Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История (на микро группы)



Книга-помогатор

Для вожатиков


На начало смены

Великолепная Валерия

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например: Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

Снежный ком
Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

Одеяло
Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая " перетянет" к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

А я еду, а я тоже, а я заяц
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду". Следующий игрок - со словами "а я тоже". Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

Мы идём в поход
Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Ведущий начинает: " Меня зовут Катя, я беру с собой калачи". Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

Шляпа
Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки - имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка, Оля, Игорь, Игорь, Игорь, два хлопка, Игорь, Света, и т. д. Кто не успел - тот " прошляпил".

Паровоз
Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: "Привет, я - паровоз. Как тебя зовут?" Участник называет своё имя, " паровоз" повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

Любимое занятие
Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

Суета сует
Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.

Молекула - хаос
Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде вожатого: " Молекула по 2, по 3 и т. д.", игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: " Хаос", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра родолжается.

Построения
Ведущий предлагает построиться участникам по цвету глаз (от самых светлых до тёмных); по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря; в алфавитном порядке по первым буквам полных имён и т. д.

"Найди партнера".

Группа детей становится в ряд по возрасту или по какому-либо другому признаку. Сере­дина разделяет ряд на две группы, которые становятся рядом так, чтобы получились пары. Каждая пара выдумывает себе код, состоящий их двух слов, например: (луна - мяч, дети-сад и т.д..). Пара определяется, что первое слово-код принадлежит, например, уча­стнику "А", а второе слово - код - участнику "В". Для всех участников игры оглашаются коды, чтобы они не повторялись. Участники "А" становятся в противоположной стороне игровой площадки, меняются местами друг с другом и им завязывают глаза.
Чтобы избежать несчастных случаев, игроки должны вытянуть руки вперед. Теперь каж­дый игрок пытается, называя свой код, найти свою половину пары. Пары, которые нашли друг друга, снимают с глаз повязки и знакомятся друг с другом.

"Ассоциации"
Играющие выбирают кого - либо из присутствующих. Водящий должен угадать его. Для этого он задает вопросы: "Предположим, задуманный вами человек будет мебелью. Какой предмет он вам напоминает?" Анализируя ответы играющих, водящий пытается узнать, кто загадан. Интересен вариант, когда загадан сам водящий. Ассоциации дают как по внешности человека, так и по его характеру.
Эта игра проводится на самом позднем этапе.

 

"Выдуманный портрет"
Партнеры берут друг у друга интервью об именах, месте жительства, работе, возрасте, хобби, ожиданиях, домашних животных и т.д.. Время устанавливает ведущий. Затем партнер "А" представляет всем присутствующим партнера "В". В представлении партнера всей группе сообщаются 4 факта (события, подробности, детали), которые один из партнеров находит наиболее интересными. Одна деталь из четырех - выдуманная. Вся группа присутствующих должна угадать выдуманную информацию.

 

"Ложный герб"
Группа детей делится по парам. Каждая пара получает от ведущего цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги размером … На листах бумаги могут быть уже готовые контуры герба. Каждый участник рисует внутри герба 4 изображения (то, что для него свойственно, характерно). 3 - правильных, настоящих, 1 - ложное, выдуманное, участнику не свойственное. Каждая пара внимательно изучает нарисованный герб партнера и пытается узнать (угадать), ложное изображение. Следующий шаг игры: Вся группа детей собирается вместе. Партнеры от каждой пары представляют как можно более правдоподобно (комментируют) гербы друг друга. Цель всей группы - угадать какое из 4-х изображений на каждом гербе является ложным.

"Дуэль имен"
Группа детей делится на 2 подгруппы. Они (подгруппы) располагаются напротив друг друга. Ведущий с помощником держат покрывало между группами таким образом, чтобы подгруппы не видели друг друга. В тишине каждая подгруппа выбирает по одному игроку. Они должны подкрасться к простыни и сесть на корточки к ней лицом. По сигналу ведущие быстро опускают простынь. Два участника, которые сидят друг против друга, должны как можно быстрее назвать имя игрока, находящегося напротив. Кто первый назовет имя, имеет право забрать с собой игрока в свою команду.

"Паспорт"

Каждый ребенок получает задание изготовить паспорт (картонная карточка), по которому смогут все участники игры больше узнать и познакомиться друг с другом.

