1. Сущность и предмет философских проблем естествознания.
2. Социальные функции естествознания.
3. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.
4. Принцип неисчерпаемости материи.
5. Многообразие связей частей в целое.
6. Вселенная в атоме. Атомы Вселенной.
7. Хаос и современность. Хаос и социальные катаклизмы.
8. Понимание хаоса как основания для установления упорядоченности.
9. Золотое сечение — одно из наиболее ярких проявлений гармонии природы.
10. Различие живой и неживой природы по принципам симметрии.
11. Симметрия и проблема поиска единого принципа для всего естествознания.
12. Обнаружение золотого сечения в различных областях внешнего мира.
13. Связь аддитивного и мультипликативного принципов при исследовании золотого сечения.
14. Биологическая вечность жизни.
15. Жизнь после смерти?
16. Субмикромир — колыбель жизни.
17. В консерватизме — мудрость природы.
18. Современные концепции происхождения жизни.
19. Эволюция и становление интеллекта.
20. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование.
21. Активность живого и проблемы целесообразности в современной биологии.
22. Управление и цель в живых системах.
23. Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени.
24. Путешествие в прошлое и будущее. Возможно ли это?
25. Секреты мироздания.
26. Параллельные миры и антимиры.
27. n-мерность пространства и времени.
28. Роль и место информации в ходе развития живой природы и общества.
29. Самоорганизация и развитие науки.
30. Синергетика и восточная философия о мировой гармонии.
31. Биосфера и предельные возможности Земли.
32. Прогнозы «Римского клуба» — путеводитель и тупик.
33. Единство живого вещества и биосферы Земли.
34. Проблема оптимизации биосферы.
35. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии.
36. Социальная экология и ее задачи.
37. Разработка эколого-этического аспекта морали.
38. Научно-технический прогресс, человек и проблемы экологической этики.
39. Социально-этические и гуманистические принципы биологического познания.
40. Ответственность ученых за судьбы мира.
41. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья.
42. Человек как часть монолита живого вещества.
43. Биологическая целостность мира.
44. Причуды генетики.
45. Генная инженерия. Новые возможности и проблемы.
46. Геномодифицированные организмы (ГМО) и проблема сохранения биосферы.
47. Социология и этика биологического познания.
48. Соотношение случайного и необходимого в развитии живого. Место случайности в механизме наследственности.
49. Возникновение генетической памяти и обратных связей.
50. Прогресс генетики и будущее человека .
51. Воспитание чувств и здоровья.
52. Экстрасенсы — миф или реальность?
53. Нетривиальные проблемы экологии человека и био-энергоинформатика.
54. Здоровье без лекарств.
Что такое жизнь?
Креационизм и его современное состояние
Гипотезы о происхождении жизни
Клонирование: плюсы и минусы
Солнечная активность и солнечно-земные связи
Космические циклы: климат и человек
Фракталы
Детерминированный хаос и фрактальность
Самоорганизация в природе
Синергетика и мышление
Ноосфера и ноосферное мышление
Тесты по КСЕ
для итогового тестирования
1. Выберите варианты ответов, дающие верное определение науки.
1) Наука – это совокупность способов деятельности людей, направленных на получение объективно-истинных знаний о мире и систематизацию доступной человеку и обществу информации.
2) Наука – это наличие объяснительного потенциала в знаниях о мире.
3) Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.
4) Наука – это появление особых людей в обществе с феноменальными способностями.
2. Выберите верное определение научной революции.
1) Научная революция – это открытие новых законов.
2) Научная революция – это переворот во взглядах на мир.
3) Научная революция – это смена парадигмы.
4) Научная революция – это сбор эмпирических фактов.
3. Выберите верные варианты ответов. Научно-техническая революция – это:
1) Коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.
2) Утверждение новых производственных отношений на основе изменившихся производительных сил общества.
3) Разновидность технического прогресса в условиях, когда происходит совпадение коренных преобразований науки и техники, и когда ведущая роль в развитии переходит к науке.
4) Более полное использование открытых законов природы и общества.
4. Выберите верные варианты ответов. Какие социальные последствия современной научно-технической революции положительного свойства можно считать общечеловеческими?
1) Сокращение необходимого рабочего времени для производства продукции.
2) Преобладание в общественном сознании элементов массовой культуры.
3) Возрастание жизненного уровня людей.
4) Интенсификация труда.
5. Религия использует веру людей в сверхъестественное и в чудеса. На что опирается наука, при объяснении природных и общественных явлений?
1) На мифы.
2) На эксперимент.
3) На законы природы и общества.
4) На интуицию.
6. Выберите специфические черты, присущие науке как сфере человеческой деятельности.
1) Изучает бытие в целом, а не отдельные фрагменты реальности.
2) Универсальность.
3) Получает знания, пригодные для отдельного народа, культуры.
4) Стремление постичь абсолютную истину.
7. Выделите признаки, отличающие науку от искусства.
1) Рациональность.
2) Восприятие мира на уровне образов.
3) Эмпирическая проверка полученных результатов.
4) Использование художественных образов.
8. Укажите время возникновения современной науки.
1) XIX век.
2) XVI- XVII века.
3) VI-IV века до н.э.
4) XX век.
9. Укажите черты, характеризующие отличительные особенности естествознания по сравнению с обществознанием.
1) Влияние ценностей существенно, значимо.
2) Идеологический нейтралитет.
3) Большое значение имеет переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему.