Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧЕБНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ



План характеристики классного коллектива

 

Методы исследования: - беседа с учителями, классным руководителем и учащимися,

- наблюдения на и вне уроков,

- изучение классного журнала, ученических тетрадей личных дел учащихся

- анкетирование;

- тестирование

 

1. Общие сведения о классном коллективе

· количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников

· история формирования коллектива (время возникновения, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей)

· Социальная характеристика семей учащихся.

· Мнение учителей-предметников о классе.

2. Содержание и характер деятельности

* учение (общая характеристика успеваемости и дисциплины; наличие контроля со стороны учителя за оценками отдельных учеников; требования к ученикам классного руководителя, актива и всего коллектива; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса на уроках и при выполнении домашних заданий; отрицательные моменты в учебной работе - шпаргалки, подсказки, списывание)

* отношение учащихся к отдельным учебным предметам

* жизнь класса вне учебных занятий (интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т.п.; формы проявления этих интересов - читательские конференции, посещение театра, кино, обсуждение увиденного)

* участие класса в общешкольных мероприятиях.

* общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины

* Сложившиеся традиции класса.

3. Руководство классным коллективом и его организация

* актив класса; староста и его работа;

* психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив. Авторитет актива, его организационные умения

* закрепление обязанностей и ролей в классе. Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

* наличие в классе неофициальных вожаков и причины их влияния на класс, отношение к ним актива

* наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей

* взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма; наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся)

* личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересов, общий стиль руководства)

* интенсивность общения классного руководителя с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет , просьба, похвала, информация).

* стиль классного руководства:авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение";демократический: "общение на основе общей увлеченности", "общение на основе дружеского расположения";либеральный - непоследовательный: "общение - заигрывание".

* отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников

  1. Психологический климат в классе

* преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями.

* кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

* интеллектуальный климат в классе ( имеется ли в классе единое мнение по наиболее важнымвопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?)

* волевые качества класса ( способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

5. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

* любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияниена товарищей.

* причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

* как в классе проявляются психологические особенности возраста.

Общие выводы

* стадия развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

* определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления

 

МЕТОДИКА «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»

 

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

 

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. С. 208).

Дети должны выбрать то описание, которое, по их мнению, наиболее соответствует их классу

 

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчи­нок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твер­дого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассып­чатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который срав­нительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал пре­вращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в ру­ках неспособного человека, она может принять самые не­определенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совме­стной работы.

Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дис­циплина и требование старших. Отношения разные - доб­рожелательные, конфликтные. Ребята по своей инициа­тиве редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало об­щаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного ма­стера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому под­держать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мо­реходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периоди­чески выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каж­дый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг дру­гу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, про­явить настойчивость в преодолении трудностей, не все­гда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неус­покоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за од­ного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требо­вательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним об­ращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказы­вают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чув­ство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в сосед­них. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но посте­пенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим матери­алом которого являются тесная дружба, единая воля, от­личное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответ­ственность каждого не только за себя, но и за весь кол­лектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, груп­пы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. На­стоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, осве­щая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллекти­ва. На основании ответов педагог может определить по пя­тибалльной шкале степень их удовлетворенности своим клас­сом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методи­ки. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следу­ющие вопросы: на каком этапе развития коллектива нахо­дится наше классное сообщество и почему; что мешает под­няться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворен­ности детей своим коллективом, видении школьниками пер­спектив его развития.

 

УЧЕБНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ

Цель исследования:

Выявление интереса учащегося вашего класса к изучаемым в школе предметам , на что он направлен , под воздействием каких факторов и когда он возник, какое влияние оказывает на успеваемость.

Используйте свои наблюдения за школьниками, проведите беседу. Затем с целью уточнения и углубления имеющихся сведений предложите им ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Вы в этом году изучаете (дать перечень изучаемых предметов), какой вызывает у тебя

наибольший интерес?

2. Когда ты заинтересовался этим предметом и что этому способствовало?

(учитель, др. люди (родители, знакомые и др.), книги, кино и телепередачи, предмет дается

легко).

 

Полученные данные представьте в следующих таблицах.

На основании проведенного опроса установите, какое влияние оказывает интерес на успеваемость в учебе, как он связан с самостоятельной работой. Проследите , какие из учебных интересов возникают раньше, какие позже и чем это можно объяснить.

Как Вы предлагаете организовать работу с детьми, проявившими повышенный интерес к

преподаваемому предмету? Как вызвать у учащихся интерес к предмету?

 

Таблица 1 . Распределение учебных интересов учащихся.

 

  Класс Кол- во   Учебные интересы
  уч- ся Рус. яз. Лит- ра Алгеб ра Геометрия Геог- рафия Исто- рия Биоло- гия Иностр. яз. Физ- ра Труд
                       

 

 

Таблица 2 . Что способствовало возникновению интереса (в %) .

 

Учебн. предмет (%) Способ- ности (%) Учитель (%) Др. люди (родители, знакомые и др.) (%) Книги (%) Кино и TV (%) Прочее (%) Не знаю (%)

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.