Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В) Структура содержания темы. ГОУ ВПО Росздрава Тюменская государственная медицинская академия



ГОУ ВПО Росздрава Тюменская государственная медицинская академия

Кафедра клинической фармакологии

Клиническая фармакология средств, используемых при синдроме бронхиальной обструкции

Методическая рекомендация для студентов лечебного факультета

1.Тема занятия:Клиническая фармакология средств, используемых в терапии БОС.

2. Значение изучения темы: В настоящее время в России приняты единые подходы к диагностике и лечению БА и ХОБЛ, основанные на международных лечебно-диагностических программах по БА (GINA, последний пересмотр – 2002 г.) и по ХОБЛ (COLD, последний пересмотр 2003 г.)

Однако, несмотря на это в клинической практике в терапии БА и ХОБЛ часто встречается нерациональное использование лекарственных средств: недооценивается важность регулярной базисной терапии БА; возникают сложности в выборе базисного или симптоматического средства.

Полученные знания об особенностях механизмов действия, побочных эффектах отдельных групп лекарственных препаратов будут использованы при обучении на кафедре госпитальной терапии, семейной медицины и в практической деятельности врача для проведения рациональной фармакотерапии БА и ХОБЛ.

3. Цель занятия:

А) Цель изучения темы: на основании знаний клинико-фармакологических свойств препаратов, используемых в терапии БОС, уметь обосновать и назначить рациональную фармакотерапию бронхиальной астмы и ХОБЛ в реальных условиях.

Для этого надо:

А) знать: механизм действия лекарственных средств, фармакокинетику, показания, противопоказания, побочные эффекты лекарств.

Б) уметь: - обосновать назначение, выбор и длительность применения лекарства, своевременно оценить эффективность и безопасность препарата, обосновать рациональные комбинации лекарственных средств,

- выписать и предложить замену:

1. аминофиллин 8. кромоглициевая кислота и ее натриевая соль
2. амброксол 9. преднизолон
3. беклометазон 10. сальбутамол
4 .бромгексин 11. теофиллин
5. будесонид 12. формотерол
6. ипротропия бромид+фенотерол 13. формотерол+будесонид
7. гидрокортизон  

В) иметь представление:о контролируемых клинических испытаниях указанных препаратов, о новых лекарственных препаратах, о роли и месте лекарственных препаратов в стандартах лечения и лекарственных формулярах ЛПУ.

Иметь навыки:

1) анализа листа назначения конкретного больного,

2) работы с информационным материалом (аннотациями, справочной и периодической литературой по фармакотерапии).

 

4. План изучения темы (180 минут):

1) Оценка исходного уровня знания рецептуры (6-8 рецептов по теме) (10 мин.)

2) Курация больных, работа с аннотациями (45 мин.) (самостоятельная работа)

3) Клинико-фармакологический разбор по теме занятия (45 мин.)

4)Перерыв (5 мин.)

5) Обсуждение и анализ фармакотерапии тематических больных (45 мин.)

6) Клинико-фармакологическая характеристика препаратов, используемых для экстренной помощи при септическом шоке (20 мин.)

7) Обсуждение результатов занятия (5 мин.)

8) Задание на следующее занятие (5 мин.)

 

Самостоятельная работа студентов.

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы

1.Понятие о синдроме бронхиальной обструкции (факультетская терапия)

2.Клиническая картина бронхиальной астмы (пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия)

3.Причины, стадии, клиника астматического статуса (факультетская терапия)

4.Механизм действия бета2-адреномиметиков (фармакология)

5.Механизм действия, побочные эффекты метилксантинов (фармакология)

6. Механизм действия, побочные эффекты ингибиторов дегрануляции тучных клеток (фармакология)

7. Механизм действия, побочные эффекты ИГКС (фармакология)

8.Классификация, механизм действия отхаркивающих препаратов и муколитиков (фармакология)

 

 

Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня:

Вопросы исходного уровня:

1. Перечислить препараты, используемые для оказания экстренной помощи при бронхоспазме.

А. В2-агонисты короткого действия, теофиллины короткого действия, системные ГКС.
Б. B2-агонисты длительного действия, теофиллины пролонгированного действия.
В. Ингаляционные глюкокортикостероиды, нестероидные противовоспалительные средства.

 

2. Указать препараты, используемые для профилактики приступов бронхиальной астмы.

А. Муколитики, отхаркивающие средства.
Б. Эуфиллин.
В. B2-агонисты длительного действия.

3.Терапевтический эффект кромогликата натрия при бронхиальной астме обусловлен (выберите один правильный ответ):

А.бронходилятирующим действием

Б.стабилизацией мембран тучных клеток

В.антигистаминным действием

Г.стероидоподобным действием

 

4.Клинический эффект от назначения ингаляционных кортикостероидов больным с бронхиальной астмой обычно отмечается через (выберите один правильный ответ):

А.1-2 часа

Б.1-2 дня

В.3-4 недели

Г.4-6 месяцев

 

5. Отметить побочные эффекты ингаляционных глюкокортикостероидов.

А. Риноррея.
Б. Дисфония, ротоглоточный кандидоз.
В. Рефлекторный брохоспазм.

 

6. Клинико-фармакологической характеристикой атровента является утверждение.

А. Обладает отсроченной бронхолитической активностью, меньшей бронхолитической активностью, чем В-агонисты, но большейбезопасностью.
Б. Используют для купирования бронхоспазма, он опаснее В-агонистов.
В. Обладает более мощным бронхолитическим эффектом,чем В-агонисты, он безопаснее их.

 

7. Отметить показания к назначению атровента.

А. Бронхиальная астма у пожилых, сопутствующий обструктивный бронхит, ваготония.
Б. Атопическая бронхиальная астма.
В. Аспириновая астма.

8. Указать побочные эффекты теофиллина.

А. Диспепсия, нарушения сердечного ритма, возбуждение ЦНС.
Б.Брадиаритмия,, сонливость.
В. Нефротоксичность, угнетение ЦНС

9.Препарат беродуал представляет собой комбинацию (выберите один правильный ответ):

А. ипратропиум бромида и фенотерола

Б. ипратропиум бромида и сальбутамола

В. кромогликата натрия и фенотерола

Г. кромогликата натрия и сальбутамола

 

10. Отметиь муколитики.

А. Амброксол, бромгексин.
Б. Мукалтин, бронхикум.
В. Окселадин, бронхолитин.

 

 

В) Структура содержания темы

  1. Лекционный материал
  2. Э.А.Ортенберг «Клиническая фармакология, избранные лекции», 2004.
  3. «Клиническая фармакология и фармакотерапия» под редакцией Ю.Б. Белоусова, В.С. Моисеева, В.К. Лепахина
  4. «Клиническая фармакология» под редакцией Д.Р.Лоуренса, П.Н.Бенитта,
  5. «Базисная и клиническая фармакология» под редакцией Б.Картунга,
  6. «Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы»,

под редакцией А.Г. Чучалина, 2002 г.

  1. А.Г. Чучалин «Клинические рекомендации по ХОБЛ», 2001
  2. «Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания»

под редакцией А.Г. Чучалина, 2004 г.

  1. ХОБЛ. Практическое руководство для врачей, 2004 г.
  2. Формулярная система (Федеральное руководство), 2004-2006гг. сердечные гликозиды

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.