Выбор сбытового канала— это стратегическое решение, так как обращение к посредникам означает для предприятия потерю контроля над определенными элементами процесса доведения товаров до потребителя и коммерциализации.
Предприятие должно принять решение о том, какие функции оно берет на себя, а какие делегирует посредникам.
Решение принять все функции на себя оправдано в том случае, если предприятие способно реализовать их с меньшими издержками и с лучшим качеством, чем потенциальный партнер-посредник. Поэтому теоретически наилучшим является тот канал сбыта, который обеспечивает:
а) исполнение всех промежуточных функций лучше конкурентов;
б) более низкую относительную долю расходов в сравнении с другими каналами.
Выбор конкретного канала сбыта определяется рядом факторов, характеризующих состояние рынка, покупателей товаров, самого предприятия и торгового посредника.
Так среди характеристик рынка выделяют: его размер, доступность, протяженность и др.
Среди характеристик производимого товара учитывают технологическую сложность, стадию жизненного цикла, габариты и вес, стандартизацию, серийность, ценность и пр.
Характеристиками предприятия являются: ассортимент, финансовые ресурсы, масштаб деятельности, известность и репутация.
Характеристиками покупателей являются: количество, величина и регулярность покупок, их концентрация.
К характеристикам торговых посредников относят их доступность, издержки на привлечение и уровень обслуживания.
Структура канала сбыта в общем виде представлена на рис. 15.
Рис. 15. Структура канала сбыта
Посредников разделяют на независимых и связанных с производителем.Независимые имеют право собственности на товар, приобретаемое вместе с товаром у производителя. Связанные с производителем этим правом не обладают.
Оптовые торговцы и дистрибьюторы арендуют или обладают складскими помещениями и выполняют, как правило, в полном объеме все виды посреднических функций, перепродавая товары различным торговцам товары конечного потребления и непосредственно потребителям товары производственного назначения.
Сбыт через оптовика рекомендуется в случаях когда:
· потребителей очень много и необходимо создание мощной сбытовой сети, а средств для этого у предприятия не хватает;
· рынок очень разбросан географически, так что ни прямой сбыт, ни сбыт при помощи связанного посредника не являются рентабельными;
· требуются частые срочные поставки небольших партий товара;
· разница между продажной ценой и себестоимостью товара невелика, поэтому содержание собственной сбытовой сети не оправдано;
· можно значительно сэкономить на транспортных расходах, поставляя крупные партии товаров небольшому числу оптовиков.
Дистрибьютор —независимая посредническая организация, осуществляющая сбыт продукции розничным торговцам и предприятиям на основе оптовых ее закупок у предприятий-производителей. Дистрибьюторы могут предоставлять своим клиентам услуги по хранению и доставке продукции, кредитованию. Они стараются установить длительные контакты с производителями и потребителями на договорной основе. В соглашении с клиентами оговариваются размеры наценок (скидок) к основной цене реализуемого товара. Величина наценок (скидок) варьируется в зависимости от вида продукции, сроков выполнения заказов, величины партии поставок товаров, порядка их доставки с баз и складов, вариантов оплаты поставленных товаров (с рассрочкой или без рассрочки платежа) и т.п.
Наценки (скидки) являются источником доходов дистрибьюторов и компенсируют его затраты по организации коммерческой деятельности, закупкам, хранению и продаже товаров.
Маклерыне арендуют и не обладают складскими помещениями, а поэтому выполняют функции исключающие хранение — складирование и связанные с ними технологические функции. Действуют по поручению клиентов и за их счет на товарных биржах. Имеют право юридического лица и специализируются на определенных видах биржевых операций. Маклеры объединяются в маклерские конторы и фирмы, оказывающие посреднические услуги и взимающие за них комиссионные, устанавливаемые биржевым комитетом.
Независимые розничные торговцы продают товары конечным потребителям. Различают торговцев широкого профиля и специализированных торговцев.
Для настоящего времени характерна тенденция к созданию интегрированных сбытовых каналов, объединяющих функции оптовой и розничной торговли товарами конечного потребления. Они представлены такими организационными формами как супер- и гипермаркеты или сети магазинов. В сочетании с системой самообслуживания их конкурентными преимуществами являются:
· широкий запрос ассортимента;
· низкие закупочные цены;
· небольшая торговая наценка и низкие продажные цены;
· динамичное продвижение товаров;
· экономия на масштабе организации и управления;
· удобные формы и сроки платежей
Связанные с производителем сбытовые каналыне являются собственниками товара и к их числу относятся:
· брокеры,
· агентства (промышленные, сбытовые),
· комиссионеры,
· закупочные организации.
