Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы развития коллектива. Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспитания и реализуются



Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспитания и реализуются в комплексе. Приведем лишь некоторые принципы:

— перспективных линий;

— движения;

— традиций;

— параллельного действия.

 

Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов.

Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, — не перед классом, а обязательно перед всей школой» (А. С. Макаренко). Он же называл перспективы «завтраш­ней радостью» и разделял их на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах развития коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем, по мере его развития,- перспективы средние и дальние.

Большое значение имеет положение о том, что перспективы должны носить, не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача, которая выдвигается перед детьми, связана с переживанием радости достигаемых успехов и принимается как увлекательная перспектива.

 

Существенным фактором развития и зрелости коллектива является фор­мирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде детей различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо формировать в коллективе здоровое общественное мнение. Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практической деятельности детей. Если все основные виды деятельности организуются содержательно с активным участием детей, то последние не только переживают радость успехов, но критически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно выносить на коллективное обсуждение все более или менее значительные события и явления в жизни коллектива, давать им правильную оценку, развивать среди детей дух плюрализма и демократии. Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль органов самоуправления в формировании в коллективе дисциплинированности, принципиальности и взаимной требовательности среди членов коллектива. Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реализуется положение А. С. Макаренко о педагогике - «параллельного действия». Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие отдельного ученика влияет на весь коллектив.

 

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio—передача). Традиции — обычаи, образ действий, установившийся порядок в поведении, в быту, переходящий от одного поколения к другому. «Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А. С. Макаренко,— как традиции. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, — это школы, которые накопили традиции».

Большое значение в воспитании традициям придавал и В. А. Сухомлинский: «Нередко в детских коллективах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные, весьма важные традиции, побуждающие к трудовой деятельности, улучшении дисциплины и культуры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности детей, поддерживают у них чувство гордости за свой коллектив, обеспечивают защищенность каждого члена коллектива».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.