В паспорте содержится небольшая информация о владельце паспорта (5 - 8фактов). Каждый факт (внешность, интересы, детали из личной жизни) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нем описаны, старается узнать о ком идет речь. Содержание всех паспортов прочитывается вслух и все участники игры стараются выяснить о ком идет речь.

"Выдуманный портрет";
Партнеры берут друг у друга интервью об именах, месте жительства, работе, возрасте, хобби, ожиданиях, домашних животных и т.д.. Время устанавливает ведущий. Затем партнер "А" представляет всем присутствующим партнера "В". В представлении партнера всей группе сообщаются 4 факта (события, подробности, детали), которые один из партнеров находит наиболее интересными. Одна деталь из четырех - выдуманная. Вся группа присутствующих должна угадать выдуманную информацию.

"Билетики"

Играющие становятся лицом друг к другу, образуя два круга. Можно сделать так: девочки - внутренний круг, мальчики - внешний круг.

Внутренний круг - это "билетики", внешний круг - это "пассажиры".В центре стоит безбилетный "заяц". По команде ведущего круги начинают двигаться в разные стороны. Ведущий кричит: "контролер"! Билетики остаются на местах, а пассажиры должны найти свою пару. "Заяц" хватает тот "билетик", который ему понравился. "Пассажир", оставшийся без билетика становится водящим- "Зайцем". При встрече "пассажир" и "билетик" знакомятся. Через некоторое время "пассажир" может ловить не только свой, но и любой понравившийся ему "билетик". Игру можно сопровождать музыкой.

 

"Агенты 007"Каждому участнику раздается баночка от фотопленки. Внутри их могут быть (например камушки, песок, соль, мука и т.д.). Задача участников - не открывая баночку, по звуку найти свою пару.

 

«Вопросы на бумажках»

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант – на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался

«Поиск общего»

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.

«Времена года»

Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных – угадать какое.

«Мой сосед справа».

Представляется первый участник, говорит о том, как его зовут, где он учится, какие у него хобби, увлечения, или еще что-либо о себе. Затем тот, кто сидит слева от него, произносит фразу «Мой сосед справа…» и своими словами повторяет все, что ему запомнилось из монолога соседа. После этого, представляется сам, и так далее, по кругу.

 

«Интервью».

Если группа мало активна, то знакомство необходимо организовать по более контролируемой схеме. Например, оно может происходить в следующем виде. Организатор заранее готовит набор вопросов и, оглашая их по очереди, предлагает очень быстро (словом или словосочетанием) ответить каждому участнику. В интервьюировании целесообразно серьезные вопросы сочетать с оригинальными для поддержания интереса к упражнению.

«Перестрелка».

После названия имен участников (очень быстро по кругу) все встают и опустив взгляд начинают перемешаться по комнате в вольном режиме. Как только в попе зрения появятся чьи – то ноги, необходимо быстро посмотреть на их обладателя и назвать его именно так, как он ранее представился. Кто быстрее назвал, тот выиграл «дуэль». Проигравший садится, а остальные продолжают играть до тех пор, пока не останется один победитель.

 

«Зеркало».

Выбирается ведущий, его роль – «человек». Все остальные – «зеркала». Человек смотрит в зеркала, а они отражают его, повторяя все действия, которые тот волен выполнять. Важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, то «зеркало» должно поднять левую. В этой игре стоит давать положительное подкрепление самым пассивным.

 

«Движение вслепую».

Позиция: хаотично расставляются стулья (лабиринт).

Вариант 1. Все закрывают глаза. Начинается общее движение.

Вариант 2. Задается путь из угла в угол.

Вариант 3. В парах «поводырь» ведет» слепого.

Контроль: характер ориентаций как защита, беспомощность или уверенность в продвижении.

 

«Человек-образ»

Участники группы ассоциируют друг друга через предмет, игрушку и т.п. с последующей интерпретацией и самоинтерпретацией.

 

«Необитаемый остров».

Все представляют ситуацию своего пребывания на необитаемом острове с розыгрышем событий и использованием членов группы (можно вербально)

Анализ: «А почему ты ее увидел такой слабой?».

 

«Искажение восприятия».

Позиция: в кругу.

Тренер дает движение соседу, а тот передает далее. Все действия выполняются с закрытыми глазами.

По окончании упражнения каждый дает анализ своих ощущений и догадок. Психолог дает анализ искажения восприятия.

 

«Счет».

