Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выбор типа канала сбыта



 

Выбор сбытового канала— это стратегическое решение, так как обращение к посредникам означает для предприятия потерю контроля над определенными элементами процесса доведения товаров до потребителя и коммерциализации.

Предприятие должно принять решение о том, какие функции оно берет на себя, а какие делегирует посредникам.

Решение принять все функции на себя оправдано в том случае, если предприятие способно реализовать их с меньшими издержками и с лучшим качеством, чем потенциальный партнер-посредник. Поэтому теоретически наилучшим является тот канал сбыта, который обеспечивает:

а) исполнение всех промежуточных функций лучше конкурентов;

б) более низкую относительную долю расходов в сравнении с другими каналами.

Выбор конкретного канала сбыта определяется рядом факторов, характеризующих состояние рынка, покупателей товаров, самого предприятия и торгового посредника.

Так среди характеристик рынка выделяют: его размер, доступность, протяженность и др.

Среди характеристик производимого товара учитывают технологическую сложность, стадию жизненного цикла, габариты и вес, стандартизацию, серийность, ценность и пр.

Характеристиками предприятия являются: ассортимент, финансовые ресурсы, масштаб деятельности, известность и репутация.

Характеристиками покупателей являются: количество, величина и регулярность покупок, их концентрация.

К характеристикам торговых посредников относят их доступность, издержки на привлечение и уровень обслуживания.

Структура канала сбыта в общем виде представлена на рис. 15.

 
 

 

 


Рис. 15. Структура канала сбыта

Посредников разделяют на независимых и связанных с производителем.Независимые имеют право собственности на товар, приобретаемое вместе с товаром у производителя. Связанные с производителем этим правом не обладают.

Независимые оптовые посредникиэто оптовые торговцы, дистрибьюторы регулярные, маклеры.

Оптовые торговцы и дистрибьюторы арендуют или обладают складскими помещениями и выполняют, как правило, в полном объеме все виды посреднических функций, перепродавая товары различным торговцам товары конечного потребления и непосредственно потребителям товары производственного назначения.

Сбыт через оптовика рекомендуется в случаях когда:

· потребителей очень много и необходимо создание мощной сбытовой сети, а средств для этого у предприятия не хватает;

· рынок очень разбросан географически, так что ни прямой сбыт, ни сбыт при помощи связанного посредника не являются рентабельными;

· требуются частые срочные поставки небольших партий товара;

· разница между продажной ценой и себестоимостью товара невелика, поэтому содержание собственной сбытовой сети не оправдано;

· можно значительно сэкономить на транспортных расходах, поставляя крупные партии товаров небольшому числу оптовиков.

Дистрибьютор —независимая посредническая организация, осуществляющая сбыт продукции розничным торговцам и предприятиям на основе оптовых ее закупок у предприятий-производителей. Дистрибьюторы могут предоставлять своим клиентам услуги по хранению и доставке продукции, кредитованию. Они стараются установить длительные контакты с производителями и потребителями на договорной основе. В соглашении с клиентами оговариваются размеры наценок (скидок) к основной цене реализуемого товара. Величина наценок (скидок) варьируется в зависимости от вида продукции, сроков выполнения заказов, величины партии поставок товаров, порядка их доставки с баз и складов, вариантов оплаты поставленных товаров (с рассрочкой или без рассрочки платежа) и т.п.

Наценки (скидки) являются источником доходов дистрибьюторов и компенсируют его затраты по организации коммерческой деятельности, закупкам, хранению и продаже товаров.

Маклерыне арендуют и не обладают складскими помещениями, а поэтому выполняют функции исключающие хранение — складирование и связанные с ними технологические функции. Действуют по поручению клиентов и за их счет на товарных биржах. Имеют право юридического лица и специализируются на определенных видах биржевых операций. Маклеры объединяются в маклерские конторы и фирмы, оказывающие посреднические услуги и взимающие за них комиссионные, устанавливаемые биржевым комитетом.

Независимые розничные торговцы продают товары конечным потребителям. Различают торговцев широкого профиля и специализированных торговцев.

Для настоящего времени характерна тенденция к созданию интегрированных сбытовых каналов, объединяющих функции оптовой и розничной торговли товарами конечного потребления. Они представлены такими организационными формами как супер- и гипермаркеты или сети магазинов. В сочетании с системой самообслуживания их конкурентными преимуществами являются:

· широкий запрос ассортимента;

· низкие закупочные цены;

· небольшая торговая наценка и низкие продажные цены;

· динамичное продвижение товаров;

· экономия на масштабе организации и управления;

· удобные формы и сроки платежей

Связанные с производителем сбытовые каналы не являются собственниками товара и к их числу относятся:

· брокеры,

· агентства (промышленные, сбытовые),

· комиссионеры,

· закупочные организации.

