Тренинг 46. Вставьте пропущенные в приставках буквы, в зависимости от значения поместите приведённые ниже слова с пропусками в один из разделов таблицы. Какие слова нельзя поместить ни в один из разделов, какие — в несколько разделов?
Пр_умолкнуть, пр_обрести, пр_лестный, пр_бить, пр_бывать (в городе), пр_восходный, пр_сесть, пр_быть (в город в семь часов), пр_везти (вещи на машине), пр_крутить, пр_градить, пропустить (гардины), пр_готовить (обед), во много раз пр_уменыпить, пр_открыть (окно), пр_старелый (отец), пр_бавить (к четырём два), пр_вокзальный, пр_скакать, пр_непр_ятный, пр_вести (пример), пр_одолевать, пр_пятствие, пр_уморительный, пр_станционный, пр_забавный, пр_лететь, пр_кре-пить, пр_терпевать, намного пр_увеличить, пр_думать, пр_кончить, пр_дорожный, пр_паять, пр_мчаться, пр_грешения, пр_красный, пр_школьный, пр_вет, пр_зыв.
1. Приближение, присоединение
2. Близость к чему-либо
3. Неполнота действия
4. Законченное действие
5. Значение слов «очень», «весьма»
6. Значение приставки ПЕРЕ-
Тренинг 47. Объясните значение каждого из слов, которые составляют омонимичную пару, составьте с каждым из них словосочетание, которое позволило бы прояснить его значение.
Тренинг 52. Вставьте пропущенные буквы, обращая внимание на то, что в ряде слов ПРЕ или ПРИ являются частью корня, а в других ПРЕД-, ПРЕ- и ПРИ приставки. Первые десять слов разберите по составу.
Тренинг 53. В данных словосочетаниях и фразах вставьте пропущенные буквы.
Пр_дать пр_ятеля, пр_клоняться перед пр_мадонной оперы, бе_пр_станно искать пр_станище, пр_зирать пр_ступника, пр_ступить к началу презентации, пр_пирать дверь в пр_хожей, пр_творить в жизнь пр_оритетные планы, пр_старелый пр_врагаик, бе_пр_дельная пр_вязанность, непр_ложный закон пр_дпр_нимательства, пр_ткнулся у пр_дела храма, на свете пр_ходяще даже пр_клонение перед пр_мудрыми, пр_ключилась пр_непр_ятная история, пр_хворнуть и пр_лечь, пр_небрёг пр_достережением, пр_вратился в бе_пр_страстного наблюдателя, бе_пр_станные пр_дирки, пр_кратил бе_пр_рывное хождение по пр_ёмному покою, пр_сутствовал на пр_ёме у пр_зидента, пр_горела пр_права.
Тренинг 54. В данных словосочетаниях и фразах вставьте пропущенные буквы.
Бе_результатная _делка, бе_ра_судная _сора, бе_пощадная ра_права, бе_пр_чинное ра_дражение, ра_считал ра_стояние до пр_брежной пристани, бе_страшие во_ставших, _борные _дания школ, не _беречь _доровье пр_ятеля, во_будить пр_следование и н_чать ра_следование в связи с пр_ступлением, неи_гладимое впеч_тление от пр_ключения, бе_следное и_чезновение_пр_дано- го, ра_спросы бе_полезны и непр_ятны, вода в и_следованном и_точнике имеет пр_ятный вкус, бе_смысленно ра_траченное время придётся к_мпенсировать, перера_пр_деление полномочий, бе_пр_станно и бе_пр_чинно ра_суждал, пр_и_полненный чу_ства своего в_личия, пр_во_мочь и_тому, бе_пр_страс_но разобрат_ся.
1) Я р_шился пр_доставить все выгоды Грушницкому. 2) Наконец мы ра_стались; я долго сл_дил, пока её шляпка (н_) скрылась за кустарн_ками и скалами. Сер_це моё болезне_но _жалось, как после первого ра_ставания. 3) Зала р_сторации пр_вратилась в залу Благородного с_брания. 4) Ра_говор наш начался зл_словием: я стал переб_рать пр_су_ствующих и отсу_ствующих наших зн_комых, сначал_ выказ_вал смешные, а после дурные их стороны. Желч_ моя в_волн_валась. 5) Впрочем, я (н_) прошу вас ра_делять моё мнение: если моя выхо_ка вам кажет_ся смешна — пожалу_ста, смейт_сь: пр_дупр_ждаю вас, что это меня не ог_рчит (н_) мало. 6) ...Все почти страсти нач_наются так, и мы часто себя очень обман_ваем, думая, что нас женщ_на любит за наши физич_ские или нра_ствен_ые д_стоинства; коне(ш, ч)но, они пр_готовляют, ра_пол_гают её сер_це к пр_нятию св_щен_ого огня, а всё (таки) первое пр_к_сновение р_шает дело. 7) «(Не) правда (ли), я была очень любезна се(в, г)одня?» — сказала мне кн_жна с пр_нуждён_ой улыбкой, когда мы во_вратиись с гулянья. Мы ра_сстались. 8) Я иногда себя пр_зираю... не (от) того ли я пр_зираю и других? 9) Когда н_чная р_са и горный вет_р осв_жили мою г_рящую гол_ву и мысли пр_шли в обычный п_рядок, то я пон_л, что гнат_ся за погибш_м счастием бе_п_лезно и бе_ра_судно. 10) Прои_шествие этого вечера произвело на меня д_вольно глубокое впечатление и ра_др_жило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я т_перь пр_допр_делению или нет, но в этот вечер я ему твёрдо верил: доказательство было р_зительно... (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)
Уровень ТЕКСТА
Тренинг 56. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выделенные полужирным курсивом слова разберите по составу, сделайте полный синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.
Пр_знаюсь сколько я (н_) ст_рался ра_личить (в) дал_ке что (н_будь) нап_добие лодки но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот пок_залась между г_рами волн ч_рная точка она то ув_лич_валась то умен_шалась. Медлен_о подымаясь на хре_ты волн быстро спускаясь с них пр_бл_жаласъ к берегу лодка. Отваж_н был пл_вец р_шивш_йся в такую ноч_ пустит_ся через пролив на ра_стояние двадцати вёрст и важная должна быть пр_чина его к тому побудившая. Думая так я с (не) вольным биением сер_ца гл_дел на бедную лодку; но она как утка ныряла и потом быстро вмахнув вёслами будто крыльями выскак_вала из проп_сти среди брызгов пены; и вот я думал она ударится с ра_маха об берег и ра_летится вдребезги; но она ловко повернулась боком и в_к(а, о)чила в мал_нькую бухту (не) вр_дима. Из неё вышел ч_ловек среднего роста, в татарской б_раньей шапке; он м_хнул рукою, и все трое пр_нялись вытаск_вать что (то) из лодки; груз был так в_лик что я (до) сих пор (н_) пон_маю как она (н_) пот_нула. (154 слова) (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)