Ведущий называет число, и именно столько участников группы должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют право.

Комментарий: пока группа не будет действовать достаточно точно, работа не может продолжаться дальше. Необходимо довести упражнение до завершения, важно положительное закрепление.

 

«Комплимент».

Выберите человека, наиболее понравившегося Вам в этом кругу. Сейчас Вы подойдете к этому человеку и скажете ему комплимент, обязательно произнеся его имя. Он должен оценить по 10-ти балльной шкале то, насколько понравился ему Ваш комплимент.

Комментарий: рефлексия со стороны ведущего после каждого участника (с согласия группы). Постепенно разбираются все ошибки и последние, как правило, говорят уже без ошибок. Вопрос участникам: «Итак, какие правила существуют у комплимента?»

 

«Метафора».

Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, что воспринимается, как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем прочувствовать в совместном создании образа присутствующего здесь человека. Желающий выходит в центр круга.

Задание: Какой образ у Вас рождается при взгляде на нашего героя? Какую бы картину можно было бы дорисовать к этому образу? Какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины? Какие времена все это напоминает?

Комментарий: вышедшего в центр нужно оставить стоящим так, чтобы он поворачивался лицом к говорящему и при положительном подкреплении усиливалось чувство уверенности.

 

«Здравствуй, ты представляешь…».

Один из участников, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, <имя>, ты представляешь, …», – и заканчивает эту фразу, рассказывая что-то смешное или интересное.

 

«Проникнуть в круг».

Участники группы плечом к плечу становятся в круг спинами в центр. Водящий участник пытается проникнуть в круг. Он может сделать это, лишь уговорив двух человек пропустить его. Единственный запрет – насилие

Комментарий: По окончании упражнения необходима рефлексия приемов решения задачи. «Почему вы его пустили?», «Чем он вас взял?», «Почему Вы избрали именно этот способ достижения цели?»…

Вариант: Если группа многочисленная, то возможно деление на две подгруппы, и выполнение упражнения в два этапа: сначала одна группа будет стоять в кругу, а другая должна будет попасть в центр, а затем участники меняются местами.

 

«Каменная скульптура».

Один из участников застывает в центре круга с окаменевшим лицом. Задача остальных – всем вместе «оживить» этого человека. Можно использовать жесты, мимику, взгляды, слова, сценки и т.д. Ограничение – на прикосновения. После того как «скульптура» «оживет», на ее место становится другая.

 

«Без мысли».

На столе стопкой лежат карточки, на которых написаны незаконченные предложения. Участники по очереди берут карточки, читают начало предложения в слух и сразу же, не думая, продолжают начатое высказывание. Говорить надо искренне.

Примеры:

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это …»

«Мне особенно не нравится, когда …»

«Мне хочется забыть, что …»

«Однажды меня очень напугало, что …»

«В незнакомом обществе я, как правило, чувствую …»

«Особенно меня раздражает, что …» и т.д.

 

«Просьба».

Многое зависит от того, как попросить человека об одолжении: каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением. А вдруг от этого зависит «Быть» или «не быть»?

Задание: выберите себе партнера и попросите его о чем-нибудь, например, одолжить Вам что-либо на время – ручку, очки, что-то более существенное. За определенное время у Вас должно набраться определенное количество «трофеев» – предметов, которые Вам одолжили по Вашей просьбе. У кого больше? Как Вы просили? У кого? Покажите.

Комментарий: При анализе обратите внимание на приемах тактичности, дипломатичности, оригинальности, находчивости, использование комплиментов, выражение косвенной признательности.

 

«Стихотворение».

Это групповое упражнение. Задача – прочитать известное стихотворение с выражением, интонацией, в едином темпе и ритме при условии, что участники произносят слова по очереди, по кругу.

 

Рефлексия блока:

Как Вы оцениваете собственную активность? Насколько Вам удалось преодолеть психологические барьеры? Насколько Вы довольны собой? Ваше настроение? Насколько Вам удается самоанализ?

 

«Направление».

Участники группы становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. Инструктор начинает считать. На каждый счет участники прыгают, поворачиваясь при этом на 90 градусов. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять задание следует молча, не переговариваясь друг с другом. Инструктор прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону. Упражнение сплачивает группу, повышает на строение, снижает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению.

 

«Гимнастика с запаздыванием».

Инструктор (или один из участников) показывает, вся группа повторяет за ним обычные движения или физические упражнения, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает.

