Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. 2 страница



Воздушный транспорт - это гражданские воздушные суда, места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, в том числе средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. Под воздушным судном понимается летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам относятся летательные аппараты как тяжелее, так и легче воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.). Для квалификации деяния по ст. 263 УК РФ не имеет значения ведомственная принадлежность и форма собственности летательного аппарата. Исключение в данном случае составляют военные летательные аппараты, нарушение правил безопасности и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 351 УК РФ.

Водный транспорт - это морской, речной и озерный транспорт, т.е. все самоходные морские, речные, озерные суда, включая катера, моторные лодки, (маломерные суда), а также маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, для рыболовства, научно-исследовательской деятельности и других целей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 352 УК РФ.

Метрополитен (от фр. metropolitan, букв. "столичный") - разновидность рельсового пассажирского транспорта, необходимого в условиях крупных городов с насыщенным уличным движением, отличающегося высокой эксплуатационной скоростью и провозной способностью. Обычно линии метрополитена прокладываются под землей (в тоннелях), а иногда - по поверхности и на эстакадах.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, включает:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена;

2) причинение тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция анализируемой нормы бланкетная. В ней указывается на нарушение специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих работу отдельных видов транспорта. Все ведомственные акты в литературе подразделяют на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта и метрополитена формулируются в ведомственных нормативных актах по-разному. В одних случаях они представляют собой категорические предписания, в других - категорические запреты. Нарушение и тех и других должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Если же в нормативных актах, помимо предписаний и запретов, содержатся рекомендательные нормы, то их выполнение является желательным, но не обязательным. Поэтому их невыполнение не может образовать состав рассматриваемого преступления.

Нарушения правил безопасности движения - это различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти нарушения могут выражаться в форме как действий, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. К ним относятся, например, превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал на железнодорожном транспорте, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета на воздушном судне, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и др. Следует подчеркнуть, что правила безопасности движения регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, поэтому и нарушения могут исходить только от этих лиц.

Нарушениями правил эксплуатации транспорта признаются различные отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц в состоянии опьянения или лиц, не обладающих соответствующей квалификацией, перегрузка пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте и др.

Нарушение правил эксплуатации транспорта и метрополитена включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В то же время нарушения правил эксплуатации указанных видов транспорта и метрополитена, не связанные с его безаварийной работой, не образуют состав данного преступления.

При квалификации содеянного по ст. 263 УК РФ необходимо в каждом конкретном случае устанавливать, какие именно конкретные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта или метрополитена были нарушены. Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что суд обязан указывать в приговоре, какие конкретные правила движения и эксплуатации транспорта были нарушены Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения соответствующих правил тяжкого вреда здоровью человека, понятие которого было раскрыто ранее. А между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации указанных выше транспортных средств и этими последствиями должна быть установлена причинная связь. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу своей работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и метрополитена.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Лицо, нарушая правила безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, предвидит возможность причинения указанных в ч. 1 ст. 263 УК РФ последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 данной статьи предусмотрен квалифицирующий признак - причинение в результате нарушения указанных выше правил по неосторожности смерти человека. Данное деяние отнесено законодателем к категории преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам.

В случаях, когда транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим затем нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта или метрополитена, повлекшее последствия, указанные в ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 211 и 263 УК РФ.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). Данный состав преступления был введен в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ.

Технический прогресс в совершенствовании транспорта (усложнение транспортных средств, повышение их скоростного режима и др.) обусловливает повышение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Неисполнение этих требований нередко приводит к катастрофам, авариям с многочисленными человеческими жертвами. Поэтому был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". На повышение его социального эффекта и направлена криминализация неисполнения требований транспортной безопасности.

Основной объект рассматриваемого преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с неисполнением требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных, муниципальных, коммерческих и других организаций.

Предмет преступления - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитен, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на том или ином объекте транспортной инфраструктуры или транспортных средствах. Оно, как видно, совершается путем бездействия; виновный не совершает требуемых действий по обеспечению транспортной безопасности.

К транспортным средствам в смысле ст. 263.1 УК РФ относятся все те средства, которые используются на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и в метрополитене.

Состав данного преступления является материальным; обязательным его признаком предусмотрено наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью либо причинение крупного ущерба. Определение тяжкого вреда здоровью приведено в ч. 1 ст. 111 УК РФ, а согласно примечанию к ст. 263.1 крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины. Оно может совершаться как по легкомыслию, так и по неосторожности.

Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Предполагается, что на него были в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению требований транспортной безопасности. Лицо должно достигнуть 16-летнего возраста, однако на несовершеннолетнего вряд ли могут быть возложены такого ряда обязанности.

