Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клиническая лабораторная диагностика в медицинских учреждениях



КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

 

ЛЕКЦИЯ 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Клиническая лабораторная диагностика в медицинских учреждениях. Определения, понятия. Задачи. Основные направления развития.

1.1. Организация лабораторной службы.

1.2. Организация труда персонала лаборатории.

1.2.1. Персонал лаборатории.

1.2.2. Обязанности лаборанта, права. Оценка работы лаборанта.

1.2.3. Помещение лаборатории.

1.2.4. Санитарно-противоэпидемический режим в клинико-диагностической лаборатории.

1.2.5. Охрана труда и техника безопасности.

1.2.6. Виды документации в лаборатории.

2. Подготовка больного к общеклиническим исследованиям.

3. Этапы проведения лабораторного исследования в клинико-диагностической лаборатории.

4. Правила медицинской этики и деонтологии.

5. Автоматизация диагностических лабораторий.

ЛЕКЦИЯ 2.УЧЕНИЕ О КРОВЕТВОРЕНИИ. ЭРИТРОПОЭЗ.

1. Гемопоэз. Определение и практическое значение.

1.1. Гемопоэз у эмбриона и плода.

1.2. Определение системы крови и ее функции.

2. Нормальное кроветворение.

2.1. Воспроизводство эритроцитов.

2.1.1. Теория и схема кроветворения.

3. Структура и функции эритроцитов.

4. Структура и функции гемоглобина.

4.1. Биосинтез гемоглобина.

4.2. Транспорт кислорода гемоглобином.

4.3. Роль эритроцитов и Нв в транспорте двуокиси углерода.

5. Нормальное разрушение эритроцитов.

6. Клиническая оценка показателей красной крови.

7. Специфические факторы (витамины) эритропоэза.

 

ЛЕКЦИЯ 3.ТЕОРИЯ КРОВЕТВОРЕНИЯ. ЛЕЙКОПОЭЗ. ГРАНУЛОЦИТОПОЭЗ. АГРАНУЛОЦИТОПОЭЗ. ФУНКЦИИ ЛЕЙКОЦИТОВ.

1. Теория кроветворения. Лейкопоэз.

2. Физиологическая рекуляция лейкопоэза.

2.1 Длительность жизни лейкоцитов in vitro .

2.2. Некоторые факторы, влияющие на перераспределение лейкоцитов.

3. Структура и функции лейкоцитов.

3.1. Нормальная физиология гранулоцитов.

3.2. Нормальная физиология нейтрофилов.

3.3. Нормальная физиология эозинофилов.

3.4. Нормальная физиология базофилов.

3.5. Нормальная физиология моноцитов.

3.6. Сущность фагоцитоза.

3.7. Нормальная физиология лимфоцитов.

 

ЛЕКЦИЯ 4.ПЛАЗМОЦИТОПОЭЗ. ТРОМБОЦИТОПОЭЗ. ФУНКЦИИ ТРОМБОЦИТОВ. РОЛЬ НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РЕГУЛЯЦИИ МОРФОЛОГИЧНСКОГО СОСТАВА КРОВИ.

1. Плазмоцитопоэз. Морфофизиология плазмоцитов.

2. Морфофизиология мегакариоцитов и тромбоцитопоэз.

2.1. Методы определения тромбоцитов.

2.2. Особенности структуры, формы, величины тромбоцитов.

3. Тромбоцитоз, тромбоцитопения. Определение понятия. Классификация. Причины.

4. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Сущность понятия. Компоненты системы гемостаза. Участие тромбоцитов в первичном гемостазе.

5. Роль нервно-гуморальных факторов в регуляции морфологического состава крови.

 

ЛЕКЦИЯ 5.КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ И ЛЕЙКОЦИТОВ. ЛЕЙКОЦИТОЗ И ЛЕЙКОПЕНИЯ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДОВ ЛЕЙКОЦИТОВ.

1. Морфологические изменения в эритроцитах.

1.1. Изменения величины эритроцитов

1.2. Изменение формы эритроцитов.

1.3. Изменение окраски эритроцитов.

2. Дегенеративные изменения лейкоцитов.

3. Лейкоцитоз. Сущность понятия. Возрастные изменения числа лейкоцитов и лейкоцитарной формулы. Причины лейкоцитоза.

4. Лейкозы. Сущность понятия. Некоторые признаки главных типов лейкозов.

5. Лейкоцитарная формула в норме и при патологии.

5.1. Нейтрофилия. Основные причины и клинические формы.

5.2. Эозинофилия. Основные причины и клинические формы.

5.3. Базофилия. Сущность и причины.

5.4. Моноцитоз. Причины и клинические формы.

5.5. Лимфоцитоз. Основные причины и клинические формы.

6. Лейкопения. Сущность понятия. Основные причины лейкопении.

6.1. Нейтропения. Основные причины и клинические формы.

6.2. Агранулоцитоз. Сущность понятия. Виды.

6.3. Лимфоцитопения. Определение, основные причины.

