Комплексная экспериментальная Программа «Основы работы с электронным клавишным инструментом Casio» - это программа развивающего обучения, которая впервые в отечественной профессиональной музыкальной педагогике и отечественной музыкально-педагогической практике излагает системное видение проблемы освоения нового образовательного ресурса. Именно в этом качестве данная Программа представляет инновационную образовательную модель, где методически осмыслен и структурно организован процесс управления обучением.
Хорошо понимая ответственность за будущее развитие отечественного музыкального образования, коллектив авторов, создал первый прецедент системного методического обеспечения учебной дисциплины, нацеленный на качественное изменение ситуации с содержанием образования в области электронных инструментов.
Комплексная экспериментальная программа «Основы работы с электронным клавишным инструментом Casio» - это авторская методика, предлагающая новейшие полидидактические технологии обучения с построением учебного процесса по освоению дисциплины на деятельностной и опережающей основах.
Знание о творческой деятельности на каждом этапе обучения выражено знаниями о специфике целей, предмета, средств, процедурного состава, результата. Расширение объема знаний, их глубина, системность, ведущие к рефлексии деятельности выступили в Программе специальными задачами обучения.
Программа обеспечена необходимым составом теоретических и практи-ческих сведений, словарей-тезаурусов. Это целостная концепция межпред-метного взаимодействия, где принцип системности суммирует образователь-ные единицы и строит максимально экономную и максимально емкую по содержанию образовательную перспективу.
Безусловным условием реализации Программы является приоритет прогнозирования и поступательности процесса приобретения учащимися знаний, умений и навыков. Как процессуальная часть дидактической системы, предложенная методика обучения дает необходимый инструментарий педагогического процесса, показывая, как наилучшим образом достичь поставленных целей. Расширяя общую грамотность и профессиональные компетенции обучаемых, данная дисциплина обеспечит развивающий эффект в обучении, прежде всего, присвоением новых способов творческой деятельности, расширением профессионального словаря-тезауруса, освоением и ориентацией в новейшем цифровом пространстве электронных клавишных инструментов и компьютерной музыки.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Электронный клавишный инструмент».
для учащихся 1-5 классов Детских Музыкальных Школ (Срок реализации – 5 лет).
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательной программе.
Цель и задачи учебного предмета «Электронный клавишный инструмент».
Цель: воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие музыкальных способностей, кругозора, вкуса посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности (исполнительство, электронная аранжировка, звукорежиссура, создание новых электронных звучаний, начальные навыки импровизации и сочинения) в процессе обучения на электронном клавишном инструменте.
Задачи:
1. Образовательные:
· изучение выразительных и технических возможностей электронных
клавишных инструментов;
· приобретение системных знаний на основе межпредметных связей;
· приобретение навыков игры на инструменте;
· овладение основными формами музыкально-творческой деятельности;
· мотивация учащихся к творческо-познавательной деятельности.
2. Развивающие:
· развитие способности к музыкальному творчеству;
· развитие познавательной активности;
· развитие эмоциональной сферы;
· развитие художественного мышления и воображения;
· развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания при решении художественных задач.
3. Воспитательные:
· формирование духовной культуры и нравственности ребенка;
· приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
· воспитание любви к музыке;
· формирование высоких этических норм межличностных отношений;
· воспитание самостоятельности;
· воспитание потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике.
В процессе изучения учебного предмета «Электронный клавишный инструмент Casio» и приобретения знаний, умений и навыков учащиеся должны:
• иметь представление об основных принципах работы с клавишными синтезаторами;
• владеть основными формами музыкально-творческой деятельности на синтезаторах.
• владеть навыками самостоятельной аранжировки;
• владеть основными навыками игры на электронном клавишном инструменте;
• применять полученные знания, умения, навыки в самостоятельном музицировании.
Срок реализации учебного предметасоставляет 5 лет.
Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий:
При проведении занятий и организации работы учащихся могут быть использованы индивидуальные, мелко-групповые занятия с элементами презентаций и тестового контроля. Преподавателем может быть предусмотрено выполнение учеником специальных творческих заданий (домашних работ) с использованием компьютера.
В процессе изучения дисциплины применяются следующие активные и интерактивные методы обучения:
• интерактивные занятия c использованием компьютерного класса;
• методы дидактической игры;
• изучение инструментальных систем с использованием соответствующих моделей клавишного электронного инструмента,
• мелко-групповые занятия,
• индивидуальные занятия.