Агенты, брокеры и комиссионеры реализуют товар от имени производителя на условиях определенного процента от объема сбыта или фиксированного вознаграждения за каждую проданную единицу товара (ими могут быть как физические, так и юридические лица).
Агенты являются представителями производственного предприятия с ограниченным, как правило, правом ведения переговоров.
Брокеры являются посредниками по обеспечению сделок по поручению и за счет клиентов на биржах не обладая полным правом собственности и правомочием распоряжаться товаром. Оплата услуг брокеров производится только за результативные сделки.
Комиссионеры, в отличие от брокеров, имеют товары в своем распоряжении и осуществляют сбытовую деятельность на условиях консигнации (от своего имени, но за счет производителя). Комиссионеры, как и оптовики и дистрибьюторы имеют в своем распоряжении складские площади.
Закупочныеили подобные (экспедиционно-импортные и др.) организации — это коллективные брокеры или агенты, самостоятельные в правовом отношении, но работающие также на условиях комиссионной оплаты.
В структуре канала сбыта присутствуют и обслуживающие посредники, то есть не связанные с основными коммерческими функциями и выполняющие функции транспортировки, хранения товаров и т.д. Их деятельность обеспечивает выполнение основных сбытовых функций.
Также в структуре канала сбыта функционируют посредники, осуществляющие обратное движение основных потоков. Эти функции могу выполнять как те же самые посредники, которые участвуют в прямом движении товаров, так и специальные посредники. Выделяют каналы вторичной переработки и каналы возврата.
В любом случае, при выборе посредника необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. убедиться, что выбранный посредник не работает одновременно на конкурирующее предприятие (так как в таком случае сделки, осуществляемые им для вашего предприятия, могут быть низкоэффективными);
2. отдавать предпочтение посреднику, специализирующемуся на данном виде товара, а не универсального;
3. выяснить уровень Материально–технической базы посредника (складские хозяйства, транспорт и т.п.), уровень квалификации персонала, источники финансирования, имидж;
4. лично посетить фирму посредника и убедиться в достоверности информации о нем, его компетентности;
5. заключить пробное, краткосрочное соглашение о посредничестве;
6. во избежание зависимости от одного посредника и для снижения риска желательно сотрудничать с несколькими.
В таблице 7. Представлена сравнительная характеристика каналов сбыта.
Таблица 7. Сравнительная оценка каналов сбыта
Факторы
Оценка
Тип канала
Прямой
Опосредованный
Комментарии
короткий
длинный
Покупатели
· количество
большое
**
***
· сокращение числа связей
· концентрация
высокая
**
***
· относительно низкие средние издержки (на одну связь)
· объем покупок
большой
***
· относительно быстрое возмещение издержек (на установление связи)
· регулярность покупок
нерегулярные
**
***
· относительно низкие издержки поставок частых и небольших объемов партий товара
· оперативность покупок
высокая
**
***
· относительно низкие издержки хранения текущих запасов в местах продаж (поставок)
Товар
· характер потребления
текущего потребления (расходуемый товар)
***
· оперативная (быстрая и частая доставка)
· объем поставок
большой
***
**
· относительно низкие издержки доставки (транспортировки)
· техническая сложность
несложный
**
***
· невысокий уровень требований к обслуживанию
· стандарт
нестандартизированный
***
· численность для специального потребления
· стадия жизненного цикла
стадия запуска
***
**
· регулярный контроль запуска, производства и использования нового товара
Продолжение таблицы 7
· стадия жизненного цикла
стадия запуска
***
**
· регулярный контроль запуска, производства и использования нового товара
· ценность
высокая
***
· относительно быстрая амортизация издержек поставки
Предприятие
· финансовые ресурсы
Достаточно ограниченные
**
***
· относительно низкие издержки сбыта
· ассортимент товаров
полный
***
**
· полное обслуживание
· уровень управления
высокий
***
· полное прямое управление сбытом
· известность, репутация
широкая, высокая
**
***
· устойчивые, длительные, эффективные связи с посредниками
· охват
широкий
**
***
· интенсивный характер сбыта
· проникновение
глубокое
**
***
· стратегия вытягивания
Управление деятельностью посредников является обязательным элементом сбытовой работы и предполагает:
· развитие у нее чувства лояльности к предприятию, к результатам его деятельности;
· обеспечение им соответствующего вознаграждения;
· обучение, повышение квалификации;
· определение стандартов обслуживания, разработку функциональных обязанностей;