Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ориентировочная карта - схема психологического анализа урока (по О.Я. Польской)



1. Психологическая оценка структуры урока.

ü Тема, цели и задачи урока.

ü Структура урока и его психологическая целесообразность

2. Психологическая оценка содержания урока

ü Каково качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)?

ü Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?

ü Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний?

ü Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью)?

ü Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое, атеистическое и т.д.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспитательные возможности?

3. Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею

ü Организация внимания. Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников. Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую. В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?

ü Организация восприятия и его характер. Что является объектом восприятия учеников: речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства? Качество материала восприятия. Использование наглядных средств, их функция на уроке. Осмысленность восприятия учебной информации.

ü Активизация памяти и ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия? Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая)? Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т. д.)? Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

ü Активизация мыслительной деятельности школьников. Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства? Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения вырабатывал? Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений? Вызвал или учитель у школьников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)? Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа? Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно проводили учащиеся, для того чтобы найти решение поставленной проблемы (проанализировать один пример)? В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос)? Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их? Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом? Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?

ü Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение школьников?

ü Как осуществлял учитель учет индивидуальных особенностей учеников?

4. Организация учителем обратной связи

ü На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?

ü Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке?

ü Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

ü Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?

ü Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?

5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке

ü Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока.

ü Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т.д.). Отношение ребят к этим требованиям.

ü Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.

ü Как учитель обучал технике учебной работы (как слушать объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы решения, контролировать самого себя и т.д.), т.е. как он учил детей учиться?

6. Результаты урока. Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Что дал урок для общего развития учащихся?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.