1. Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
2. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
3. Разработка задач для обследования воспитанников.
4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
5. Подготовка материала для диагностики.
6. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»
7. Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия).
8. Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
9. В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.
10. По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.
Результаты работы малыша позволят оценить уровень развития мышления ребенка, чувственного восприятия, предпосылок к продуктивной деятельности.
Задания методики очень простые, их может дать ребенку мама, даже не имеющая психологического или педагогического образования. Кстати, за подобное исследование в ШР придется выложить немалые деньги.
Материал будет очень полезен мамам, воспитывающим особых детей. Предлагаемая методика популярна в домах ребенка. Поэтому ее результаты будут интересны тем, кто думает об усыновлении конкретного малыша.пособиями к каждому заданию служат развивающие игрушки для самых маленьких, которые, скорее всего, есть в доме в избытке. (Если чего-то не окажется, это повод для пополнения детской вашего ребенка!)
При отборе заданий, автор исходила из закономерностей развития нормально развивающихся детей и особенностей умственно отсталых сверстников раннего возраста.
Необходимо отметить, что результаты исследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком удалось наладить доброжелательный контакт, и он захотел принять посильное участие в эксперименте, т.е. был достаточно заинтересован; следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка.
Параметры оценки умственного развития детей раннего возраста
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста можно считать:
· принятие задания;
· способы выполнения задания;
· обучаемость в процессе обследования;
· отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания
Т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослыми.
Способы выполнения задания
Отмечается:
· самостоятельное выполнение задания;
· выполнение задания с помощью взрослого т.е. возможно диагностическое обучение;
· самостоятельное выполнение задания после обучения.
Адекватность действий определяется, как соответствие действий ребенка условиями данного задания, диктуемым характером материала и требованиям инструкции. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных. Отдельные задания дублируются. Это делается для того, чтобы исключить некоторые случайные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).
Обучаемость
При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.
В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды деятельности: Выполнение действий по подражанию.
Выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, речевой инструкцией.
На уровне подражания (действия одновременно со взрослым) ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания. Количество показов способов выполнения задания не должно превышать трех раз. Речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка.
Обучаемость, т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта с нарушениями эмоциональной сферы.