кратного размеру и суммам внесенных вкладов.Учредительными документами ОДО являются учредительный договор и устав. Уставный фонд ОДО должен быть не менее 400 евро. Он формируется 50% • на момент регистрации и 50% • в течение года со дня регистрации.Акционерные общества в отличие от ООО и ОДО создается при необходимости привлечь капитал значительно большего размера. Акционерное общество является коммерческой организацией, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; при этом участники не отвечают по егообязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им вкладов.Уставный фонд акционерных обществ формируется за счет продажи акций участникам акционерного общества, т.е. уставный фонд составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, причем стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой.Основным учредительным документом АО является его Устав.АО несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.Акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно быть отражено в его Уставе. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается отрытым АО (ОАО). Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО.
10.Современные формы объединений предприятий.
В зависимости от размеров капитала, вида продукции, технологии производства и других факторов хозяйственные объединения бывают различного тина: хозяйственные горизонтальные объединения, вертикальные хозяйственные объединения и объединения диверсификационного тина.Хозяйственные горизонтальные объединения создаются на условиях партнерства, когда для развития производства и удержания рынков товаропроизводители не имеют достаточного собственного капитала и ищут партнеров, совместно с которыми можно сохранить рынки и повысить конкурентоспособность.
Вертикальные хозяйственные объединения образуют предприятия, выполняющие отдельные стадии единого технологического процесса, например, от добычи сырья до получения из него готовой продукции.Объединения диверсификационного типанаиболее характерны для крупного капитала, который проникает во все сферы национальной и мировой экономики, управляемый из единого центра транснациональный капитал формирует в мире новую производственно-финансовую среду коммерческой глобализации.В современной белорусской экономике наиболее распространенными формами итерационных образований являются концентры, картели.консорциумы, холдинги.Концерн- это крупное объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Структураконцерна представляет собой единый хозяйственный комплекс с централизованной системой управления. Такая централизация достигается двумя путями: функции управления могут быть возложены на обособленный аппарат управления или на головную организацию, вокруг которой осуществляется кооперация.В Республике Беларусь созданы и действуют следующие концерны: «Белтонгаз», «Белэнерго», «Беллегпром», «Бе.иесбумиром», «Белнефтехим», «Белгосиищеиро.ч», «Белбиофарм» и др.Картель— это объединение предприятий, фирм одной отрасли с целью снижения потерь от падения цен и сохранения своих квот на рынках, объединяющиеся предприятия вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности объединения: соглашение о ценах, рынках сбыта, об ассортименте продукции, объемах производства и сбыта и т.п.
Консорциум- это временный союз хозяйственно независимых предприятий, фирм, целью которых могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности. Целью реализации консорциума является обычно реализация крупного инвестиционного проекта. Б республике Беларусь наибольшее распространение получили банковские консорциумы.Холдинги - это специфические объединения предприятий, являющихся звеньями технологической или более высокой бизнес-вертикали, объективно возникающей при осуществлении предпринимательской деятельности. Основное предназначение холдинга — за счет централизации капитала направлять деятельность всей вертикали и каждого ее звена в отдельности, добиваясь оптимизации прибыли.
Холдинговая система основана на акционировании и, в частности, на концентрации в одних руках контрольного пакета акций предприятий, фирм, входящих в объединение. Контрольный пакет акций и является тем инструментом, который позволяет холдингу реализовывать на практике свое целевое предназначение.Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это продукт более развитой формы интеграции предприятий, организаций, учреждений. Они объединяют множество субъектов хозяйствования, относящихся к разным отраслям экономики: промышленные, торговые, транспортные предприятия, банки, страховые компании. Такие объединения основаны на объективной технологической связи, пронизывающей отрасли по вертикали, и определенной их связи с финансовыми институтами государства. В их состав наряду с предприятиями материального производства (промышленности, строительства, транспорта и др.) входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала.
11. Создание предприятия.
Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования. Первая стадия - создание предприятия и его становление.
Образование новых предприятий определяется следующими факторами: 1) наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги); 2) наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.
Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа. Например, приказом министерства создается предприятие, постановлением Правительства — концерн.
Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после поучения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа. Например, дочерние предприятия и т.д.
Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юридического лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Граждане и (или) юридические лица образуют юридическое лицо но своему усмотрению, а соответствующий орган только проверяет соблюдение установленного порядка.
Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. В соответствии с законодательством РБ установлены два основных учредительных документа: устав и учредительный договор.
В учредительных документах в обязательном порядке должны определяться:
• наименование юридического лица;• местонахождение;• цели и предмет деятельности;
• порядок управления деятельностью;• условия о размере образования имущества;
• условия и порядок распределение прибыли и убытков;• порядок реорганизации и ликвидации и др.Регистрация- это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Сущность государственной регистрации состоит в том, что соответствующий государственный орган проверяет, соответствует ли порядок созданияюридического лица, а также само созданное юридическое лицо (его учредительные документы) требованиям закона.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций учредителя представляют в регистрирующий орган следующие документы:
• заявление, оформленное в установленном порядке;
• копия решения о создании юридического лица;
• учредительные документы;
• документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;
• документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций — физических лицах;
• справку налогового органа но месту жительства физического лица — собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой (некоммерческой) организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
• гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица но месту нахождения;
• платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию и др.При соблюдении всех требований и принятии решения соответствующим органом о государственной регистрации субъекта хозяйствования сведения о данном юридическом лице вносятся в Единый государственный регистр, и выдается свидетельство о его регистрации.
