Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Результативность и эффективность бюджетной системы



Бюджетная реформа

 

1. Достижение эффективности и результативности расходов

2. Существующие типы бюджетных учреждений

Результативность можно определить как соотношение результатов и затрат на достижении этих результатов, эффективность – польза или выгода от результатов деятельности.

Исходя из этого, показатели результативности бюджетных расходов отражают соответствие результатов поставленным целям или изменение результата за определенный период.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема использования средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджета объема средств. Т.о. достижение результативности и эффективности бюджетных расходов может производиться 2 путями:

· Снижение или экономия расходов

· Увеличение количества и качества результатов от использования запланированной суммы денежных средств

В 1 случае наиболее результативным может быть признан такой вариант расходования, при котором минимизируются затраты на достижение заранее определенного результата.

На этой модели строится, например, конкурсная система государственных закупок, т.е. наиболее результативным признается тот вариант, при котором необходимый объем товара для гос. нужд закупается по наименьшей цене.

2 вариант повышения результативности предусматривает достижение максимального результата при заданном объеме бюджетных средств, например, наиболее результативным может считаться финансирование такого метода лечения больных, который гарантирует не минимум расходов, а максимум вылеченных пациентов при плановом объеме финансирования.

В СССР устойчивость бюджетной системы обеспечивалась жесткой вертикалью исполнительной власти с согласованной бюджетной политикой и монопольно государственным представительством во всех сферах экономики.

Процесс развития управления расходами бюджета в современной России можно разделить на следующие этапы:

1. С 1990 по 2001 – этап «управления затратами». Бюджет формировался путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетной классификации РФ.

2. Переходный период – 2001 – 2008 гг. Основные направления – совершенствование бюджетной системы того периода – заключается в следующем: переход на казначейскую систему исполнения бюджета, реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации, реформа межбюджетных отношений.

3. С 2008 года по настоящий момент - этап управления результатами. Этот этап развития бюджетной системы характеризуется продолжением реформирования межбюджетных отношений, в частности с 2010 года основной задачей стала реструктуризация государственного сектора экономики, а также реформа бюджетной сети и установление показателей бюджетной эффективности деятельности учреждения. Суть реформирования заключается в смещении акцентов бюджетного планирования от управления бюджетными затратами на управление результатами. Бюджет планируется исходя из целей и планируемых результатов бюджетной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функции. При их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ, а также расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств.

Ядром новой организации бюджетного процесса является концепция бюджетирования, ориентированного на результаты БОР, в рамках среднесрочного финансового планирования.

Суть этой концепции – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими программами с учетом достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами соц.-эк. политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.


2 вопрос.

Бюджетные учреждения нового типа начали появляться в России с осени 2007 года в результате принятия закона об автономных учреждения от 2.11.2006 года.

Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения, сохраняют для себя гарантию бюджетного финансирования, т.е. учредитель не может не дать автономному учреждению задания на оказание услуг и субсидию на выполнение этого задания, т.е. не может оставить учреждение без финансирования.

Имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, при этом у автономного учреждения существует возможность самостоятельного распоряжения частью закрепленного за ним имущества. В отличии от бюджетного учреждения у руководителя автономного учреждения существует гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом и политик в оказании платных услуг.

31.12.2009 года в Госдуму был внесен законопроект ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правого положения государственных и муниципальных учреждений. Были изменены механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений путем перевода их с 01.01.2012 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

Бюджетным учреждениям было предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, были расширены права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным движимым имуществом за исключением особо ценного.

Был создан новый тип государственных учреждений - казенные учреждения, статус которых совпадает со статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов в соответствующий бюджет. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами.

В соответствии с законом 01.01.2012 года большая часть БУ, сохранив свое название, по статусу были приравнены к автономным, меньшая часть была переведена в статус казенных.

 

 

Лекция 21 ноября.

Под редакцией Просихиной М.А. J

Тема: Сущность и организация бюджетного планирования

1. Методологические основы бюджетного плнирования

2. Инструменты бюджетного планирования ( БП ) :субъекты, целевые программы, доклады и др.

1 ВОПРОС.

На современном этапе развития в РФ все бОльшую актуальность приобретает вопрос о необходимости вмешательства государства в существующие финансовые в т.ч бюджетные отношения. Для такого вмешательства требуется важнейший инструмент управления – планирование.

Планирование – инструмент управления. Без планирования бюджета не существует. Планирование присуще для предприятий, организаций и для общества.

Объективные обстоятельства, требующие планирование:

1. Неспособность механизма свободного рынка регулировать национальную экономику и финансы.

2. Рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления, которая в значительной мере регулируется не рыночным механизмом, а государством.

3. Появление сложных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, которые не могут быть охвачены рыночным регулированием.

4. Существование проблем долгосрочного развития.

5. Возникновение чрезвычайных ситуаций.

В теории бюджетного планирования существует множество определения среди ученых бюджетного планирования. Как правило планирование рассматривают как составление и исполнение бюджета ( Дрогозина Л.А.). составление и исполнение это стадии бюджетного процесса, поэтому правильно рассматривать планирование как часть составления бюджета. Составление шире, планирование уже. БП – это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями при составлении бюджета на основе принципов и методов, исходящих из бюджетной политики государства. По периоду действия различают:

1. Долгосрочные планы (10 и более лет)

2. Среднесрочные (3-5 лет)

3. Текущие (годовые)

4. Оперативные (день,месяц)

Процесс планирования неразрывно связан с методологией планирования. Существует 2 подхода к методологии. Её определяют в узком смысле и в широком.

1. В широком смысле – это когда к методологии относят принципы, методы, показатели, методики и логику планирования.

2. В узком смысле – это совокупность только методов планирования. Метод – путь исследования или познания, внутренняя организация бюджетного планирования.

Методы бюджетного планирования:

1. Балансовый метод. Суть в достижении баланса между показателями бюджета, а также в обеспечении их в увязке и согласованности. Любой бюджет это баланс доходов и расходов. Этот метод – основа бюджетного планирования.

2. Нормативный метод. Это использование в планировании системы норм, нормативов. Преимущество – установление в процессе бюджетного планирования зависимости между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми результатами. Нормативно душевое планирование – это перспектива.

3. Метод системного анализа и синтеза. Это учет положительных и негативных фактов в бюджетном планировании. Это разделение, расчленение финансовых систем на составные части.

4. Экономико-математические методы и модели. В основном используются в перспективном планировании для моделирования финансовых ресурсов, а так же при анализе исполнения бюджета. Текущее бюджетное планирование менее используется

5. + В настоящее время используются перманентный метод, вариантный метод, программно-целевой метод и метод резервирования. Перманентный метод предполагает долгосрочное бюджетное планирование и взаимосвязь бюджетов по доходам и по расходам. Перманентность – это гарантия бюджетной стабильности. Вариантный метод т.е. бюджет любого уровня должен составляться в нескольких вариантов ( обыкновенный и чрезвычайный). Программно-целевой метод. Его действие начинается с 2013 года. Все расходы будут аккумулироваться в бюджет в рамках программ. Целевые статьи идут в программу. Метод резервирования, т.е. бюджетные резервы обеспечивают гарантированное получение бюджетных средств и защищают от роста налоговой нагрузки. Резервы необходимы для исключения негативных последствий в экономике и в финансах.

Принципы бюджетного планирования:

1. Самостоятельность. Означает отсутствие вертикального планирования

2. Научность. Это использование методов.

3. Гласность. Открытость для общества (дронды).

Методика – это совокупность конкретных способов, расчетов, приемов необходимых для разработки отдельных видов разделов и показателей плана. Методика – это узкое понятие, касается конкретных вещей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.