Задание направленно на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: Две двухсоставные матрешки для детей 2 – 2,5 лет (трехсоставные для детей 2,5 – 3 лет).
Проведение обследования: Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: Взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее, взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл-ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, стучит, кидает, зажимает ее в руке и т.д.
2 балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий: заинтересован в конечном результате.
Разборка и складывание пирамидки
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящихся действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.
Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку разобрать пирамиду. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.
Обучение: Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.
2 балла - ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла - ребенок сразу принимает задание; понимает его; но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4 балла - ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец, определена ведущая рука; имеется четкая согласованность обеих рук; заинтересован в конечном результате.
Парные картинки
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестов инструкции.
Оборудование: Две пары предметных картинок для детей 2 – 2,5 лет.(четыре пары для детей 2,5 – 3 лет)
Проведение обследования: Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится у взрослого. Взрослый достает одну из них показывает ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: Если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.
2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки, к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку. После обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
Цветные кубики
Задание направленно на выделение цвета как признака, различие и называние цвета.
Оборудование: Цветные кубики - два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).
Проведение обследования: Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Какого цвета этот кубик?».
Обучение: В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное, выполнение задания.
Оценка действий ребенка:
1 балл -ребенок не различает цвета даже после обучения.
2 балла - ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3 балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4 балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
Разрезные картинки
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: Две одинаковые, предметные картинки, одна из которых разрезана на две части для детей 2 – 2,5 лет. (три части для детей 2,5 – 3 лет)
Проведение обследования: Взрослый показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку. «Сделай целую картинку».
Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку, просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, исследователь сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается сложить части разрезной картинки друг с другом.
2 балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.
3 балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4 балла - ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.