12. Реорганизация и реструктуризация предприятия.
Предприятие, закрепившееся в своей нише, в процессе развития постоянно изменяется (реорганизуется): создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов.
Реорганизация— прекращение деятельности юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования, осуществляемое по решению его учредителей (участников) или суда, либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.
Реструктуризацияпредприятия — перестройка основных структурных элементов деятельности предприятия по критериям и требованиям рынка с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности. Различают четыре ее основные вида: правовую - юридическое закрепление прав собственности; финансовую - упорядочение активов, достижение договоренности но долгам, выработки процедуры их банковского регулирования, включая ликвидацию и банкротство; организационную — изменение состава и перегруппировка организационных звеньев; управленческую — переход от директивных методов к нормальному корпоративному управлению.
13. Ликвидация предприятия.
Ликвидация коммерческих организаций и прекращение деятельности осуществляется но решению предпринимателя, учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, суда, регистрирующего органа.
Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки предприятия могут быть различны. Среди них отсутствие или падение спроса на выпускаемую продукцию, убыточность производства, экологическая опасность для окружающей среды и населения, объединение с другими или новыми предприятием.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником или уполномоченным органом, а в случае банкротства — судом, по решению которого ликвидация может осуществляться самим предприятием в лице его органа управления.
Учредители (участники) либо собственник коммерческой организации, а также суд или регистрирующий орган, принявшие решение о ликвидации, устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок заявления претензий кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.
Прекращением деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Предприятия, которые созданы на паях или акционерами и относятся к хозяйственным обществам, могут быть реорганизованы или ликвидированы но решению общего собрания их участников.
14. Санация предприятия, условия санации.
Санация (оздоровление или выживание) - это комплекс последовательных взаимосвязанных мер финансово-экономического, производственно-технического, организационного, социального характера, направленных на выведение субъекта хозяйствования из кризиса и возобновления или достижения его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочный период.
Целью санации является покрытие текущих убытков и устранение причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятия, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.
По источникам мобилизации финансовых ресурсов различают два вида санации: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя санация проводится в таких направлениях:
• реструктуризация активов предприятия, которая осуществляется путем мобилизации скрытых резервов;
• замораживание затрат в первую очередь за счет инвестиционных вложений путем прекращения строительства;
• увеличение выручки от реализации продукции путем предоставления скидок и льгот покупателям, расширения или приостановления рекламы, при возможности проводится увеличение цен.
Внешняя санация осуществляется в таких направлениях:
• санация баланса путем уменьшения уставного фонда проводится через деноминацию акций, уменьшение их количества, выкуп акций у владельцев;
• путем увеличения уставного фонда через увеличение количества акций или их номинальной стоимости с помощью, например, индексации основных фондов, обмен облигаций на акции (конверсионный заем);
• альтернативная санация проводится путем дополнительных взносов или предоставления средств на условиях кредита владельцами предприятия;
• санация с участием кредиторов заключается в пролонгации и реструктуризации задолженности, полном или частичном отказе от своих претензий, предоставлении дополнительных кредитных ресурсов, выдаче кредитного обеспечения, трансформации долга в собственность;
• санация с участием персонала заключается в отсрочке или отказе от премий предоставлении трудящимися кредитов предприятию или покупка его акций:
• санация путем государственной финансовой поддержки заключается в прямом бюджетном финансировании на возвратной (ссуды) и безвозвратной (субсидии, дотации) основе.
15. Банкротство предприятия, процедура и виды банкротства.
Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Банкротство - это удовлетворенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства.
В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:
• объективные причины, связанные с условиями хозяйствования: несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики; достаточно высокий уровень инфляции.
• субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию: неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем; снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы; снижение объемов производства; снижение качества и цены продукции; приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичные, но более высококачественные импортные; неоправданно высокие затраты; низкая рентабельность продукции; слишком большой цикл производства; большие долги, взаимные неплатежи; слабаяадаптированность руководителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику; разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.
Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Основанием для возбуждения дела о банкротстве предприятия является письменное заявление кого-либо из кредиторов, органов государственной налоговой в хозяйственный суд, если в течение месяца должник не удовлетворил признанные им претензионные требования. Кроме того, должник имеет право, обратится в суд но собственной инициативе в случае его финансовой неспособности или угрозы таковой.
К должнику хозяйственный суд может применить такие типы процедур:
• реорганизационные или санационные;
• ликвидационные;
• мировое соглашение.
Хозяйственный суд признает должника банкротом при отсутствии предложений по проведению санации или несогласия кредиторов с ее условиями. В постановлении о признании должника банкротом суд назначает ликвидационную комиссию в составе представителей кредиторов, банков, финансовых органов.