По желанию преподавателя, при изучении ряда тем может быть использован мультимедиа-проектор (или компьютерный класс) для проведения презентаций и демонстрации обучающих материалов занятий.
Учебный план
Наименование предмета
Количество учебных часов
Экзамены
проводятся
I
II
III
IV
V
1.Музыкальный инструмент клавишный синтезатор
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
5кл.
2 .Сольфеджио
5кл.
3. Хор
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
4.Студия компьютерной музыки
5. Аранжировка
6. Ритмика
Всего:
Оценка качества реализации программы «Электронный клавишный инструмент Casio» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, прослушивания, технические зачеты, устные опросы, письменные работы, тестирование.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Рекомендуется проводить проверочные тестирования по проверке знаний терминологии, словаря-тезауруса, по разделам: межпредметные связи, исполнительство, аранжировка, функции инструмента. При оценке работы учащегося за текущий период учитывается его концертная и конкурсная деятельность.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
ОТЛИЧНО ставится за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.
Исполнение программы наизусть – выразительное, яркое и образное, осмысленное, стилистически грамотное, убедительное и законченное по форме, сочетающее в единое целое все слагаемые исполнительской аранжировки.
Проявление индивидуального отношения к исполняемым аранжировкам произведений, использование в аранжировках многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее убедительного воплощения художественного замысла.
Применение художественно оправданных технических приемов, свобода и пластичность игрового аппарата, владение различными приёмами звукоизвлечения, способами артикуляции в зависимости от звучания тех или иных тембров инструментов из банка синтезатора.
Свободное владение специфическими приемами игры и управления режимами звучания синтезатора.
ХОРОШО ставится за технически свободную, осмысленную и выразительную игру, когда демонстрируется достаточное понимание характера, содержания и структуры исполняемых аранжировок произведений.
Программа исполняется наизусть, проявляется индивидуальное отношение к исполняемым аранжировкам, возможны небольшие технические и стилистические неточности.
Учащийся демонстрирует применение художественно оправданных технических приемов, свободу и пластичность игрового аппарата, возможны незначительные погрешности во владении различными приёмами звукоизвлечения и способами артикуляции, характерными для звучания тех или иных тембров инструментов из банка синтезатора.
Владение специфическими приемами игры и управления режимами звучания синтезатора, допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполнительской аранжировки.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за игру, в которой учащийся показывает ограниченность своих возможностей, демонстрируя несовершенное исполнение программы.
Программа исполняется наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемым аранжировкам.
Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, погрешности во владении различными приёмами звукоизвлечения и способами артикуляции, характерными для звучания тех или иных тембров инструментов из банка синтезатора.
Слабое владение специфическими приемами игры и управления режимами звучания синтезатора.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за отсутствие музыкальной образности в исполняемых произведениях, слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
2. Структура и содержание учебного предмета
Класс
Изучение инструмента
Подготовка инструмента к работе. Знакомство с клавишным электронным инструментом: клавиатура, основные группы тембров инструментов из банка синтезатора, банки стилей, основные режимы (Normal, Layer (Dual), Split, автоаккомпанемент), главные клавиши управления автоаккомпанементом. Знакомство с готовыми фразами мультипэдов. Функция регистрационной памяти (Registration Memory) и способы переключения ячеек памяти.
Понятие автоаккомпанемента. Знакомство с элементами автоаккомпанемента: вступление, вариации стиля, ритмическое заполнение, заключение. Первые навыки игры с автоаккомпанементом, игра в режиме упрощенного взятия аккордов.
Исполнительство
Организация игровых движений. Формирование культуры игровых навыков, связанных с координацией рук, пальцев, выработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение основных приемов игры (non legato, legato, staccato). Игра упражнений в пределах позиции руки от разных звуков и перемещениями по октавам. Освоение приема подкладывания первого пальца.
Ритмика
Развитие ритмической координации движения в выбранном темпе четвертями, восьмыми, шестнадцатыми. Развитие слуховых навыков восприятия пульсации разных стилей автоаккомпанемента в музыкальных размерах 2/4, 4/4, 3/4.
Аранжировка
Понятия тембр, паттерн. Освоение приёмов аранжировки: подбор тембра мелодии и паттерна в соответствии с жанром и формой музыкального материала. Развитие навыков вариативного выбора тембров и паттернов стилей автоаккомпанемента. Введение фраз мультипэда в фактуру исполняемых пьес.