Это упражнение на внимание и двигательный разогрев. Это можно включать в программу работы, если группа уже достаточно хорошо знакома друг с другом и участники не будут стесняться своих движений и бояться допустить неловкость или ошибиться.

 

«Передача по кругу».

Вариант 1. Передача ритма. Вслед за одним из участников группы все ее члены поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Вариант 2. Передача движения. Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы действие можно было продолжить, сосед продолжает действие, и воображаемый предмет обходит весь круг.

 

«Третий лишний».

Участники делятся на две группа и встают в 2 круга (внутренний и внешний) так, чтобы каждый участник внешнего круга оказался тесно стоящим за спиной одного из участников внутреннего. Двое участников играют роли третьего лишнего (который убегает) и «ловца» (который догоняет). Ловец должен поймать («осалить») третьего лишнего, и если это произойдет, они меняются ролями. Третий лишний может убегать от ловца в переделах круга и за 1–2 метра за ним. Оба круга не замкнуты и предоставляют возможность свободного перемещения между участниками (но не между стоящих друг за другом участников внутреннего и внешнего круга). Третий лишний может в любой момент «отдать» свою роль любому из участников внешнего круга, если займет место перед его партнером во внутреннем круге. При этом тот, перед кем он встал, автоматически перемещается во внешний круг и становится одним из претендентов на роль третьего лишнего.

Упражнение проходит очень оживленно, способствует быстрому эмоциональному и физическому разогреву группы. Важно следить за тем, чтобы игра не переросла в самоцель, поскольку она очень азартна. Следует заранее продумать повод остановиться, ограничить время игры, либо ввести элемент соревнования: кто из пяти первых убегающих продержится дольше всех.

 

«Невербальное поведение».

Изобразить состояние, например: радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п. Упражнение может выполняться в парах, либо по кругу. Чувства может задавать инструктор, либо участники группы по кругу индивидуально для каждого участника.

Вариант: «Передача чувства по кругу» и т.п. Участники (все либо 4–5 человек из группы) с закрытыми глазами должны принять от соседа справа и передать соседу слева жест или эмоциональную реакцию. Упражнение выполняется по принципу «Испорченного телефона». Группа сравнивает исходный и конечный эмоциональный сигнал. Интересно также закрепить за каждой передачей участника на роль наблюдателя, который визуально оценит передаваемый жест и даст ему название. Таким образом, анализ каждого жеста, выражающего эмоциональное состояние участника, будет проводиться не только передающей и принимающей сторонами (которые «слепы»), но и «независимым» наблюдателем.

 

«Разговор через стекло».

Упражнение выполняется в парах, либо когда участники сидят в общем кругу, выбрав партнера для переговоров напротив. Задача участников – договориться о чем-либо с помощью жестов. При работе в общем кругу от участников потребуется не только умение общаться с помощью жестов, но и концентрировать внимание только на своем партнере. Анализу подвергаются способы передачи необходимой информации, приемы привлечения внимания собеседника, а также факторы, мешающие пониманию невербального языка.

 

«Вот он Я».

Каждому участнику дается 3–5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность состоит в том, что участники должны выполнять это задание все одновременно. Упражнение проходит достаточно оживленно (если не сказать хаотично). По истечении установленного времени проводится опрос участников на предмет «кого они заметили за эти 3–5 минут групповой работы». Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания других.

 

«Мост».

Упражнение направлено на сокращение пространственной дистанции между участниками. Группа делится на две части, которые условно находятся по разные стороны реки, протекающей по дну ущелья. Через ущелье перекинут мостик (на полу нарисована линия, протянута веревка и т.п.). Задача двум группам – одновременно перейти через поток. Тот, кто оступился – упал в пропасть. Группы начинают двигаться друг навстречу другу по мосту. Инструктор может засечь время перехода. По окончании упражнения группы считают потери.

 

«Форт».

Упражнение также служит физической разрядкой и направлено на сокращение пространственной дистанции между участниками.

Группа делится на две равные части, одна из которых обороняет форт (сидит на стульях), а другая – осаждает его (должна вытеснить противников с их позиций). Инструктор засекает время штурма. Правила – нельзя сдвигать стулья и применять грубое физическое насилие. По окончании игры подсчитывается количество стульев, отвоеванных у защитников форта. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется.

 

«Словесные цепочки».