С момента признания должника банкротом:
• приостанавливается предпринимательская деятельность должника;
• к ликвидационной комиссии переходит право распоряжения его имуществом и все имущественные права и обязанности;
• признаются истекшими, сроки всех долговых обязательств банкрота;
• приостанавливается начисление пени и процентов на все виды задолженности банкрота.
Бывают случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство — это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство — умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное банкротство - это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.
16. Современные методы прогнозирования банкротства предприятия
Для прогнозирования банкротства и оценки платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в РБ применяются два метода:
Выявление неудовлетворительной структура баланса на основе:
• анализа ликвидности имущества предприятия;
• использование модель Альтмана
По результатам расчетов и полученным значениям может быть принято одно из следующих решений:
• о признании структуры баланса удовлетворительным, а предприятие платежеспособным
• о признании структуры баланса неудовлетворительным, а предприятие неплатежеспособным;
• о наличии у предприятия возможности восстановить свою платежеспособность.
1. Различные по содержанию активы обладают разной ликвидностью. Ликвидность актива — это способность актива превращаться в деньги за максимально короткий срок. По ликвидности определяют степень платежеспособности предприятия. Ухудшение платежеспособности может грозить продажей долгосрочных активов, а в последствии банкротством.
Все активы баланса по степени ликвидности подразделяются на следующие группы:
НЛ — наиболее ликвидные активы: краткосрочные финансовые вложения;
БР - быстро реализуемые активы: дебиторская задолженность;
ПП-устойчивые пассивы: собственный капитал и резервы.
Баланс считается ликвидным при соблюдении следующих условий:
НЛ≥НСО; БР≥КС;МР≥ДС;ТР≥ПП
В диагностике банкротства широко используется коэффициент Z-счета, предложенный профессором Нью-йоркского университет Н. Альтманом.
Z = З.ЗК1 + 1.0К2 + 0.6Кз +1.4KS+1.2К5
где К1=(Прибыль отчетного периода) (Всего активов);
К2=(Выручка от реализации)<''(Всего активов);
КЗ = (Собственный капитал)/(Привлеченный капитал)
К4 = (Реинвестированная прибыль)(Всегоактивов)
К5 = (Собственные оборотные средства) (Всего активов) Сами по себе коэффициенты не имеют универсального значения. Они должны рассматриваться во взаимосвязи с конкретными обстоятельствами. Как показали специальные исследования, модель Альтмана позволяет в 90%
случаях предсказать банкротство предприятия на год вперед и на 80% на два года вперед. Прогноз Z-счета приведен в таблице.
z
Степень вероятности
1,8 и ниже
Очень высокая
от 1,81 до 2,7
Высокая
от 2,8 до 2,9
Возможная
3.0 и выше
Очень низкая
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Им-во П- совок. матер. и нематер. ценностей, денежных ср-в, находящихся во владении предприятия.
Общую информацию об источниках формирования имущества П, а также направлениях его использования можно найти в балансе П.
Пассивы- источники финансирования имущества предприятия.
Источники обращения имущества П: собственные, заемные, привлеченные, бюдж. финансирование, особые формы инвестирования, привлечение иностр. капитала.
Сообств. источники формирования капитала П: поступления от учред. при формир. УК, прибыль от деятельности, амортиз. отчисления, резеры и накопления П, добавочный капитал от переоценки стоимости имущества, накопленные фонды.
Заемные источники: кредиты банка, кредит.задолженность в обороте, ср-ва от векселей, лизинг, факторинг.
Привлеченные источники: доп. взносы в УФ, ср-ва от перераспределения, ср-ва долевого участия в текущей и инвест. деятельности, ср-ва от эмисиий долговых ЦБ, взносы членов коллектива, страховые возмещения, платежи по аренде и франчайзингу.
Особые формы инвестирования: венчурное и проектное финансир.
Активы П-сообственность юр. лица, имеющая денежную оценку.
Основные ср-ва – функционируют и используются в хоз. деятельности длительное время, изнашиваются постепенно, не меняя при этом своей натурально-вещ. формы, что позволяет предприятию включать их в себестоимость продукции, работ и услуг.
Нематериальные активы- долгосрочные вложения, им. стоимостную оценку, но не явл. вещественными ценностями.
Доходные вложения в матер.ценности – инвест. в матер. ценности, предоставленные за плату во временное владение и пользование с целью получения дохода.
Запасы- сырье, матер. и др. аналог. ценности, комплектующие изделия, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, гот. прод. и товары для перепродажи, расходы буд. периодов, произв. запасы и затраты.
Налоги по приобретенным ценностям – отраж. суммы НДС, подлежащие вычету.
Дебиторская задолженность – разл. виды краткосрочнойзадолж. П физ. и юр. лиц.
Фин. вложения – инвестиции в УФ др. организаций, инв. в ЦБ, предоставленные займы.
Ден. ср-ва- сумма платежных ср-в, находящ. в кассе п в виде свободных ден. ср-в, деньги на РС, валютном счете и проч. ден. ср-ва.