Агенты, брокеры и комиссионеры реализуют товар от имени производителя на условиях определенного процента от объема сбыта или фиксированного вознаграждения за каждую проданную единицу товара (ими могут быть как физические, так и юридические лица).

Агенты являются представителями производственного предприятия с ограниченным, как правило, правом ведения переговоров.

Брокеры являются посредниками по обеспечению сделок по поручению и за счет клиентов на биржах не обладая полным правом собственности и правомочием распоряжаться товаром. Оплата услуг брокеров производится только за результативные сделки.

Комиссионеры, в отличие от брокеров, имеют товары в своем распоряжении и осуществляют сбытовую деятельность на условиях консигнации (от своего имени, но за счет производителя). Комиссионеры, как и оптовики и дистрибьюторы имеют в своем распоряжении складские площади.

Закупочныеили подобные (экспедиционно-импортные и др.) организации — это коллективные брокеры или агенты, самостоятельные в правовом отношении, но работающие также на условиях комиссионной оплаты.

В структуре канала сбыта присутствуют и обслуживающие посредники, то есть не связанные с основными коммерческими функциями и выполняющие функции транспортировки, хранения товаров и т.д. Их деятельность обеспечивает выполнение основных сбытовых функций.

Также в структуре канала сбыта функционируют посредники, осуществляющие обратное движение основных потоков. Эти функции могу выполнять как те же самые посредники, которые участвуют в прямом движении товаров, так и специальные посредники. Выделяют каналы вторичной переработки и каналы возврата.

В любом случае, при выборе посредника необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. убедиться, что выбранный посредник не работает одновременно на конкурирующее предприятие (так как в таком случае сделки, осуществляемые им для вашего предприятия, могут быть низкоэффективными);

2. отдавать предпочтение посреднику, специализирующемуся на данном виде товара, а не универсального;

3. выяснить уровень Материально–технической базы посредника (складские хозяйства, транспорт и т.п.), уровень квалификации персонала, источники финансирования, имидж;

4. лично посетить фирму посредника и убедиться в достоверности информации о нем, его компетентности;

5. заключить пробное, краткосрочное соглашение о посредничестве;

6. во избежание зависимости от одного посредника и для снижения риска желательно сотрудничать с несколькими.

В таблице 7. Представлена сравнительная характеристика каналов сбыта.

Таблица 7. Сравнительная оценка каналов сбыта

Факторы Оценка Тип канала
Прямой Опосредованный Комментарии
короткий длинный
Покупатели          
· количество большое   ** *** · сокращение числа связей
· концентрация высокая ** ***   · относительно низкие средние издержки (на одну связь)
· объем покупок большой ***     · относительно быстрое возмещение издержек (на установление связи)
· регулярность покупок нерегулярные   ** *** · относительно низкие издержки поставок частых и небольших объемов партий товара
· оперативность покупок высокая   ** *** · относительно низкие издержки хранения текущих запасов в местах продаж (поставок)
Товар          
· характер потребления текущего потребления (расходуемый товар) ***     · оперативная (быстрая и частая доставка)
· объем поставок большой *** **   · относительно низкие издержки доставки (транспортировки)
· техническая сложность несложный   ** *** · невысокий уровень требований к обслуживанию
· стандарт нестандартизированный ***     · численность для специального потребления
· стадия жизненного цикла стадия запуска *** **   · регулярный контроль запуска, производства и использования нового товара

 

Продолжение таблицы 7

· стадия жизненного цикла стадия запуска *** **   · регулярный контроль запуска, производства и использования нового товара
· ценность высокая ***     · относительно быстрая амортизация издержек поставки
Предприятие          
· финансовые ресурсы Достаточно ограниченные   ** *** · относительно низкие издержки сбыта
· ассортимент товаров полный *** **   · полное обслуживание
· уровень управления высокий ***     · полное прямое управление сбытом
· известность, репутация широкая, высокая   ** *** · устойчивые, длительные, эффективные связи с посредниками
· охват широкий   ** *** · интенсивный характер сбыта
· проникновение глубокое   ** *** · стратегия вытягивания

 

Управление деятельностью посредников является обязательным элементом сбытовой работы и предполагает:

· развитие у нее чувства лояльности к предприятию, к результатам его деятельности;

· обеспечение им соответствующего вознаграждения;

· обучение, повышение квалификации;

· определение стандартов обслуживания, разработку функциональных обязанностей;

· объективную оценку соответствия обслуживания принятым стандартам;

· эффективную систему связей с каждым из посредников.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.