В группе определяется тема общения. Далее участники по очереди должны произносить слова на выбранную тему. Паузы между ответами не должны превышать 5 секунд. Участники, которые в отведенное для ответа время не могут подобрать необходимое слово, выбывают из игры. В конце в группе остается один победитель.

 

«Устный счет».

Участники садятся по кругу и начинают по очереди считать: один, два, три и т.д. (по часовой стрелке). Нужно считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если участнику предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например, 16), то, произнося это число, он должен встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа). Если кто-то ошибется, он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. Все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.

 

«Арифмометр».

Участники группы сидят по кругу. Участникам предлагается представить, что группа – это большой арифмометр. Считает он так: кто-то назовет число, следующий, сидящий рядом (по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т.д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда тот, чья очередь говорить, должен 6удет сказать результат вычислений. После этого счет продолжается.

 

«Найди пару».

Участники садятся в круг. Инструктор раздает участникам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на двух карточках. Если в группе нечетное количество участников, инструктор тоже принимает участие в упражнении. Участникам нужно так прочесть надпись на своей карточке, чтобы никто больше ее не видел, после чего карточка убирается. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «своего животного». Другими словами, все нужно делать молча. Участники, нашедшие себе пару, становятся рядом, но продолжают молчать, не переговариваются. Упражнение заканчивается, когда образованы все пары. После того как в се участники группы нашли свою пару, инструктор спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

 

«Признак деления».

Все участники садятся по кругу. Один из них на время подготовки к упражнению должен будет выйти за дверь. Тем временем группа делится на две подгруппы по какому-то выбранному признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были обозначены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась.

После того как участник справится с постав пенной задачей, тренер предлагает кому-то еще раз попробовать определить признак, по которому разделяется группа. Участник, выразивший желание продолжить упражнение, выходит за дверь, и в это время группа меняет признаки разделения на подгруппы. По окончании упражнения можно обсудить возникшие сложности. Упражнение направлено на развитие наблюдательности, активизирует внимание и мышление.

 

«Свято место».

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. Участникам предлагается возможность продолжить знакомство. При этом стоящий в центре круга (начинает ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, предлагает поменяться всем тем, у кого есть сестры. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Эта ситуация также используется для того, чтобы участники больше узнали друг о друге.

 

«Каскад приветствий».

Участники группы образуют полукруг. Каждый участник по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми так, чтобы не повторить использованные ранее приемы приветствия. Группа повторяет за участниками каждое предложенное приветствие.

 

«Лестница приветствий».

Участники становятся в круг. Участники подходят друг к другу и здороваются. При этом каждый из партнеров использует свои способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздоровиться тем способом, который использовал предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.

 

«Пожелания на день».

Все участники садятся в круг. Первый участник встает, подходит к любому, здоровается с ним и высказывает ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, идет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание на день.

 

Орехи

Помогает установить добрые отношения в группе.

Каждому в группе дается грецкий орех. Нужно внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения можно добавить еще орехов). Каждый должен найти свой орех. Более сложный вариант - то же самое с закрытыми глазами. Затем y каждого по кругу спрашивается, как он определил свой орех. На обсуждении обычно говорится, что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле очень сильно различаются. И очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что-то нежное и доброе и так далее

История (на микро группы)

Ведущий делит участников на две команды. Определяется время для выполнения первого задания (например, 5 минут). За это время каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные. Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" и т.д. По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и он команды как бы меняются местами, то есть команда "А" рассказывает про команду "Б" и наоборот.

Белка

Основная цель – выяснить интересы и познакомиться. На полу отмечаются две линии друг напротив друга. Люди распределяются произвольно вдоль линий. Вводная: ведущий называет какие-то характеристики: например: «Пусть справа окажутся те, кто любит эстрадную музыку, а слева — тех, кто любит классику" (варианты – имена, фильмы и так далее) Участники должны быстро, не столкнувшись перебежать на ту линию, которая им подходит. Если не подходит ни та, ни другая – останавливаются в центре. Если столкнулись – ведущий выбирает нового воду и все продолжается.

Вещей (пара)

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами, показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. Затем пара рассказывает о себе то, что поняла. При этом первый человек рассказывает о втором, а второй о первом. (Варианты: цели на тренинг, пять самых страшных для меня вещей, самых любимых и т.п.)

Кельтское колесо(микро группы)

По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера- это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.