Квалифицирующим признаком данного преступления является причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 263.1). Наступление смерти должно находиться в причинной связи с неисполнением того или иного требования по обеспечению транспортной безопасности. Особо квалифицирующий признак - причинение смерти двум или более лицам.

Действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 263.1 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, - средней тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - наиболее распространенное транспортное преступление. Основной объект данного преступления - состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье людей, имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций. Причем здоровье или жизнь человека являются обязательным дополнительным объектом.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, выражается в: 1) деянии (действиях или бездействии), сопряженном с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим средством; 2) последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и 3) причинной связи между нарушением указанных правил и наступившими последствиями.

К транспортным средствам, в смысле ст. 264 УК РФ, относятся автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство. Согласно примечанию к этой статье под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. К последним относятся все дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (автокраны, автопогрузчики, грейдеры, бульдозеры, скреперы, экскаваторы, комбайны и т.п.). Все эти специальные машины рассматриваются в качестве транспортных средств только во время их движения по улицам и дорогам. Если же нарушения правил эксплуатации таких самоходных машин допускаются при выполнении ими транспортных, дорожных, погрузочно-разгрузочных или иных производственных работ, повлекших причинение вреда здоровью человека, то содеянное должно квалифицироваться не по ст. 264 УК РФ, а по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности или за нарушение правил при производстве определенных работ.

К транспортным средствам в смысле ст. 264 УК РФ не относятся мопеды и велосипеды. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения" разъясняется, что к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приведенные в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мопеды и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Состав, предусмотренный ст. 264 УК РФ, предусматривает нарушение либо правил дорожного движения либо правил эксплуатации транспортных средств.

Дорожное движение - это перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц, автомагистралей, шоссе и иных дорог, которое регламентируется Правилами дорожного движения РФ. Дорожное движение - это сложная социально-техническая система, которая включает пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Эксплуатация транспортных средств - это деятельность по допуску транспортных средств к эксплуатации и обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов и дорожного движения в целом, т.е. это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости, неправильном обгоне других транспортных средств, переезде перекрестков при запрещенном сигнале, невыполнении требований дорожных знаков, управлении транспортным средством в состоянии опьянения и др.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суд должен указать в приговоре, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

К последствиям преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, относится причинение тяжкого вреда здоровью человека. А между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна быть причинная связь. При отсутствии такой причинной связи можно вести речь лишь об административной ответственности лица, нарушившего соответствующее правило.

Составы преступлений, регламентированных в ч. ч. 1 и 2 ст. 264 УК РФ, предусматривают одни и те же последствия - причинение тяжкого вреда здоровью человека. Различие состоит лишь в том, что в ч. 2 этой статьи предусматривается повышенная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения. По этому же принципу законодатель дифференцирует ответственность лиц, управляющих автотранспортными средствами в состоянии опьянения, в ч. ч. 4 и 6 ст. 264 УК РФ в сторону ее повышения, если соответствующее нарушение повлекло смерть человека (ч. 4) или смерть двух или более лиц (ч. 6).

Субъектом данного преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 декабря 2008 г. N 25, им признается не только водитель, сдавший экзамен на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имеющее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающееся вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением. Им может быть курсант, который пренебрегает указаниями инструктора и грубо нарушает эти правила.

В ч. ч. 2, 4 и 6 анализируемой статьи предусмотрен специальный субъект преступления - лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения. Характер опьянения следует определять исходя из ст. 23 УК РФ, т.е. оно может быть вызвано употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В качестве квалифицирующих признаков указаны: в ч. 3 ст. 264 УК РФ последствие в виде смерти одного человека; в ч. 4 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 5 ст. 264 УК РФ указано последствие в виде смерти двух или более лиц, а в ч. 6 - указанное последствие и управление транспортным средством в состоянии опьянения.

 

25. Ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

 

Статья 183 УК предусматривает ответственность за два разных преступления с формальными составами: 1) незаконное собирание сведений, составляющих

коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1); 2) незаконное их разглашение или использование (ч. 2).

Предмет преступления — коммерческая, налоговая или банковская тайна. Коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношении к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). Круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну,

определен ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (сведения, содержащиеся в учредительных документах, документах о регистрации, лицензиях, сведения о загрязнении окружающей среды, о численности и составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда и др.). Не могут рассматриваться в качестве коммерческой тайны и сведения, не соответствующие ее понятию (например, сведения, уже разглашенные, или к которым имеется

свободный доступ, или не принимаются меры к охране конфиденциальности сведений)[78]. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом\ государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за

исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым и иным органам других государств в соответствии с международными договорами (в части сведений, предоставленных этим органам)[79]. Запрет на разглашение налоговой тайны адресован налоговым органам, органам

налоговой полиции, органам государственных внебюджетных фондов и таможенным органам, их должностным лицам и привлекаемым специалистам, экспертам.

