Этот великий аят включает в себя все три вида таухида. При этом
он содержит Атрибуты и Имена, каждое из которых представляет
собой один из принципов исламского вероучения:
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах — нет божества, кроме Него».
Это указание на Божественность Аллаха — основу Единобожия, на
которой зиждется вся жизненная программа ислама. Эта основа предполагает, что все виды поклонения посвящаются Одному лишь Аллаху — так, чтобы человек был рабом только Всевышнего Аллаха, поклонялся и подчинялся только Ему, все решения в жизни принимал только в соответствии с установлениями Аллаха, и все нормы, ценности, нравственные принципы, которыми он
руководствуется в жизни, были только от Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«Живого, Вседержителя...»
Таким образом Аллах сообщает нам о наличии у Него двух великих
Имён. «Живой» — Тот, Кто живёт вечно, Кто был всегда и будет
всегда, Чьё существование изначально и бесконечно. Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 388; Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 20. И Жизнь эта не зависит от каких-либо внешних факторов и существует сама по себе, в отличие от приобретённой жизни творений, которую дарует им Создатель. Жизнь Аллаха — вечная, у неё нет ни начала, ни
конца.
«Вседержитель» — то есть Тот, Кто поддерживает жизнь Своих
творений, поддерживает порядок, равновесие и гармонию во
Вселенной и регулирует все происходящие в ней процессы. Он
оберегает и поддерживает всё сущее, дарует удел Своим
творениям, заботится о них, создаёт им подходящие для их
существования условия, управляет и распоряжается ими, как
пожелает. Аль-асма' ва ас-сыфат. С. 48; Шарх аль-'акыдат ат-тахавийя. С. 124; ат- Табари. Ат-Тафсир. Т. 5. С. 388; Ар-равдат ан-надийя. С. 61.
Эти два Имени относятся к величайшим из Прекрасных Имён
Аллаха, поскольку они являются своеобразной осью, вокруг
которой вращаются все остальные Имена, и значения всех Имён
возвращаются к этим двум. Атрибут «Жизнь» предполагает наличие
всех совершенных качеств. Поскольку Жизнь Аллаха совершенна,
то всё совершенство принадлежит Ему, и Он — абсолютно совершенен. Такое Качество, как «Вседержитель», включает в Себя
абсолютную самодостаточность и совершенство могущества
Всевышнего Аллаха. Он существует Сам по Себе, независимо ни от
чего, и Он не нуждается ни в ком и ни в чём, и в то же время Он
поддерживает жизнь других и создаёт необходимые условия для
существования Своих творений. Всё существует лишь потому, что
Аллах сотворил его, и всё в нашем мире полностью зависит от
управления и распоряжения Всевышнего. Шарх аль-'акыдат ат- тахавийя. С. 124-125.
Эти два Имени очень сильно влияют на жизнь мусульманина,
который вериг в них и понимает заключённый в них смысл. Его
сердце постоянно связано с Аллахом, он любит Его, поклоняется и
подчиняется Ему, потому что он знает, что именно Его Господь
мудро распоряжается его судьбой и судьбой всего окружающего,
поддерживая во всём порядок и гармонию. И верующий старается
жить согласно программе, установленной Всевышним, которая
зиждется на мудрости, в которой всё продумано и просчитано, всё
на своих местах. Из этой программы верующий черпает
жизненные ценности, принципы и стандарты, он старается
действовать в соответствии с ней в каждую минуту своей жизни,
какими бы ни были обстоятельства49. Всевышний сказал:
«Им не овладевает ни дремота, ни сон».
Это подтверждает то, что Аллах следит за всем сотворённым,
заботится о творениях и поддерживает в них жизнь, и что всё
сотворённое существует лишь благодаря этому. Дремота и сон
являются признаками неполноценности, несовершенства жизни.
Тот, кто спит или дремлет, не может постоянно следить за
положением дел в огромной Вселенной и не может быть
совершенным. Всевышний Аллах сказал:
«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле».
Это подтверждение того, что Аллаху принадлежит всё, и Его
владычество безусловно и абсолютно: Он один владеет всем и ни с
кем не делит принадлежащее Ему. Когда это убеждение
укореняется в сознании и сердцах людей, оно глубоко воздействует
на всю их жизнь.