6.4. Эозинопения и моноцитопения. Определение и основные причины.

7. Клинические следствия изменения количества лейкоцитов.

 

ЛЕКЦИЯ 6.ЛЕЙКЕМОИДНЫЕ РЕАКЦИИ. КЛИНИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЕМОГРАММЫ. КЛИНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ

1. Лейкемоидные реакции. Сущность понятия. Фазы течения. Классификация.

1.1. Лейкемоидные реакции лимфатического и моноцитарно-лимфатического типа

1.2. Лейкемоидные реакции миелоидного типа

1.3 Лейкемоидные реакции эозинофильного типа

2. Гематокрит. Определения понятия. Заболевания и состояния, сопровождающиеся изменением гематокрита.

3. Средний объем эритроцитов. Определение. Заболевания и состояния, сопровождающиеся изменением этого показателя.

4. Среднее содержание гемоглобина в эритроците. Сущность понятия.

5. Средняя концентрация гемоглобина в эритроците. Определение. Заболевания и состояния, сопровождающиеся изменением этого показателя.

6. Показатель распределения эритроцитов по объему. Определение.

7. Цветной показатель. Определение. Гипохромия. Гиперхромия.

8. LE – клеточный феномен. Сущность понятия. Причины возникновения.

9. СОЭ. Определение. Патофизиологические механизмы.

9.1. Лабораторное определение СОЭ.

9.2. Причины повышения СОЭ.

9.2.1. Воспалительные заболевания.

9.2.2. Инфекционные заболевания.

9.2.3. Онкологические заболевания.

9.2.4. Другие причины повышения СОЭ.

9.3. Причины снижения СОЭ.

 

ЛЕКЦИЯ 7.ГЕМОСТАЗ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ДИАТЕЗЫ. ТРОМБОЦИТОПЕНИИ. ТРОМБОЦИТОПАТИИ.

1. Нормальная физиология гемостаза.

1.1. Свертывающий каскад. Сущность. Фазы, факторы свертывания крови.

2. Противосвертывающие механизмы.

2.1. Антикоагулянты.

2.2. Фибринолиз. Сущность. Факторы, влияющие на фибринолиз.

3. Методы исследования гемостаза.

3.1.Исследования коагуляционного гемостаза.

3.2. Исследование микроциркуляторно-тромбоцитарного гемостаза

 

ЛЕКЦИЯ 8ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТНОГО МОЗГА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОСТНОГО МОЗГА. КОСТНО-МОЗГОВЫЕ ИНДЕКСЫ И ИХ ОЦЕНКА. НОРМАЛЬНЫЕ ЛИМФОАДЕНОГРАММЫ И СПЛЕНОГРАММЫ.

1. Гемопоэз во взрослом организме.

1.1. Морфофункциональные особенности костного мозга и его роль в гемопоэзе

1.2. Структура, функции и роль селезенки в гемопоэзе.

1.3. Структура, функции лимфоузлов, их роль в гемопоэзе.

1.4. Морфофункциональные особенности тимуса и его роль в гемопоэзе.

2. Нормальная миелограмма. Сущность понятия, приготовление и окраска мазков, значение исследования.

2.1. Значение изменений миелограммы.

3. Нормальные лимфоаденограмма и спленограмма. Сущность, нормальные показатели.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

ХХ век обогатил исторический словарь многочисленными понятиями, среди которых в медицине это «клиническая лабораторная диагностика», сформировавшаяся на ниве бурно развивающихся естественнонаучных дисциплин: физики, химии, электроники и др. Она явилась следствием естественного стремления клинических дисциплин к объективизации диагностики.

Для медицины ХХI века путь развития безальтернативен: применение разнообразных объективных исследований с верификацией их диагностической информативности. Наиболее перспективным в этом направлении является оценка состояния организма на клеточном, молекулярном уровне, то есть «ин витро» диагностика. Иначе говоря, лабораторная диагностика становится и важным звеном доказательной медицины и инициатором научных исследований в различных клинических областях.

Мы являемся свидетелями и участниками качественной модернизации лабораторных технологий. Вместе с тем, возрастание «рейтинга» клинической лабораторной диагностики существенно зависит от качества преаналитического этапа исследования, который обеспечивается трудом среднего медицинского персонала.

В настоящее время правильный выбор объема лабораторных диагностических тестов и углубленное научное их толкование во многом предопределяют успех и своевременность постановки диагноза, выбор терапии, контроль за ее эффективностью.

Основное значение, в курсе лекций, придавалось наиболее широкому клиническому толкованию лабораторных тестов с углубленным патогенетическим их обоснованием.

Основное внимание мы уделили теоретической и практической гематологии: теории кроветворения, функциональной характеристике гемопоэтических клеток, классификации лейкозов, качественным изменениям и аномалиям лейкоцитов и эритроцитов, лейкемоидным реакциям, свертывающей системе крови, разнообразным нарушениям в системе гемостаза.

Несмотря на большое число достаточно авторитетных систематизированных справочных изданий, пособий для средних медицинских работников по лабораторной диагностике недостаточно.