Банковскую тайну составляют сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, а также иные сведения о клиентах (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 857 ГК РФ). Это разновидность профессиональной тайны (наряду с врачебной тайной, тайной исповеди и т.п.). Собственно это тайна не банка, а тайна клиента или корреспондента (они могут свободно разглашать эти сведения). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК, выражается в действии

(собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, незаконным способом). Незаконность получения сведений определяется незаконностью способа их собирания. Способы — похищение документов, подкуп, угрозы, а равно иные незаконные способы (например, неправомерный доступ к компьютерной информации, прослушивание телефонных переговоров)[80]. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК, выражается в альтернативных действиях: незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца.

Разглашение — это сообщение сведений хотя бы одному лицу, не имеющему к ним доступа. Использование — это получение любой имущественной или неимущественной выгоды (для себя или иных лиц) в связи с доступом к сведениям, составляющим коммерческую или банковскую тайну. Разглашение или использование сведений будет незаконным в случае, если производится без согласия их владельца (предпринимателя, руководителя и иного уполномоченного работника организации,

налогоплательщика, клиента банка или его корреспондента). Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК, — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2, специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. При этом следует учитывать, что такие лица могут (а иногда и должны) законно использовать тайные сведения

(например, в интересах ее владельца либо в связи с сообщением в правоохранительные органы о совершенном преступлении). Лица, которым тайные сведения стали известны случайно или, например, были переданы лицом, незаконно их получившим, не несут ответственности по ст. 183 УК. Части 2 и 3 ст. 183 УК в качестве квалифицирующих признаков указывают на: 1) причинение крупного ущерба (более 250 тыс. руб.); 2) совершение деяния из корыстной заинтересованности; 3) причинение

тяжких последствий (оценочный признак). Причинение крупного ущерба или тяжких последствий возможно как с умыслом, так и по неосторожности.

 

26. Ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции и за незаконное использование товарного знака.

 

Незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ). В условиях рыночной экономики это деяние выступает разновидностью недобросовестной конкуренции. Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу качества, сбыта продукции, представительства предприятий на рынке сбыта и обеспечивающие стабильность сбыта продукции и авторитет соответствующих хозяйствующих субъектов, отношений в сфере оказания услуг. Дополнительным объектом выступают отношения, обеспечивающие право потребителей на качественную продукцию и услуги, и материальные интересы потребителей. Предметом преступления являются товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также сходные с ними обозначения для однородных товаров.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Объективная сторона заключается в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Уголовная ответственность наступает в том случае, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Понятия неоднократности и крупного ущерба раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" <1>. В первом случае рассматриваемое преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента маркировки товара либо использования знака при оказании услуги. Во втором случае необходимо установить нанесение крупного ущерба, который причиняется правообладателю средств индивидуализации и превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Как указано в Постановлении Пленума, неоднократность предполагает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Возможно как неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора. При этом лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации.

Незаконное использование товарного знака может выражаться в: а) помещении чужого товарного знака на товаре и (или) его упаковке; б) использовании чужого товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках; в) использовании лицензиатом товарного знака владельца на товарах, качество которых ниже качества товаров владельца товарного знака; г) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в предложениях о продаже товаров; д) в сети Интернет, в доменном имени и при других способах адресации; е) использовании знака, мало отличающегося от товарного знака другого юридического или физического лица. Мало отличающимся является товарный знак, сходный с другими до степени смешения в отношении однородных знаков.

В ч. 2 ст. 180 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Предупредительная маркировка также может быть поставлена рядом с наименованием места происхождения товара и указывать на то, что данное обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.

Права иностранных юридических и физических лиц в отношении охраны товарного знака и знака обслуживания защищаются наравне с правами юридических лиц и граждан Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность незаконного пользования товарным знаком и его принадлежность другому изготовителю и желает использовать этот знак. Мотивы и цели могут быть различны: корысть, стремление преуспеть в конкурентной борьбе, испортить деловую репутацию конкурента, - однако обязательными признаками состава этого преступления они не выступают.

Федеральным законом от 17 ноября 2001 г. N 144-ФЗ ст. 180 УК РФ была дополнена ч. 3, в которой содержатся квалифицирующие признаки деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2. Это совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Диспозиция ст. 178 УК является бланкетной. Для уяснения признаков состава преступления следует обратиться к положениям Закона РФ от 22.03.91 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499)[71]. Все указанные в ст. 178 УК действия Закон о

конкуренции рассматривает в качестве разновидностей монополистической деятельности, запрещенной при наличии ряда условий, указанных в этом Законе. Например, «установление единых цен», указанное в УК, запрещено Законом о конкуренции в отношении картеля, доля участников которого на рынке

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.