Всевышний сказал:
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»
Эти Слова Всевышнего помогают нам понять, что такое
Божественность и что означает тот факт, что все мы — рабы
Всевышнего Аллаха. Любое творение является рабом Аллаха, и оно
не может выйти за пределы этого положения, и не может подняться
выше и стать чем-то большим, и оно не может заступаться перед
Ним иначе, как с Его позволения. Это убеждение разграничивает
два понятия: «раб» и «Господь». Между ними нет ничего общего,
никакого сходства, и у них нет похожих качеств или свойств.
Всевышний Аллах сказал:
«Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».
Эти Слова Всевышнего указывают на то, что Его Знание объемлет
всякую вещь. Оно объемлет время, пространство и творения.
Кроме того, они указывают на то, что знание творений
несовершенно и неполно, и создания знают лишь то, о чём
пожелает сообщить им Всевышний Аллах (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 396-397; Ар-равдат ан-надийя. С. 64.). Вера мусульманина в
это Качество Аллаха заставляет его не только постоянно помнить о
том, что Всевышний видит его, наблюдает за ним и знает о нём
абсолютно всё, но и, как следствие, не нарушать установленные Им
границы и быстро раскаиваться в содеянном после совершения
какого-либо греха. Осознание того, что именно Всевышний,
оказывая великую милость, дарует ему знание, наполняет сердце
мусульманина благодарностью и изгоняет из него высокомерие,
бахвальство и кичливость.
Всевышний сказал:
«Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их».
Эти Слова Всевышнего указывают на совершенство и
абсолютность Его могущества.
Всевышний Аллах завершает этот великий аят упоминанием
двух Своих Прекрасных Имён:
«Он — Возвышенный, Великий».
«Возвышенный» — Он возвышается над Своими творениями (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 405.), и кто бы ни пытался подняться до Его уровня, Он непременно ставит
его на место, принижая его в этом мире, а в мире вечном такого
человека ждёт наказание, унижение и позор.
«Великий» — Обладатель такого Величия, что все творения ниже
Его и не могут сравниться с ним в величии. Нет ничего и никого
более великого, чем Он. Когда человек осознаёт Возвышенность и
Величие Аллаха, он понимает, кто он по сравнению с Господом.
Тогда он занимает отведённое ему в этой жизни место раба
Всевышнего и не проявляет высокомерия и горделивости. Он
боится Аллаха, его сердце наполняет благоговейный страх, и он становится скромным, смиренным и благонравным по отношению
к Аллаху и к Его творениям.
Это некоторые проявления величия аята «Аль-Курси», и
каждому мусульманину следует запомнить их, размышлять над
заключённым в них смыслом, помнить о них и соблюдать их.
О достоинствах этого аята говорится в нескольких достоверных
хадисах. Вот один из таких хадисов.
Абу Хурейра в длинном хадисе передаёт, что Посланник Аллаха
сказал:
«Когда уляжешься на свою постель, читай аят "Аль-Курси": "Аллах
— нет божества кроме Него, Живого, Вседержителя...", и
тогда тебя будет оберегать хранитель от Аллаха, и к тебе не
приблизится шайтан до самого утра» [Аль-Бухари].
А Убайй ибн Ка'б передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«О Абу алъ-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха
является величайшим?» Он сказал: «Аллаху и Его Посланнику
известно об этом лучше». Тогда Посланник Аллаха снова
спросил: «О Абу алъ-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги
Аллаха является величайшим?» Он ответил: «Аллах — нет
божества, кроме Него, Живого, Вседержителя...» После этого
Пророк хлопнул его рукой по груди и сказал: «Да будешь ты
счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!» [Муслим].
Книги и аудио уроки по которым подробно изучают раздел Акыды:
Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат
(Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами).
1 Коранический метод познания атрибутов Аллаха.
Автор: Шейх Мухаммад аль-Амин Аш-Шанкыти (да помилует его Аллах)
Скачать в док формате:
http://vk.com/doc195761095_349448286
Скачать в пдф формате:
http://vk.com/doc195761095_349448396
_____________________________
2 «Достаточность в убеждениях» "аль-иктисаду филь-и'тикад"
Автор:Абу Мухаммад 'Абдульгани аль-Макдиси.
Уроки провел Руслан Абу Ибрахим, по урокам сделана книга.
Слушать уроки:
http://vk.com/audios-55012331?album_id=51497794
Скачать в док формате:
http://vk.com/doc195761095_349444865
Скачать в пдф формате:
http://vk.com/doc195761095_349444849
По этой книге создана группа:
http://vk.com/iktisadufilitikad
_____________________________
3 Лум‘атуль-И‘тикáд аль-Хáди илá сабили-р-Рашáд.
(«Вероубеждение, достаточное для следования по правильному пути»)