Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 72 с.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
С
Артикуляционная поза:
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата: Постановка: Основные направления автоматизации: С’(мягкий)
Артикуляционная поза:
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата: Постановка: Основные направления автоматизации:
З Артикуляционная поза:
Постановка: Основные направления автоматизации:
З"(мягкий)
Артикуляционная поза:
Постановка: Основные направления автоматизации:
Ц
Артикуляционная поза:
Постановка: Основные направления автоматизации:
ВВЕДЕНИЕ
Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий.
Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия.
Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.).
В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия:
1 — свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц.
2 — шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
3 — соноры Л — Ль.
4 — соноры Р — Рь.
Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала:
- во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков;
- во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках;
- в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью;
- в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец,
- в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок,а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.
Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками
для автоматизации звуков:
1.Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.
2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»).
3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»).
4. Выделение ударного слога («Эхо»).
5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.
6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.
7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.
8. Образование и употребление различных падежных форм существительных (« Эхо», « Закончи предожение », « Скажи дальше », « Потерялись слова»).
9.Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»).
10.Прямой и обратный счет с предметами: (1,1, 2, 3).
11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, моии проговаривание полученных словосочетаний.
12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой- маленький»).
15. Образование от существительных относительных прилагательных.
16. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
С
Артикуляционная поза:
- губырастянуты в улыбку,
- зубызаборчиком со щелью,
- кончикязыка за нижними зубами,
- воздушная струяхолодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата: