Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Особливості політичної масовокомунікаційної системи



Мета: з’ясувати передумови та механізми маніпуляції свідомістю, а також шляхи критичного аналізу стереотипів.

Структура:

І. Підготовчий етап. Організаційний момент.

ІІ. Повідомлення теми, завдань та мотивації діяльності.

ІІІ. Робота в малій групі.

ІV. Презентація рішень.

V. Загальна дискусія.

VI. Підведення підсумків.

Зміст ситуації:

· Ознайомтесь з прикладом маніпуляції свідомістю шляхом створення «чорних міфів» (на основі дослідження С.Г. Кара-Мурзи).

«Как говорилось в Гл. 9, черный миф, с которым удается в массовом сознании связать противников (они - опричники, инквизиторы, фашисты, сталинисты, мафиози и т.д.) сразу заставляет отшатнуться от них всех колеблющихся. Противники, на которых удалось наклеить ярлык черной метафоры, вынуждены тратить много сил на то, чтобы сорвать ярлык: “Да что вы, какой же я сталинист! Я тоже за демократию и за реформы!”. Если такой политик не имеет доступа к телевидению, сделать это практически невозможно. Нередко после периода бесплодных попыток тактику меняют: “Да, я - сталинист!”. При этом требуется убедить людей, что этого не надо бояться, что образ Сталина злонамеренно мифологизирован, что в действительности быть сталинистом означает то-то и то-то. Но это - трудноразрешимая задача, поскольку миф потому и живуч, что опирается на взаимодействие сознания и подсознания, на сочетание обрывков достоверной или правдоподобной информации с иррациональной верой в Зло, подкрепленной сильными художественными средствами. В результате партия (движение, народ, страна или даже просто идея), которая решила принять на себя груз черного мифа, оказывается локализованной, окруженной зоной отчуждения. Чтобы преодолеть этот барьер, требуется общее крупное потрясение, ставящее под сомнение всю систему мифов и верований.

Рассмотрим миф о черносотенцах.

1. Самое простое утверждение: черносотенцы - объединение представителей маргинальных, темных и бескультурных слоев, почти городского дна (подонки или еще говорят “охотнорядцы”, т.е. лавочники).

Умберто Эко в “Маятнике Фуко” пишет так о “Союзе русского народа, более известном как “черные сотни”: “в “Союз” вербовали уголовных преступников, а занимались они погромами и правотеррористскими покушениями”.

А. Фролов трактует черносотенство как продукт “наиболее отсталых слоев крестьянства” - ядовитый цветок, выросший “на почве реального народного протеста против нечеловеческих условий своего существования”.

Б.С. Хорев в изданной под его редакцией в МГУ в 1998 г. книге “Население и кризисы. Выпуск 4” (в работе “Евреи в России: краткий обзор”) пишет о черносотенном “Союзе русского народа”: “Русский народ со стыдом и ужасом вспоминает разгул этой банды подонков-антисемитов. За 6 и 7 апреля 1903 г. в Кишиневе во время еврейских погромов убито до 500 человек; в тот же день черносотенцы отличились в Гомеле”. В другом месте Б.С.Хорев назвал “Союз русского народа” группой, “сплетенной из богатеев и деклассированных громил”.

Известно, что в черносотенстве, в том числе в его высшем руководстве, приняли участие виднейшие деятели культуры России: филологи академики К.Я .Грот и А.И. Соболевский, историк академик Н.П. Лихачев, виднейший византист академик Н.П. Кондаков, ботаник академик В.Л. Комаров (позднее президент Академии наук), врач профессор С.С. Боткин, актриса М.Г. Савина, создатель оркестра народных инструментов В.В. Андреев, живописцы К. Маковский и Н. Рерих, книгоиздатель И.Д. Сытин. К черносотенцам были близки художники В.М. Васнецов и М.В. Нестеров. Как считал Лев Шестов, к черносотенству примкнул бы, будь он жив, Ф.М. Достоевский.

В черносотенстве принимали участие виднейшие представители аристократии, а также иерархи Церкви, в том числе причисленный к лику святых будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний (прототип Алеши Карамазова). Наконец, членами Союза русского народа были 1500 рабочих Путиловского завода. Кто здесь “богатеи и громилы”? А если уж поминать Ленина, как это не раз делает А. Фролов, то следует вспомнить и замечание Ленина о “мужицком демократизме черносотенства, самом грубом, но и самом глубоком”.

В.В. Кожинов приводит большой список и других выдающихся деятелей культуры, которые или участвовали в деятельности черносотенцев или были близки к ним по духу. Он делает ясный вывод: “преобладающая часть наиболее глубоких и творческих по своему духу и - это уж совсем бесспорно - наиболее дальновидных в своем понимании хода истории деятелей начала ХХ века так или иначе оказывалась, по сути дела, в русле “черносотенства”. Так что портрет черносотенства, нарисованный и правыми, и левыми мифотворцами - вымысел, причем самый примитивный…»

Завдання:

1. Проаналізуйте категорії інаковості, що формуються, прослідкуйте їх трансформації.

2. Чи можна вважати такі стереотипи пропагандою?

3. Які ознаки міфа можна простежити на наведеному прикладі?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.