В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.
В период конфликтов педагогу необходимо:
— вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
— выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
— актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
— раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.
Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (перед всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива — отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.
Условия организации деятельности в основном периоде
1. Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции.
2. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности.
4. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел.
5. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода.
7. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности.
8. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей.
9. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности.
11. Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их.
12. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.
Методы работы педагога в основной период:
— коллективная общественно-полезная деятельность;
— поручение;
— соревнование;
— игра;
— поощрение;
— убеждение;
— требование.
Примерные направления деятельности:
— познавательная;
— трудовая;
— художественная;
— спортивная;
— общественная;
— коммуникативная.
Деятельность личности ребенка останется нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей, формирование у них опыта общественного поведения
Итоговый период
Итоговый период называется периодом «консолидации» отношений, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Консолидация – объединение.
Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.
Задачи итогового периода
— организовать деятельность в которой предоставляется возможность каждому осознавать себя через коллектив, свои возможности, свою жизненную позицию,
— подготовить детей к отъезду,
— проанализировать достигнутый уровень коллектива,
— увлечь детей формами и методами самовоспитания
В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи требовательности, взаимной заботы, уважения.
В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микрогруппы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива. В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.
Основная форма организации деятельности — индивидуально коллективная, стимулирующая межгрупповое общение. Большое внимание педагогу необходимо обратить на организационную деятельность уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене проводы детей и др.