Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура системы средств массовых коммуникаций



Различные способы информирования граждан предпринимались во все периоды существования общества, однако возникновение массовой коммуникации как социального института оказалось возможным лишь с возникновением книгопечатания.

Этот период приходится на середину XV века и связывается с изобретением И. Гутенбергом печатного станка. В начале XVI века в Европе уже издавались некоторые виды печатной тиражированной продукции (календари, сборники известий и т. д.). В России первая книга была выпущена в 1564 г. Первая продукция массовых коммуникаций — газета — появилась в начале XVII века вначале в Германии, затем в Англии и во Франции. В 1702 г. первая газета — «Ведомости» — стала выходить и в России. Инициатором и участником этого события стал царь Петр I. Телевидение и радио как средства массовой коммуникации возникли на рубеже XIX и XX веков. Наибольшую актуальность как средства массово-информационной деятельности радио приобрело в 20-х гг. прошлого века, а телевидение — в 40-х.

На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. Выступая, как мы уже упоминали, одной из сторон массовой коммуникации, характеризующей последнюю как со стороны формы, так и со стороны явления (как массово-коммуникативной деятельности по сбору, обработке и распространению информации), средства массовой коммуникации представляют собой важнейший элемент не только системы массовой коммуникации, но и всей системы общества в целом.

Рассмотренная со стороны внешней формы, массовая коммуникация представляет собой совокупность всех каналов передачи информации (печать, радио, телевидение), рассмотренная со стороны внутренней формы — совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой коммуникации. Совокупность средств массовой коммуникации (во многих источниках

 

[236]

 

 

называемая средствами массовой информации) представляет собой определенную систему и отвечает соответствующим требования системности. Ведущие исследователи системы средств массовой коммуникации считают, что она должна отвечать следующим требованиям:

♦ «сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

♦ располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

♦ иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

♦ структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, телерадиопрограмм, которые могут способствовать выполнению этих функций;

♦ СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.).

Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.»[273].

Соответствие системы средств массовой коммуникации вышеназванным требованиям способствует оптимальной реализации ими присущей им функции информирования, что является необходимым условием для реализации целей и задач социальных субъектов массово-коммуникативной деятельности.

Однако, несмотря на общие характеристики, как каждый канал, так и каждый жанр в системе средств массовой коммуникации имеет свои особенности, проявляющиеся в процессе массово-информационного воздействия на массовое сознание.

 

[237]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.