Люди с Запада- это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.

Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.

Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает.

Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.

Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света.

Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Цель каждой стороны света:

• Представить себя, сделать рекламу своих качеств.

• Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света.

• Предложить, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по сторонам света для решения общих задач.

Время на подготовку – 7-10 минут

Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.

В конце y группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

Разрекламируй друга! (пара)

Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества. Размер группы: не важен.

Ресурсы:хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты. Время: 60-90 минут. Ход упражнения

Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом.

Вводная:Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно. Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары.

Задание 1. (время на выполнение - 7 минут). Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве. Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб.

Выполнение

Задание 2. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, каким образом представить перед членами клуба вашего товарища.

Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффектным способом. Например:

  • интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
  • рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
  • инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
  • комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);
  • стихотворение, песня.

Жанр рекламного выступления не регламентирован. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя! Продолжительность выступления - 5 минут. Продолжительность подготовки - 20 минут.

Работаем. Ведущий - помогает сделать рекламу , подсказывает, направляет.

Возможные вопросы: "Я не знаю о нем ничего хорошего" - помочь расспросить, записать 2-3 хороших качества, которым можно сделать рекламу.

"А у меня нет хороших качеств, но я занял первое место по плаванию!" - уточнить, что помогло занять первое место: упорные тренировки? Азарт соревнования? Желание победить? и так далее.

За 1 минуту до конца ведущий объявляет минутную готовность.

Ведущий: Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников! Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! Завершение: После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки.


На разогрев

Гусеница:

группа становится в линию. Каждый из группы передает свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый также берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться назад до тех пор, пока все не лягут на пол. Затем группе предлагается вернуться в исходное положение в обратном порядке.

Обувная фабрика:

все снимают обувь и кладут ее в центр круга, каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой, обутую в парную обувь.

Ха – ха – ха:

Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику и, образуя таким образом длинную цепь, первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.

Теневой вождь:

один из играющих выходит из комнаты. Остальные члены команды выбирают «вождя», который задает группе любые движения и меняет их через некоторое время. Задача вошедшего определить «вождя». В случае удачи «вождь» сам выходит за дверь, и игра повторяется с новым «вождем».

 

Никогда:

члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не… (делал чего-либо)». Тот, кто делал названное действие – загибает палец. Игра хорошо помогает при знакомстве.

Зоопарк:

члены группы встают в круг и держат друг друга под руки. Ведущий каждому говорит название животного. После этого ведущий громко называет одно из животных. Ребята, которым загадали это животное, должны поджать ноги. Остальные должны удержать их. Лучший эффект достигается при большом количестве одного из них.

Узелки:

группа встает в круг и вытягивает руки в центр. После случайного сцепления рук группе предлагается развернуться в круг так, чтобы рядом стояли люди со сцепленными руками.

Фрукты:

группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа: «Яблоко любит апельсин». После этого «апельсин» должен назвать новую пару. Если этого не происходит и ведущий успевает коснуться «апельсина», то они меняются местами.

Тутти – фрутти:

команда делится на два или более фронтов и выбирает себе имя –фрукт. Один человек стоит в центре и рассказывает какую какую-либо историю. Как только он использует одно из названий фронтов, члены этого фронта должны поменяться местами друг с другом. Если произносится: «Тутти-фрутти», то все члены всех фронтов должны поменяться местами.

Палочка:

команда садится в круг и начинает передавать по кругу какой-либо предмет, зажав его различными частями тела, меняя их. При падении игра начинается с начала.

Барабанчики:

группа садится в круг. Члены группы кладут свои ладони на колени к соседям с двух сторон. Группа начинает хлопки в определенную сторону – рука за рукой, в том порядке, как они лежат на коленях. При двойном ударе направление сменяется на противоположное. Тот, кто ошибся – убирает руку.

Убийца:

группа стоит в кругу. Руки сцеплены за спиной. При этом левая рука согнута в локте и держит правую руку соседа слева. Ведущий, обходя круг снаружи, незаметно выбирает «убийцу», дотрагиваясь до его плеча. «Убийца» жмет руку соседа N раз. Сосед жмет следующему N минус 1 раз и т.д. Тот, кто получает одно последнее рукопожатие, считается убитым и выходит из круга. При неудачной попытке – «убийца» посылает новый «импульс».