Мы надеемся, что этот курс лекций окажется полезным студентам фармацевтических и медицинских вузов при подготовке к практическим занятиям по лабораторной диагностике.

Все критические замечания и пожелания по поводу настоящего учебного пособия будут приняты авторами с благодарностью.

 


ЛЕКЦИЯ №1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ

План.

1. Клиническая лабораторная диагностика в медицинских учреждениях. Определения, понятия. Задачи. Основные направления развития.

1.1. Организация лабораторной службы.

1.2. Организация труда персонала лаборатории.

1.2.1. Персонал лаборатории.

1.2.2. Обязанности лаборанта, права. Оценка работы лаборанта.

1.2.3. Помещение лаборатории.

1.2.4. Санитарно-противоэпидемический режим в клинико-диагностической лаборатории.

1.2.5. Охрана труда и техника безопасности.

1.2.6. Виды документации в лаборатории.

2. Подготовка больного к общеклиническим исследованиям.

3. Этапы проведения лабораторного исследования в клинико-диагностической лаборатории.

4. Правила медицинской этики и деонтологии.

5. Автоматизация диагностических лабораторий.

Клиническая лабораторная диагностика в медицинских учреждениях.

 

Лабораторная диагностика – это раздел клинической диагностики, которая изучает и оценивает физиологическое и патологическое состояние организма, выявляет заболевание, клеточный и химический состав, биологические особенности тканей и жидкостей организма, возбудителей болезней.

Клиническая лабораторная диагностика в современной медицине занимает одно из ведущих мест в ряду объективных диагностических исследований. Отражая метаболические и клеточные процессы, лабораторные данные позволяют выявить отклонения от нормы иногда задолго до появления субъективных ощущений, клинических проявлений и видимых изменений структуры пораженных органов.

В задачи клинической лабораторной диагностики входит изучение закономерностей и установление пределов нормальных индивидуальных колебаний каждого исследуемого параметра состава биологических тканей и жидкостей; изучение закономерности взаимосвязи патологических отклонений этих параметров с конкретными формами патологии; разработка методов исследования химического и клеточного состава биологических жидкостей; разработка требований к качеству выполнения аналитических методов и средств обеспечения этих требований; установление диагностической ценности отдельных лабораторных тестов и их комбинаций, разработка оптимальных способов их применения в диагностики болезней.

В клинической медицине методы лабораторной диагностики применяют, главным образом, для установления диагноза болезни, для характеристики тяжести, периода и срока заболевания, иногда для определения его прогноза, а также для контроля за результатами лечения.

Основными направлениями в развитии лабораторной диагностике является централизация, автоматизация, унификация(стандартизация), интенсификация лабораторных исследований, что способствуют наиболее быстрому, рациональному достижению конечного результата исследования, распознанию заболевания. Дальнейшему развитию лабораторной диагностики предшествуют мероприятия по усовершенствованию системы управления лабораторной службой, контроля качества, материально-технического обеспечения лабораторных исследований. В этом процессе большую роль играет научная организация труда, унифицированная отчетная и учетная документация, активная рационализаторская деятельность, четкая работа службы ремонта аппаратуры, метрологического контроля. Особенное место среди этих мероприятий отводят повышению уровня подготовки фельдшеров-лаборантов, которые должны совершенно владеть современными, иногда очень сложными лабораторными методами исследованиями.

Основную ответственность за правильность диагноза несет клиницист. Тем не менее, его задача существенно облегчается благодаря сотрудничеству с различными диагностическими службами, среди которых лаборатория занимает важное место. Ценность взаимодействия лаборатории и лечебного учреждения определяется не только тем, насколько качественно проводятся исследования и насколько широк их спектр, но и тем, насколько верно врачи-клиницисты в своей практической работе способны интерпретировать полученные результаты.

Взаимоотношения работников лабораторных служб и врачей-клиницистов многогранны. Так, врач лечебного учреждения организовывает забор необходимого материала на исследование. Для этого он точно должен знать возможности лаборатории и использовать их в полной мере, клиницисту необходимо владеть информацией о правилах забора образца на исследование, требующих учитывать влияние времени суток, период полураспада исследуемых биологически активных веществ, влияние окружающей температуры на образец, производить своевременную отмену некоторых лекарственных препаратов перед лабораторным обследованием пациента и многое другое. В противном случае труд многих медицинских работников, включая самого лечащего врача, может привести к постановке ошибочного диагноза и оказаться пустой тратой времени и средств.

В свою очередь, сотрудники лаборатории не должны рассматривать свое участие в диагностическом процессе как механическое выполнение заказов врачей лечебного учреждения. Врачи-лаборанты и фельдшеры-лаборанты должны обладать достаточными профессиональными знаниями для консультирования клиницистов по всему спектру полученных лабораторных результатов, интерпретации обнаруженных отклонений и, при возникшей необходимости, назначения дополнительных лабораторных исследований с целью установления достоверного диагноза.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.