Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Судебная система Европейского Союза



Судебная система Европейского Союза

 

 

Европейский Союз с самых первых лет своего существования располагает самостоятельной и авторитетной "ветвью" судебной власти, на вершине которой находится Суд Европейских сообществ. Будучи не только правоприменительным, но и правотворческим институтом, Суд сыграл выдающуюся роль в утверждении основополагающих начал правопорядка Сообщества и Союза, таких как принципы верховенства и прямого действия, приоритет основных прав человеческой личности, последовательная защита от нарушений "свобод" внутреннего рынка (свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов).

Судебная практика, созданная Судом, - одна из важнейших категорий источников права Европейского Союза, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия. Изучение этой практики - неотъемлемый элемент подготовки любого европейского юриста.

Посредством своих нормативных (прецедентных) решений Суд Европейских сообществ последовательно усиливает федеративные черты Союза, что выразилось в признании им Договора о ЕС 1957 г. "конституционной хартией", а самого себя - "конституционным судом".

"Истина состоит в том, что с течением лет Суд постепенно создал образование конституционного типа, затушевывая при этом элементы, которые относили Сообщество к классическому международному правопорядку"*(99).

Результаты указанной деятельности консолидированы в Лиссабонском договоре 2007 г. о реформе Европейского Союза.

Долгое время Суд Европейских сообществ являлся единственным судебным институтом организации. Количество поступающих дел было небольшим, и он оперативно справлялся с их рассмотрением. Однако постепенно ситуация изменилась. Так, если за весь 1957 г. Суд вынес четыре решения, десять лет спустя - 24, то в 1977 г. число вынесенных решений достигло 100, а в 1987 г. - 208.

Возрастание нагрузки на единственный судебный институт потребовало соответствующих реформ: на основании поправок, внесенных в учредительные договоры в 1986 г., был создан второй судебный орган Сообществ - Трибунал первой инстанции*(100). В юрисдикцию Трибунала перешли дела по жалобам физических и юридических лиц на действия (бездействие) институтов и органов ЕС, а также служебные споры (споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ).

Таким образом, Суд Европейских сообществ получил возможность сосредоточиться на разрешении дел "конституционного" характера. Трибунал первой инстанции выступает преимущественно в роли органа административной юстиции.

При этом, в отличие от Суда, Трибунал не является отдельным институтом Европейского Союза. Это орган, состоящий при Суде, имеющий с ним одно местонахождение (Люксембург) и общий вспомогательный аппарат.

Создание Трибунала не позволило разрешить проблему перегруженности делами, которая грозит в ближайшее время усилиться в связи со вступлением в Европейский Союз десяти новых государств-членов. Так, в 2002 г. Суд вынес 269 решений (в том же году поступило 470 новых дел). Трибунал в указанный период завершил рассмотрение 331 дела (поступило - 411). Средняя продолжительность рассмотрения дел возросла до двух лет.

С учетом этой ситуации Ниццким договором 2001 г. было предусмотрено гибкое решение проблемы: Совет Европейского Союза получил право учреждать новые судебные органы специальной юрисдикции в качестве третьего (нижнего) звена судебной системы ЕС. Это звено получило обобщенное наименование "судебные палаты", или "специализированные трибуналы" (последний термин является более корректным; именно он использован в Лиссабонском договоре 2007 г.). В компетенцию судебных палат (специализированных трибуналов) могут передаваться строго определенные категории дел искового производства, ныне рассматриваемых Судом или Трибуналом (здесь и далее под Трибуналом имеется в виду Трибунал первой инстанции).

В 2004 г. был создан первый специализированный трибунал Европейского Союза - Трибунал по делам публичной службы. В его юрисдикцию переданы споры между Европейским Союзом, с одной стороны, и лицами, находящимися на его "европейской публичной службе" (аналог государственной службы), а также иными сотрудниками аппарата ЕС, с другой стороны. Планируется и Патентный трибунал.

В дальнейшем планируется создание других специализированных трибуналов. Количество подобных органов, которые могут быть образованы в рамках судебной системы Европейского Союза, не ограничивается.

Итак, судебная система Европейского Союза включает три звена: высшее - Суд (Суд Европейских сообществ); далее - Трибунал первой инстанции (Трибунал); наконец, специализированные органы правосудия - судебные палаты (специализированные трибуналы), из которых к 2004 г. был создан один: Трибунал по делам публичной службы.

Лиссабонский договор 2007 г. о реформе Европейского Союза полностью сохраняет указанную модель построения судебной системы организации.

Суд Европейского Союза в целом признан Лиссабонским договором в качестве одного из семи высших руководящих органов (институтов) Союза наравне с Европейским парламентом, Европейским советом, Советом Европейского Союза, Европейской комиссией, Счетной палатой и Европейским центральным банком.

 

2."Статут Суда Европейского Союза "

 

Статут Суда - основной источник, закрепляющий внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти Европейского Союза. Хотя в названии Статута указано только слово "Суд", его нормы распространяются и на Трибунал первой инстанции, и на судебные палаты (когда они будут созданы).

Действующий Статут Суда принят в 2001 г. и, с учетом последующих изменений и дополнений, включает в себя пять разделов:

- раздел I "Статус судей и генеральных адвокатов" (ст. 2-8)*(101);

- раздел II "Организация" (ст. 9-18);

- раздел III "Процедура" (ст. 19-46);

- раздел IV "Трибунал первой инстанции Европейских сообществ" (ст. 47-62 ter);

- раздел IV bis "Судебные палаты" (ст. 62 quater);

- раздел V "Заключительные положения" (ст. 63-64).

В приложении к Статуту зафиксированы состав, правила работы и юрисдикция Трибунала по делам публичной службы.

Статут Суда Европейского Союза - источник первичного права Европейского Союза. Он содержится в специальном протоколе, который приложен ко всем учредительным договорам этой организации.

Однако, в отличие от остальных положений учредительных документов, нормы Статута (кроме раздела I) могут изменяться в упрощенном порядке - путем внесения поправок Советом Европейского Союза (без ратификации со стороны государств-членов).

Детальные правила процедуры судов Союза закрепляют их процессуальные регламенты.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.