Монстр:

«Ваша задача состоит в том, чтобы переправить всю команду от этой линии до той. При этом все стартуют одновременно, но по команде ведущего. Причем одномоментно вся группа может иметь пять точек касания с землей».

Ноги в руки:

группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой стоящие сзади подхватывают ногу передних. Задача – попрыгать без разрыва определенное расстояние.

Хи –хи, ха-ха:

группа стоит в кругу и синхронно делает движения руками и произносит: «Хи-хи-хи-хи-хи, ха-ха-ха-ха-ха», уменьшая счет от 5 до 1.

«Хвост дракона»

Играющие выстраиваются в колонну по-одному и берут друг друга за пояс или за плечи. Задача игрока, стоящего первым, - поймать игрока, стоящего последним. Внимание! Игру лучше всего проводить на поляне.

«Тише едешь - дальше будешь»

Водящий становится лицом к стене. Остальные выстраиваются в шеренгу на расстоянии 20-30 шагов от водящего. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь». Игроки в этот момент приближаются, говоря: «А приедешь - дома будешь!». После этих слов водящий резко поворачивается к игрокам. Тот, кого он заметил в движении, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто приблизился настолько, что может коснуться стоящего у стены. Выигравший становится водящим.

 

«Третий лишний»

В игре два водящих: один - убегает, другой - догоняет. Все остальные игроки распределяются по парам и становятся таким образом, чтобы образовалось 2 круга, один в другом. Убегающий может встать перед любой из пар. В этом случае начинает убегать игрок, оказавшийся в колонне третьим от центра. Перемещаться убегающий и догоняющий могут только за кругом. Если убегающий пойман, водящие меняются местами.

Мигалки

Часть участников игры занимает стулья, расставленные по кругу, при этом один стул должен остаться свободным. Другие игроки по-одному становятся позади участников, сидящих на стульях. Тот, кто окажется за спинкой пустого стула, должен подмигнуть одному из игроков, сидящему на стуле, а последний, в свою очередь, может занять пустое место. Остальным участникам, стоящим за стульями, важно удержать игроков на стульях.

 

«Четыре стихии»

Играющие становятся в круг, в середине его – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: «земля», «огонь», «вода», «воздух». Если сказано «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. При слове «вода» играющий называет какую-либо рыбу. Когда звучит слово «воздух», игрок должен дать название птицы. При слове «огонь» всем нужно несколько раз повернуться, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

 

«Голова» - «хвост»

Играющие встают в колонну затылком друг к другу, держась за пояс. Первый в колонне – «голова», последний – «хвост». «Голова» стремится «съесть» собственный «хвост», а «хвост» всячески уворачивается.

«Доброе утро, охотник!»

Игроки становятся в круг, выбирают «охотника», который ходит за кругом. Неожиданно он прикасается к плечу одного из игроков, тот поворачивается и произносит: «Доброе утро, охотник!», - продолжая идти по кругу в направлении, противоположном движению «охотника». Пройдя полкруга, они встречаются, игрок вновь говорит: «Доброе утро, охотник!», - после чего оба начинают бежать каждый в своём направлении, чтобы занять оставшееся пустое место. Не успевший занять место становится «охотником».

 

«О-ей-ей-ей!»

Игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий, находясь в центре, называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам, добавив: «О-ей-ей-ей!» - и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Участник, оставшийся без места становится ведущим.

«Летучий голландец»

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Одна пара бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и обежать его, то же самое делает пара, которая ударила, только она двигается в противоположном направлении. Игроки, быстрее обежавшие круг, занимают пустое место; другие - передвигаются за кругом. Игра продолжается.

«Пятка-нос»

Участники игры образуют два круга: внутренний и внешний (с одинаковым количеством игроков). Игроки внутреннего круга стоят лицом к игрокам внешнего круга, таким образом, образуют пары (важно запомнить своих партнеров). По команде ведущего игроки внешнего круга начинают бежать по часовой стрелке, а игроки внутреннего круга – в противоположном направлении. Ведущий дает команды, которые должны выполнять пары, причем очень быстро.

Например, ведущий произносит: «Спина к спине!»,- игроки должны встать спинами друг к другу. Пара, которая последней сделает это, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая безошибочно выполнит все задания.

Команды могут быть следующими:

«Ладонь к ладони!»;

«Ухо к плечу!»;

«Колено к ладони!»;

«Ступня к ступне!»;

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.