К биологически опасным объектам принадлежат в основном объекты, на которых изготовляются или хранятся биологически активные препараты. Такие препараты могут использоваться в медицине или сельском хозяйстве (вакцины, диагностикумы, биодобавки и т.п.). Аварии на таких объектах могут сопровождаться распространением биологических агентов (веществ, средств и т.п.) в количествах, которые создают угрозу жизни или здоровью людей, сельскохозяйственным животным и растениям, наносят вред здоровью людей и окружающей среде.
Так, ЧС у Киришах и Ангарське (Российская Федерация) возникла из-за выброса в атмосферу белково-витаминного концентрата, а массовые аллергичес-кие проявления у жителей г. Барселоны (Испания) - во время разгрузки кораблей с соевыми бобами. Аналогичные ситуации регистрировались в США и других государствах.
В результате такой аварии может развиваться чрезвычайная эпидемическая ситуация, которая проявляется в возникновении очага массовых инфекционных болезней, возможном вынесении возбудителей за его границы, обременении хода болезней и увеличении количества негативных последствий. Кроме того, выброс в окружающую среду биологических агентов (как и радиоактивных и химических) может повлечь возникновение экологических катастроф, при которых отмечается отклонение от естественного состояния окружающей среды, что приводит к тяжелым последствиям экологического и социального характера и является непосредственной угрозой жизни и здоровью людей.
Транспортные аварии.
Научно-технический прогресс человечества содействовал активному развитию разных видов транспорта, к негативным последствиям которого можно отнести увеличение количества транспортных аварий и катастроф.
Статистические данные свидетельствуют, что в 1996 году в Украине произошло 7 катастроф и 12 аварий на железнодорожном транспорте; 2 катастрофы, 3 события без человеческих жертв и 110 инцидентов на аварийном транспорте, 26 аварий на морском и речном транспорте. Но наиболее опасным, из-за массовости распространения и использования, есть автомобильный транспорт. Так, за последние пять лет на дорогах Украины было зарегистрировано 212,9 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло 37,8 тыс. и травмировано 229,4 тыс. людей. То есть, в результате каждой ДТП на 10 тыс. пострадавших в среднем погибает 1,4 тыс. и травмируется 8,6 тыс. людей. По данным ВОЗ в мире в результате ДТП ежегодно погибает около 250 тыс. людей.
Уровень транспортного травматизма в значительной мере зависит от погодных условий и видимости на дорогах. Но к основным причинам транспортного травматизма принадлежат: плохая организация дорожного движения, неисправность или конструктивные недостатки транспортных средств, низкая дисциплина участников дорожного движения, что является следствием неудовлетворительной профилактической работы в целом среди населения, а также непосредственно в трудовых коллективах автопредприятий.
Количество происшествий с тяжелыми последствиями выросло в шести регионах Украины, в том числе в Ивано-Франковский области на 60%, Черниговской – на 33,3%, Днепропетровской – 16,7%, Киевской – 12%, Херсонской – 10% и в Крыму – на 5%.
Невзирая на уменьшение объемов пассажиропотока, авиационный транспорт остается одним из наиболее развитых. Однако распад государственного самолетного парка на отдельные авиакомпании привел к ухудшению его состояния, негативно повлиял на реализацию мероприятий в отрасли безопасности. В настоящее время тенденция старения самолетного парка продолжается, следовательно растет и риск аварийности.
В связи с тем, что количество пассажиров, размещающихся в современном самолете значительно увеличилось, увеличилось и количество жертв авиакатастроф. Падение летательного аппарата, который потерпел аварию, может быть причиной жертв как на его борту, так и на земле (падение на здания), что может повлечь разрушение производственных зданий и нарушение производственных процессов. Особенно опасно падение самолетов на АЭС и химически опасные объекты из-за того, что при этом есть возможность выброса в окружающую среду радиоактивных веществ или СДЯВ, который еще больше осложнит обстановку в очаге катастрофы.
Особенную опасность составляют аварийные ситуации, которые возникают во время перевозок радиоактивных веществ и СДЯВ. Эти аварии могут привести к опасному облучению людей и радиоактивному загрязнению окружающей среды, а при излиянии СДЯВ – к острому отравлению пассажиров, химическому загрязнению воздуха и объектов путевого хозяйства. Сложные обстоятельства могут сложиться в результате аварии в пределах железнодорожной станции. Как правило, к железнодорожным узлам прилегает городская (поселковая) застройка с высокой густотой населения. На относительно малой территории станции обычно сосредоточивается большое количество вагонов с разными грузами, а также людей (в поездах, на платформах, в помещении вокзала и т.п.). Из-за этого количество пострадавших в очаге ЧС значительно увеличивается.
К транспортным катастрофам на железнодорожном транспорте принадлежат и аварии метрополитена.
Относительно морского и речного транспорта, то здесь причинами аварий чаще всего бывают нарушения правил техники безопасности и правил эксплуатации технических средств. Большое значение имеет физическое старение и износ сверх допустимых норм судового состава, береговых инженерных сооружений, сокращение объемов работ по ремонту и изменению металлоконструкций, оборудования и механизмов шлюзов, несвоевременное возобновление гидротехнических частей объектов из-за недостаточного финансирования.
Катастрофы могут произойти как в порту, так и во время движения судов по реке, акватории моря (озера). ЧС может произойти в результате взрыва, пожара, вылива химических веществ, столкновения судов между собой или с другими препятствиями (например, со сваями мостов), посадки судна на мель, или его быстрого затопления. Сложная обстановка может возникнуть в случае быстротекущей аварийной ситуации, особенно в открытом море.
Любая катастрофа на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и пострадавших, относительной мизерностью спасательных средств и сил медицинской помощи, возможностью возникновения паники среди людей, которые терпят бедствие.
Таким образом, анализ транспортных катастроф, которые могут возникнуть в любое время и имеют значительную распространенность, позволяет отнести ликвидацию их последствий к значительным государственным проблемам.